Записки либертарианца. Кодекс этики публичных служащих

1737 просмотров
Понедельник, 01 января 2018, 08:14
Валентин Хохлов
член правления ОО "Украинская альтернатива"

№ 7b. Кодекс этики и стандарт профессионального поведения публичных служащих

В предыдущей части записки были определены сферы компетенции испольнительной ветви власти, порядок ее формирования, особенности принятия решений.

В этой части остановимся на вопросах ответственности сотрудников исполнительной власти, и на этой основе построим более общую концепцию кодекса этики и стандартов профессионального поведения лиц, находящихся на публичной службе.

Суть профессиональной этики заключается в том, что раз уж работодатель вас нанял и платит вам деньги, то вы должны работать в его интересах в рамках оговоренных должностных обязанностей и в течение оговоренного рабочего времени, не использовать служебные ресурсы, рабочее время, служебный доступ к информации в личных целях, а также не извлекать личной выгоды из занимаемой должности. 

Это в полной мере применимо к любым публичным служащим. Они наняты гражданами и получают зарплату из денег налогоплательщиков. 

Существует множество кодексов профессиональной этики, принятых в корпорациях и общественных организациях. Вот, например, Кодекс Института CFA, который определяет стандарты этики инвестиционных менеджеров.

Здесь есть хорошая аналогия с публичной службой – инвестиционные менеджеры получают мандат на управление деньгами других лиц, а чиновники – на управление государством, что является совместной собственностью граждан. 

Исходя из этого, было бы верным конституционно закрепить такую формулировку Кодекса этики публичных служащих: 

Публичные служащие обязаны

Вести себя честно, порядочно и относиться справедливо ко всем гражданам и обществу в целом.

Осуществлять полное, правдивое и своевременное раскрытие информации о своей собственной деятельности и деятельности органов государственной власти.

Ставить интересы граждан и общества выше интересов государства и своих собственных интересов.

Воздерживаться от использования служебного положения, должностных полномочий или доступа к служебной информации для получения выгоды для себя или связанных лиц.

Требовать соблюдения Кодекса этики от других публичных служащих и повышать доверие общества к институтам государственной власти.

Вряд ли кто-либо будет оспаривать вышеприведенные положения. Но дьявол кроется в деталях. 

Поэтому необходимо конкретизировать применение этих положений в Стандартах профессионального поведения, которые могут быть приложением к Конституции, и предусмотреть ответственность за их нарушение.

Стандарт 1 – следование законодательству

Здесь необходимо выделить такие пункты:

Неукоснительное следование законодательству, а также законным распоряжениям прямых начальников. При наличии возможности неоднозначной или субъективной трактовки таковых следует выбирать такую трактовку, которая налагает наибольшие ограничения на самих публичных служащих и наименьшие ограничения на граждан.

Препятствование нарушению законодательства другими публичными служащими, обязательное раскрытие информации об известных нарушениях, категорический запрет на "защиту чести мундира" и "не выносить сор из избы".

Запрет на исполнение распоряжений, явно нарушающих законодательство, а также и законов, явно нарушающих Конституцию.

Стандарт 2 – этичность, независимость и объективность, что заключается в следующем:

Запрет на нечестность, обман, шантаж, мошенничество.

Запрет при исполнении должностных полномочий на дезинформацию или сокрытие значимой информации, в том числе под видом "информации для служебного пользования" или "государственной тайны", а также на использование непубличной информации в личных целях или передача ее связанным лицам (родственникам и т.п.).

Ограничение получения подарков и приобретения иных выгод (в том числе, званий, степеней, наград), которые могут поставить под сомнение независимость и объективность.

Запрет на незаконное обогащение, а именно – все активы публичных служащих должны быть задекларированы, а любое изменение их размера объясняться, в том числе все доходы, прирост активов, существенные статьи расходов.

Стандарт 3 – обязанности перед гражданами, как своими клиентами и своим конечным работодателем, включают:

Четкое понимание того, что законные права и интересы граждан, лиц без гражданства и юридических лиц имеют приоритет над интересами государства, его органов или отдельных публичных служащих.

Справедливое и равное отношение ко всем лицам, запрет на предоставление кому-либо из них преимуществ или наложение на кого-либо из них ограничений, не предусмотренных законодательством.

Учет индивидуальной ситуации, особенностей и пожеланий при рассмотрении вопросов, при условии соблюдении законодательства и предыдущего пункта.

