Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Антибейсбольный приказ Юрия СМИрнова

Вторник, 6 ноября 2001, 16:39
В недрах Министерства внутренних дел готовится приказ для внутреннего пользования, которым планируется придать отношениям журналистов и правоохранителей качественно новый импульс, чтобы в будущем никто "по пьянке" не погибал и на глаза наркоманам и бомжам не попадал. "Доверие, доверие и еще раз доверие!" Приблизительно таким должен стать лейтмотив отношений журналистов с милицией.

Начальник столичного главка, известный читателям УП как "зам по оперативной" (сейчас уже бывший), Петр Опанасенко обнародовал часть задуманного плана. На одной из недавних пресс-конференций он забросил в журналистские круги идею-предложение: за каждым крупным изданием (работники газет наподобие "Грани плюс" или "Свобода" могут не волноваться, поскольку они не крупные) будет закреплен ответственный человек из структуры управления МВД. Этот человек должен заботиться не только о профессиональных, но и частных хлопотах "редакционеров". Т.е., речь идет о ком-то вроде куратора, "служебного друга", который всегда будет готов уладить какую-то проблему.

"Предложение" Петра Опанасенко не было воспринято с такой резвостью, как обычно реагируют СМИ на различного рода МВДовские инициативы, особенно в сфере, касающейся журналистских дел. Его ("предложение") фактически никто не прокомментировал. Удивительно, да и только! Поэтому МВД, естественно, отсутствие реакции восприняло как "одобрямс" и двинулось дальше.

В столице "дружить" со СМИ будут начальники из центрального аппарата МВД, а в регионах - ответственные лица из областных управлений. Некоторым изданиям "посчастливится" особенно, поскольку ими будут опекаться госсекретари министерства. Предложений по поводу содержания приказа - немало. От сугубо административных мероприятий до требующих творческого подхода.

Представители Центра общественных связей разослали в редакции анкету, которая начинается такими словами: "МВД Украины изучает проблемы, связанные с безопасностью работников СМИ. Предлагаем вам высказать свое мнение по этому поводу". Далее идет перечень "профильных" вопросов.

Представители министерства ежегодно проводят подобные опросы, но если раньше это была скорее формальность, нежели необходимость, то сейчас результаты анкетирования будут тщательно проанализированы и использованы во время подготовки приказа. Во всяком случае, в этом заверяют ЦОСовцы.

По данным УП, кроме милицейских руководителей за редакциями планируется закрепить и правоохранителей низшего ранга – участковых милиционеров. В их функции входит знакомство с редактором (издателем), представителями творческого коллектива и поддержание постоянного контакта. Эту же формулу планируется реализовать и по местам проживания журналистов. Поэтому, если к вам пожалует милиционер, не пугайтесь - это плановая проверка, как вы там, живы-здоровы? Хотя это - определенная проблема.

Значительная часть журналистов нанимает квартиры, и время от времени под давлением различных обстоятельств меняет их. И как правоохранители планируют поддерживать контакт со всеми (если будут "дырки", то будут и "провалы"), можно только догадываться. В общем же в Украине, по данным Союза журналистов, живут и работают около 30 тыс. журналистов...

Вполне возможно, что в приказе будет регламентирован порядок выдачи журналистам газового оружия. Также изучается вопрос о внедрении так называемых "телефонов журналистского доверия". Словом, в МВД настойчиво работают над собственной индульгенцией в глазах СМИ. Сейчас сложно сказать, насколько действенными будут все эти меры.

Вспомните случай с крымским журналистом Михаилом Шишлянниковым и мэром Сак Шевцовым. Как на это реагировать? Какие существуют рычаги влияния на того или иного козырного начальника в далеком от Киева городе? Как развеять подозрения коллег Игоря Александрова в том, что за его смертью стоят высокие милицейские чины? Служебный приказ сомнения, недоверия, подозрения не разрушит. Только откровенность и конкретные действия по раскрытию тех преступлений, которые уже совершены...

Приказ планируется подписать до Нового года. В МВД прекрасно понимают, что их инициативы могут быть довольно своеобразно восприняты. Поэтому здесь думают, как в корректной форме все это изложить и растолковать, чтобы было как можно меньше шума из уст тех, кто в таких действиях усмотрит очередное наступление на свободу слова или ее ограничение. Тех же участковых настраивают на толерантность и ненавязчивость в отношениях с работниками СМИ. Но станет ли это решающим?

И в завершение - о двух малозаметных фактах из жизни МВД, которые, однако, являются весьма красноречивыми.

На пенсию отправлен руководитель аппарата министра внутренних дел генерал-полковник Эдуард Фере. Этот человек, как в свое времени заявляли депутаты Григорий Омельченко и Анатолий Ермак, был якобы "координатором терракта", т.е., ДТП, в котором погиб Вячеслав Чорновил.

Не вникая в подробности этой истории, отметим, что этот генерал имел особые отношения с экс-министром Юрием Кравченко. Эдуард Фере - будучи не столько человеком Кравченко, сколько... наоборот, был (остается) авторитетом в глазах милицейских "лампасников" и этим объясняется неторопливость в разрешении вопроса об его увольнении. В МВД не принято сразу после изменения руководителя менять команду. Это делается постепенно.

Второе событие имеет также кадровый характер. Сменился начальник Киевского областного управления МВД. Вместо Александра Чеменко на этот пост назначен Василий Зарубенко.

Александр Чеменко - отец Сергея Чеменко, одного из тех оперов, которые следили полтора года назад за Георгием Гонгадзе в "Жигулях". Эту информацию никто до сих пор не опроверг. Вспомните, как деликатно переводились стрелки на якобы украденные номера авто, а тема фамилий вообще игнорировалась. Именно благодаря должности и усилиям отца Чеменко-младшего не уволили тогда из органов. Сейчас, говорят, Сергей Александрович - в центральном аппарате МВД, однако, поговаривают, что и он не задержится...

Интересно, что сообщая о назначении Василия Зарубенко, ЦОС областной киевской милиции не вспомнил даже фамилии его предшественника, чем собственно продемонстрировал нежелание привлекать внимание к истории с "Жигулями", к тем или иным лицам, которые знают детали тех событий. Так тихо при новом министре из милиции еще никто не уходил.

Что означают эти кадровые изменения? Обычная служебно-возрастная ротация, приход "людей Смирнова" на смену "кравченковцам"? Намерение потихоньку избавиться от людей, чьи фамилии вызывают определенные ассоциации на фоне уважаемого намерения - борьбы за жизни журналистов?

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования