Метаморфозы Виктора Ющенко:
покорность или двойная игра

Понедельник, 4 июня 2001, 14:00
Последние события в Украине, пожалуй, больше всего разрушительно отразились на антипрезидентской оппозиции вообще и персонально на ее несостоявшемся лидере - экс-премьере Викторе Ющенко. Главным образом, по причине взаимного разочарования друг в друге. Оппозиция не смогла продемонстрировать сплоченность и защитить своего кумира от "злого президента" в стенах парламента от отставки, а следовательно, заставила его осторожничать и изворачиваться. Ющенко не проявил решительности и желания возглавить антипрезидентскую борьбу и основательно подрастерял свой ореол "надежды украинской демократии". И уж, конечно, практически ничего не осталось в нем от "американского шпиона", тайно выполняющего "план Бжезинского", направленный в бок Москве.

Произошло это потому, что, во-первых, президент Украины Леонид Кучма и его окружение очень удачно использовали идеологические и организационные противоречия в стане оппозиции, относящиеся к двум главным вопросам – досрочной отставке главы государства и отставке главы кабмина, вызванной отчетом о проделанной работе перед парламентариями.

Оппозиция по первому вопросу раскололась на непримиримых и умеренных. Первые в лице партий социалистов, УНА-УНСО, "Собор" и "Батькивщины" и их лидеров Александра Мороза, Андрея Шкиля, Анатолия Матвиенко и Юлии Тимошенко начали сбор подписей в поддержку референдума о досрочной отставке Кучмы. Их поддержали еще несколько малочисленных не имеющих представительства в Верховной Раде национал-демократических партий, либо существующих в народном сознании, благодаря исключительно личностям их лидеров, под которых эти партии и созданы, либо утерявших вес в связи с многочисленными внутренними расколами. Это Украинская консервативная республиканская партия (Степан Хмара), Украинская национально консервативная партия (Олег Соскин), Украинская республиканская партия (Левко Лукьяненко) и т. д. Они все вместе составляют костяк оппозиционного Форума национального спасения (ФНС).

А вторые – парламентские партии (Украинский народный рух, Народный рух Украины, Конгресс украинских националистов и партия "Реформы и порядок" и их лидеры Юрий Костенко, Геннадий Удовенко, Слава Стецько и Виктор Пинзеник) - по вопросу референдума заняли либо выжидательную, либо резко отрицательную позицию, так как считают это мероприятие чисто пропагандистским, но политически бесплодным и бесперспективным. Кроме того, лидеры традиционных национал-демократов гнушаются входить в более тесные союзы и с идеологическими противниками – левыми социалистами, и с радикалами из УНА-УНСО, которых они считают провокаторами и "засланными казачками спецслужб", и с представителями олигархов, "разграбивших страну", – партией "Батькивщина". В ФНС представители этих партий входят только на основе индивидуального членства, но сами партии ФНС не поддерживают.

По вопросу отставки Ющенко оппозиция тоже не смогла объединиться. Правые и национал-демократы, по-прежнему видя в главе правительства своего вождя, отказались голосовать за Анатолия Кинаха. Однако социалисты внезапно проголосовали за нового премьера, потому что их лидер Александр Мороз посчитал, что "нелегитимный премьер, и. о. - это защита президента в случае импичмента или положительного результата референдума о досрочной отставке". Как известно, по украинской Конституции в случае досрочной отставки президента его функции до новых выборов выполняет глава кабинета министров. И Мороз почему-то единолично, не посоветовавшись с коллегами по ФНС, решил, что в случае отставки пусть лучше будет и.о. президента, чем вообще эта отставка не состоится. Связано это с тем, что Конституция не называет того, кто может быть главой страны, если нет законного премьера.

Реакция других оппозиционеров была немедленной и жесткой. Лидер парламентской фракции "Батькивщины" Александр Турчинов заявил, что поступок социалистов "ставит знак вопроса над существованием единой оппозиции". А один из вождей ФНС Тарас Черновил сказал, что "СПУ не придерживалась своих принципов, хотя поступила идеологически правильно", когда ускорила падение премьера-реформатора Ющенко.

Такой раскол однозначно сыграл на руку президентской стороне. Однако Кучма смог действовать так решительно еще и потому, что ему удалось нейтрализовать коммунистов и не дать воссоединиться этой мощной и влиятельной партии с основными силами антипрезидентской оппозиции. Коммунисты начали свою кампанию под лозунгом "Украина – без Кучмы и Ющенко!" и, по большому счету, остались ни с чем, довольствуясь малым: Ющенко убрали с их помощью, а вот нового премьера Кинаха уже избирали без участия коммунистов. Лидер КПУ Петр Симоненко признал, что во время переговоров с ним Кучма отказался прислушиваться к его мнению и по кадровым вопросам, и по вопросу воплощения в жизнь хоть части антикризисной программы, подготовленной коммунистами. А Кучме это и не нужно было – он обошелся услугами олигархов. А потом проигнорировал и их, не только назначив в правительство исключительно своих людей, но и укрепив его своими назначенцами-госсекретарями.