Прямые, четкие, изложенные простым и понятным языком ответы на вопросы и обращения граждан, запрет на канцеляризм, отписки и "отфутболивание".

Сохранение конфиденциальности информации о гражданах, их проблемах, сути их обращений и т.п., за исключением случаев, когда закон предусматривает раскрытие такой информации.

Стандарт 4 – обязанности перед государством, как своим непосредственным работодателем, включают:

Использование своих знаний, умений и навыков, опыта и компетенций в полной мере на благо конечного работодателя, т.е. граждан.

Запрет на совмещение своей работы с другой оплачиваемой работой, кроме явно разрешенных законов случаев, без письменного разрешения начальства – и полный запрет даже с таким разрешением на совмещение, если это наносит вред работе в публичном органе власти или создает конфликт интересов.

Использование рабочего времени, служебного имущества, предоставленных полномочий и доступа к информации исключительно в рабочих целях, а также рациональное и бережное отношение к этим ресурсам, полный запрет на злоупотребление ими.

Ответственность за действия своих прямых подчиненных при исполнении должностных полномочий, в т.ч. за соблюдение ими Кодекса этики и данных Стандартов. 

Стандарт 5 – конфликт интересов, для избегания и ограничения чего требуется:

Полное, правдивое и своевременное раскрытие действительного или потенциального конфликта интересов, причем такое раскрытие должно быть сделано простым и понятным языком, без уверток или "замыливания".

При рассмотрении вопросов, которые затрагивают интересы связанных лиц, публичные служащие должны обязательно письменно уведомить об этом свое руководство и просить о передаче данного вопроса на рассмотрение иным служащим.

При получении любого подарка, вознаграждения или иной выгоды, которая не запрещена законом и превышает определенный уровень (например, необлагаемый минимум), публичный служащий должен письменно уведомить об этом руководство.

Полное содействие расследованиям нарушений Кодекса этики и данных Стандартов, как в отношении себя, так и в отношении других публичных служащих.

Ни один публичный служащий не может приступить к исполнению должностных полномочий, не подписав письменное обязательство выполнять данный Кодекс и Стандарты.

Любые известные нарушения должны раскрываться в письменной форме уполномоченному органу. Каждый год все публичные служащие должны письменно свидетельствовать об отсутствии нарушений, либо сообщать о нарушении и причинах, по которым оно не было своевременно раскрыто. 

Ответственность за нарушение данного Кодекса этики и Стандартов профессионального поведения – в диапазоне от предупреждения и выговора до увольнения с запретом на занятие должностей в течение определенного срока.

Расследование нарушений Кодекса этики и определение меры ответственности должно осуществляться не руководством конкретного публичного служащего, а особой комиссией, либо полностью независимой от государства либо имеющей достаточное количество независимых членов.

Разумеется, попытки использовать такие комиссии для внутренних интриг и сведения счетов без достаточных оснований должны сами по себе рассматриваться как нарушение Кодекса этики и караться по закону.

Валентин Хохлов, специально для УП

powered by lun.ua
Капитолий. Начало реванша Трампа
Дональд Трамп не сдастся сейчас, поскольку намерен баллотироваться на следующих президентских выборах. (укр.)
Заработать на смертях: как нас лишили мировой вакцины в 5 раз дешевле
Три доллара заплатила Всемирная организация здравоохранения за вакцину, закупку которой в ручном режиме сорвал министр здравоохранения Максим Степанов. (укр.)
Настоящая цена меха норок: история одного расследователя
В конце сентября 2020 польский Сейм (нижняя палата парламента) провел историческое совещание по вопросам правовой защиты животных в Польше. (укр.)
Изменил ли Национальный банк свою политику на валютном рынке
По какому принципу НБУ будет выходить на рынок с валютными интервенциями и как будет влиять на курс. Что изменилось в новой стратегии? (укр.)
Торговый фокус с лесом: друзьям — все, а обществу — ничего?
Почему торговля необработанной древесиной происходит на закрытых "аукционах" и без конкуренции. (укр.)
Дело генерала Назарова - сигнал, который нельзя игнорировать
Дело Назарова как потенциальный прецедент для военного судопроизводства Украины и свидетельство неурегулированности ключевых вопросов военной юстиции. (укр.)
Демократия и некомпетентность
Почему Аристотель не доверял демократии как форме правления, в чем заключаются недостатки последней и что это значит для современной Украины. (укр.)