Жребий брошен

Воскресенье, 9 сентября 2001, 19:29
Наверное, у современной Белоруси много трагедий. На третий день пребывания в стране Лукашенко стала вырисовываться самая явная из них: не верь географии, это действительно не Европа. Понаблюдав за происходящим какое-то время, начинаешь думать – да ладно, это все несерьезно. Так не бывает.

Бывает. Продолжая задетую в прошлый раз тему символов, вечером, в субботу, ваш покорный слуга был свидетелем ну просто уникального явления – face control в… "МакДональдсе". Если бы кто-то рассказал, – не поверил бы.

Значит, дело было так: в центре Минска состоялся концерт, посвященный 10-летию российской компании ЛУКойл, где, кстати, ни слова не было за Лукашенко, зато очень часто были слова о том, какие мы классные, и даже погоде здесь все нравится. Понятное дело, вокруг толпы подростков – по разным оценкам, от 20 до 50 тысяч. И, чтобы сдержать наплыв молодых белорусов, злоупотребивших под музыку, администрация "ресторана быстрого обслуживания" пошла на гениальный шаг – для прохода в туалет "МакДональдса" нужно было показать гамбургер или хотя бы чек, гарантирующий, что ты не просто левый гражданин с улицы, желающий справить нужду, а имеешь на это законное право посетителя. Надежды никакой: Лукашенко даже не пришлось ударять палец о палец, как пал последний бастион демократии в стране.


Если же серьезно, то последний бастион еще не упал – произойти это может (и, скорее всего, так оно и будет) в понедельник, когда Белоруссия узнает фамилию своего нового/старого главы государства. Пока же, на середину дня воскресенья, известно одно – третьи выборы президента Белоруссии состоялись.

На 16 часов уже было известно, что проголосовало 67,66% при минимуме легитимности в 50%. И немногочисленные оптимисты в рядах оппозиции в высокой явке за четыре часа до закрытия участков видят предвестника победы Гончарика. Мол, электорат Лукашенко голосовать ходит всегда стабильно.

Еще одно право на надежду антилукашенковцы получили после того, как узнали, что посещаемость на досрочных выборах не была такой высокой, как прогнозировалось. По данным Центризбиркома, раньше срока своим правом отдать голос воспользовались 14,4% белорусов. Общественная инициатива "Независимое наблюдение" вывела другой показатель – от 17% до 20%. Однако это все равно не каждый третий белорус, как, по словам антилукашенковцев, хотел батька.

Сам же белорусский "гарант" предстал перед мировой публикой во время голосования в избирательном участке, в который сбежалась вся иностранная пресса. И надежды он оправдал – как оказалось, есть президенты, которые умеют смешить еще сильнее Кучмы.

День выборов в исполнении Лукашенко: он признался, что в воскресенье встал в семь утра, "пробежался, прогулялся", проверил, как работает единственный местный канал, потом включил НТВ, потом все российские каналы, потом европейские ("активно контролировал вашу работу", - сказал он прессе), потом ему доложили о ситуации в стране ("я еще отвечаю за то, чтобы процесс [выборов] шел нормально"), а потом он пошел отдать свой голос единственному наидостойнейшему. "Спокойное и хорошее настроение. Все будет нормально. Мое чувство меня не подводило", - поделился уникальными талантами батька.

Правда, в том, что "все будет нормально", сомневаются в противоположном лагере, объединившем всю оппозицию страны – и вот где действительно уникальное явление постсоветского пространства. Накануне голосования были лишены мандата наблюдателей около 2 тысяч представителей организации "Весна", которая вроде бы как является независимой, но волей судьбы оказалась оппозиционной – разоблачать батьку можно только с другой стороны баррикады.

И это еще одно белорусское "ноу-хау". Нейтральные структуры, которые финансируются, например, тем же Западом, самим Лукашенко и его газетой "Советская Белоруссия" возведены до ранга шпионов. Поэтому в Белоруссии как таковые отсутствуют независимые политические субъекты – есть или пролукашенковские, или контра.