Во-вторых, Кучме удалось практически нейтрализовать Ющенко, своего главного конкурента и главного претендента на звание общенационального лидера. После отставки, по общему мнению, перед экс-премьером открылись два пути: либо раствориться в правом национал-демократическом лагере, занимающем жесткую антипрезидентскую позицию, либо попытаться создать собственный оппозиционный блок, объединяющий умеренных национал-демократов, либералов и прочих других центристов, пока не желающих открыто бороться с главой государства. К левым Ющенко, по его словам, не присоединится никогда.

Кучма через своего представителя в парламенте Романа Бессмертного и при помощи спикера парламента Ивана Плюща фактически предложил Ющенко третий путь: к предстоящей парламентской избирательной кампании создать и возглавить реформаторский, но не оппозиционный, некоммунистический и неолигархический предвыборный блок, который смог бы победить на выборах и обеспечить преемственность курса страны и последовательность в проведении преобразований.

В этот блок, по замыслу его создателей, могли бы войти не только милые сердцу Ющенко умеренные национал-демократы, но и центристы, которые сейчас вынуждены в парламенте играть в игры олигархов, но тяготятся этим. К последним обозреватели относят две крестьянские партии – Селянскую и Аграрную, Партию промышленников и предпринимателей нынешнего премьера Кинаха, партию регионов Украины, обслуживающую интересы донецкого клана, недоразваленную Народно-демократическую партию Пустовойтенко и другие отраслевые, региональные и полурегиональные партии. Материально-финансовой основой этого блока, по мнению аналитиков, станут все бизнес-круги и представители региональных политических элит, которым одинаково надоели как слабость и непоследовательность государства в проведении единого для всех курса, так и правила игры, навязываемые олигархами. Лишенный политических крайностей, этот блок вполне может претендовать на победу на выборах и одинаково противостоять как коммунистам, так и усилиям олигархических партий "купить" следующий парламент. Новый блок по аналогии может вполне напоминать российское "Единство", а Ющенко предложили нечто вроде роли Сергея Шойгу.

Сразу после отставки Кучма и Ющенко продемонстрировали удивительное и, на первый взгляд, поразительное единодушие. Президент заявил: "Я за то, чтобы Ющенко был в политике, но от него зависит, куда он качнется". По мнению Кучмы, беда Ющенко в том, что "его тянут слишком вправо". Экс-премьер немедленно исправился. После проведенных на прошлой неделе трехсторонней встречи с президентом и спикером парламента Плющом, а затем переговоров с лидерами одного из Рухов Геннадием Удовенко и партии "Реформы и порядок" Виктором Пинзеником Ющенко заявил журналистам, что с одними правыми ему не по пути, потому что "там люди с прекрасными чувствами, преданные интересам Украины, но они рассыпаны бисером". А потом добавил, что собирается консолидировать все реформаторские силы. "Поверьте, если мы соберемся вместе, нам все будет по плечу. Если же нет потребности консолидироваться, то, видимо, еще не время", - сказал Ющенко, как бы публично расписавшись в собственном бессилии.

Однако в Украине, тем не менее, многие не торопятся сбрасывать Ющенко со счетов как оппозиционного политика, которого полностью "приручил" президент. Такое впечатление, конечно, создается, но, с другой стороны, нельзя исключать того, что не только президент отвлекает конкурента, но и Ющенко, убедившись в слабости потенциальных союзников из оппозиции, решил сыграть в двойную игру с Кучмой и использовать его поддержку и ресурсы для собственного возвращения "на белом коне" после победы на парламентских выборах. Если у населения, бизнес-кругов и центральной и региональных политических элит "усталость от Кучмы" и его политической непредсказуемости такова, как о ней говорят социологические вопросы, то такой вариант весьма и весьма возможен.

Сегодня же, в итоге, в политической жизни Украины наступило некое затишье, характеризующееся подковерной деятельностью всех заметных субъектов политической жизни, направленной на поиски новых союзников и дистанциирование от противников. Кто те или другие и по каким принципам будут создаваться или распадаться союзы и блоки, по мнению аналитиков, не будет известно до последнего момента. А предвыборная парламентская гонка официально стартует уже в сентябре.

"Украинская правда" в Threads

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования