Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Эпопея заканчивается: Проди уговорил Киев на обходную трубу

Четверг, 9 ноября 2000, 21:01
Украинский психоз из-за сооружения обходного газопровода успешно потушил президент Еврокомиссии Романо Проди. ЕС обещает не уменьшать объемы транзита газа через Украину, а Киев согласился, что его трубы все равно не хватает для двукратного увеличения поставок топлива.

После переговоров украинского руководства с главным человеком Европейского союза достигнут, наконец, компромисс. Кучма вышел на совместную с Проди пресс-конференцию по окончанию переговоров в приподнятом расположении духа, а после даже поаплодировал своему коллеге. Украина с пониманием воспринимает решение разнообразить пути транспортировки газа, потому что это связано с увеличением поставок топлива в Европу. Так впервые устами президента Киев примирился с обходной трубой.

В ответ на любезность Проди назвал цену компромисса: "Даже учитывая присутствие в проекте частных компаний, ЕС все равно сделает все для участия Украины в увеличении транспортировки газа в Европу". Кучма тут же привел слова Путина, пообещавшего, что объемы транзита через Украину не будут уменьшены. Впрочем, и для разработчиков планов по строительству обходной трубы у гаранта нашлись пару ласковых: "Кто-то любит играть в политические игры, а здравый смысл все равно будет диктовать свои условия". И, судя по его словам, Украина может, не напрягаясь, увеличить транзит со 119 до 170-190 миллиардов кубометров в год.

Более того, Проди согласился, что и отечественную трубу надо использовать на полную мощность: "Я сказал вашему президенту, что прямая труба лучше обходной". И апогей комплиментов из уст Проди: ЕС намерен причислять Украину к странам, имеющим решающее значение в принятии решений по увеличению поставок энергоносителей в Европу.

Правда, для реализации грез о полноправном участии в газовом переделе Европы необходимо решить вопрос обеспечения бесперебойных поставок через Украину. Европрезидент посоветовал установить "четкие и долгосрочные правила", чтобы решить какой вариант больше подходит Украине - приватизация или концессия. "В конце концов, Киев должен привлечь как можно больше инвесторов в газотранспортную систему", - посоветовал Проди, который обещал в этом помочь, потому что к нему "каждый день обращаются желающие вкладывать в Украину". "Но они боятся, уже имея опыт работы здесь".

После киевских переговоров, где удалось сломить последнего сопротивлявшегося, должны, наконец, вывестись новая формула наполнения газом Европы. По словам Проди, перед поездкой в Украину он беседовал с польским премьером, который до этого был солидарен с Киевом. Теперь, как выходит, довольны все.

Но, если разговоры будут превращены в жизнь, то больше всех должна быть довольной Украина. Компромисс может оказаться в пользу Киева – о решении строить обходную трубу как о свершившемся факте говорит только Россия. "Еще нет ни маршрута, по которому она может пройти, ни возможных объемов прокачки, ни ориентировочной стоимости проекта", - рассказал УП представитель генеральной дирекции международных связей Еврокомисии Фоуци Бенсарза.

"Все, что сейчас есть – это созданная после саммита "Россия-ЕС" рабочая группа", - сообщил в интервью УП представитель Украины при Евросоюзе Роман Шпек. "План ЕС предусматривает снижение зависимости в углеводородных ресурсах от стран ОПЕК и Персидского залива. Естественно, рассматривается вопрос закупок газа в России, а также в Туркменистане, Казахстане, Азербайджане. К этому проекту привлекут частные компании, и они будут готовить инвестиционные проекты".

А на саммите в Париже Путин и Проди, по словам Шпека, договорились совсем не об обходной трубе, как раструбила российская пресса, а об использовании существующих газотранспортных систем на полную мощностью – для увеличения поставок из России. Учитывая, что грандиозные планы идти в обход Украины пока только мечты "Газпрома", "голубое топливо" северного соседа продолжает поступать в Европу по украинской трубе. А будут ли западные компании такими же щедрыми на деле, а не на словах – неизвестно.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования