Пропаганда vs диалог: что не так с информационной реинтеграцией Донбасса

2786 просмотров
Воскресенье, 09 сентября 2018, 13:00
Оксана Чепижко
исполнительный директор "Ассоциации защиты банков"

Есть такой отличный краш-тест. Берешь многостраничную концепцию или стратегию и спрашиваешь автора: "Чтобы что?".

Если документ "живой", если он писался не в стол, а ради практической пользы, сформулировать цель не составит труда.

В конце июля Кабмин наконец-то принял Стратегию информационной реинтеграции Донбасса, однако споры о её содержании продолжаются по сей день.

И это неудивительно. Документ действительно ключевой – в условиях гибридной войны информация может нанести больший урон, чем РПГ.

Так вот. "Чтобы что" писалась эта стратегия?

Судя по многочисленным комментариям представителей МИП, главная цель чиновников – обеспечить полноценный доступ жителей временно оккупированных территорий к "общенациональному информационному пространству".

Техническая сторона проблемы ясна – восстановить вышки-ретрансляторы. Тем не менее, куда бы не "добивал" сигнал, важно знать, что именно мы хотим сказать нашим согражданам "по ту сторону".

К сожалению, "борьба за умы и сердца людей" по-прежнему подменяется пропагандой. Далеко ходить не надо: в той же Стратегии информационной реинтеграции есть набор из шести месседжей, которые предполагается передавать в основном средствами социальной рекламы.

Диалог исключается по умолчанию. Есть некий субъект, которые воздействует на пассивный объект с целью его "переубеждения" и последующего "перевоспитания".

Из этой же серии – запрет "вредного" контента. Донести до людей неискажённые факты намного сложнее, чем просто перерезать провода.

Это путь в никуда. В споре двух пропагандистов побеждает тот, кто крикнет громче. У наших врагов куда больше ресурсов, чтобы оплачивать своих "крикунов"…

Однако неоспоримые преимущества есть и у нас. Только начинать нужно с "другого конца".

Рабочая версия Стратегии информационной реинтеграции должна стать производной от содержания общенациональной информационной политики.

А это не лозунги и не биллборды. Прежде всего, это проект совместного будущего.

Многочисленные социологические исследования подтверждают, что жителям прифронтового и оккупированного Донбасса нужные чёткие сигналы о том, что будет дальше. Но ровно того же ждёт рабочий из Житомира, который собирается на заработки в Польшу.

Первый шаг – договориться между собой. Тогда станет понятно, о чем и как говорить с украинцами на освобождённых территориях. Гражданская идентичность может быть сформирована только снизу.

В нынешних условиях общенациональный диалог по острым проблемам общества – реальный вклад в укрепление независимости. Главное, чтобы люди общались напрямую, без политических посредников.

Горизонтальные связи могут объединить всю страну. И Донбасс в том числе.

Условия его существования в едином государстве в идеале должны стать результатом общественного договора, под которым, образно говоря, "поставят подписи" все регионы Украины.

Обособление Донбасса посредством особых правил, программ, льгот – опасная практика.

Я вовсе не хочу сказать, что Стратегия информационной реинтеграции Донбасса не нужна. Напротив – я за то, чтобы включить её в более масштабный контекст проектирования страны.

Инклюзивность и диалог противоположны пропаганде.

Поэтому честный ответ на вопрос "Зачем нам быть вместе?" значит гораздо больше, чем наглядная агитация.

Верно и обратное. Без серьезного содержания безупречный с точки зрения дизайна "бренд Украины" останется информационным шумом.

Оксана Чепижко, специально для УП

powered by lun.ua
powered by lun.ua
"Топография памяти": мы - то, что мы помним
"Топография памяти" Мартина Поллака это сборник эссе, написанная в разные годы австрийским писателем, журналистом и переводчиком, специализирующаяся на истории Центральной и Восточной Европы. (укр.)
Почему украинцы не любят украинское
В Украине есть много компаний, производящих современные качественные товары, но отечественные потребители их не ценят. В чем же дело?
Когда ломается смартфон, или Что будет, если ваша бабушка появится в Instagram
Людмиле Иосифовне за несколько месяцев будет 70. Смартфон ей купили полгода назад. С тех пор бабушка перестала ворчать на нас, что мы "сидим в телефоне", - провела интернет и стала пропадать в нем. (укр.)
Государственные ветеранские политики – это имитация активности и "пшик"
Ветеранская проблема заговаривается, власть прибегает к сплошной имитации активности. А в итоге ветеран как сидел в закрытой комнате наедине со своими воспоминаниями и алкоголем, так и сидит. (укр.)
Почему без мощного среднего класса Украина обречена на провал
Мы все больше живем на внешние заимствования. Но стабильное наполнение государственной казны должна обеспечивать именно "золотая середина" – национальный производитель товаров и услуг. (укр.)
Где в мире самые лучшие пенсионные системы
Один из крупнейших вызовов для политиков — каким должен быть компромисс между налогоплательщиками и пенсионерами. (укр.)
Как собрать деньги на инновации в школах
Сегодня большим риском для трансформации образования в Украине (кроме политического, конечно) является неспособность директоров и учителей на местах воплощать изменения. (укр.)