Сколько вообще инициатива "Независимое наблюдение" выявила нарушений избирательного кодекса, не знают даже в ее штабе. По словам лидера "Весны" Алеся Беляцкого, еще до начала предварительного голосования они написали 300 жалоб в Центризбирком, за пять дней голосования их количество превысило тысячу:

"В Гродненской области мы были свидетелями, как с территории участка вывозили урны для голосования. Вызвали милицию, прокурора района, которые это все зафиксировали. В Гомельской области наблюдатель нашел на столе у секретаря местного избиркома заполненный протокол предварительного голосования. За Лукашенко там было записано 750 голосов, за Гончарика – 250. При том, что урны с бюллетенями проголосовавших заранее должны быть вскрыты только в воскресенье после окончания выборов".

Однако такие вещи не выводят из равновесия непревзойденную главу ЦИК Лидию Ермошину – воскресным утром перед прессой предстал еще один символ режима, отрапортовавший об отсутствии на выборах "внештатных ситуаций". А иначе как – ведь Лукашенко сам назвал "безосновательными" утверждения оппонентов: "Для оппозиции естественно говорить то, что выборы будут сфальсифицированы".

Правда, не в меру словоохотливый батька вдруг разболтал, почему он знает всю подноготную. На вопрос о его видении окончательных результатов выборов он признал, что "эти прогнозы будет давать Центральная избирательная комиссия". А у той на слове "Лукашенко" мозг отказывает напрочь.

Свежий пример. В воскресенье днем, когда проголосовало около половины белорусов, по единственному в стране белорусскому телеканалу в новостях показали бо-ольшой такой сюжет о том, как батька ходил на выборы. И ответы "гаранта" на вопросы прессы, ясно, давались без купюр. Так уж вышло, что Лукашенко попросил кто-то рассказать о его предвыборной программе – наверное, журналист "забыл", что в день выборов нельзя агитировать, а вот узнать об обещаниях действующего президента ой как хочется.

Ну, тот поломался секунды две, но в итоге раскололся. Все это пошло в эфир – который, кстати, был далеко не прямой. Таким вот путем стране, вопреки запрету, еще раз напомнили о преимуществах, ожидающих ее при Лукашенко. Но, самое смешное, в ЦИК эту пропаганду в разгар выборов нарушением не считают."Да, он сказал [пункты предвыборной программы], но без призыва голосовать", - поразил аргументацией секретарь Центризбиркома Лозовик.

Надежда нации, Гончарик, в этот день запомнился только тем, что пришел на выборы с женой, которая заявила, что готова стать первой леди. Правда, еще у кандидата от оппозиции есть вечер. Он призвал народ в 20:05, через пять минут после закрытия участков по стране, прийти к пресс-центру Центризбиркому и ждать результатов голосования. Лукашенко сразу предупредил, что "никаких акций оппозицией сегодня проведено не будет".

Особенность же общения белорусской власти и антилукашенковцев состоит в том, что они вообще никак не общаются. Последняя не предупреждает первую о митингах или шествиях, и акции протеста считаются незаконными.

…А Центризбирком, куда в первую очередь поступают результаты выборов, в воскресенье был закрыт. Туда, кроме членов ЦИК, не пускали никого – даже доверенных лиц кандидатов. Прорваться туда пробовал человек Гончарика.

Читай также:

Лукашенко в интерьере Кучмы
У Кучмы и Лукашенко столько общего, что иногда страшно – они даже править начали семь лет назад с разницей всего в несколько июльских дней. В то же время Киев и Минск так разительно отличаются, что родной город кажется европейским осколком – даже вкупе с перерытыми улицами и уродливым символом на главной площади


Нудно и грустно
Как это ни странно, белорусские выборы довольно нудные. Не скучные, а именно нудные. В штабе Гончарика УП рассказали, что на Лукашенко работают известные российские политконсультанты из "Никколо М", а на их шефа – безымянный литовец, которого в один прекрасный момент просто не пустили в страну, и, опять-таки, россияне
.


Поїздка до Мінську стала можливою за підтримку Міжнародного фонду "Відродження".

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования

Читайте УП В Google News