Джобберы осваивают Украину
С помощью российских нефтекомпаний

Четверг, 6 декабря 2001, 12:31
Российские нефтяные компании активно осваивают розничный рынок нефтепродуктов Украины. Отказавшись от массовой скупки украинских АЗС, они отдали предпочтение джоббингу - давальческой системе сбыта нефтепродуктов через независимых владельцев заправок. Эта схема опробована лишь в нынешнем году, а уже в 2002 г., по прогнозам Ernst & Young, джобберы под флагами российских компаний будут контролировать 30% украинского розничного рынка нефтепродуктов.

Джоббинг - система сбыта, при которой нефтяная компания - владелец НПЗ заключает договор с владельцем АЗС о продаже нефтепродуктов через эту компанию. Отдавая бензин на реализацию, поставщик при этом диктует отпускные розничные цены. Кроме того, нефтяная компания обязуется раскручивать брэнд и переоборудовать АЗС. Владелец АЗС зарабатывает маржу, которая обеспечивает ему рентабельность в 16 - 17%.

На Украине уже несколько лет работают АЗС, принадлежащие российским компаниям, в частности "ЛУКОЙЛу" и "Татнефти". Однако они, по оценкам экспертов, контролируют не более 7% местного розничного рынка нефтепродуктов. Первая джобберская АЗС на Украине появилась в декабре прошлого года под маркой Тюменской нефтяной компании (ей принадлежит НПЗ "ЛиНОС").

Весной ТНК выбрала своих региональных представителей, которые и стали операторами джобберских программ. Через несколько месяцев примеру ТНК последовала "Славнефть", несмотря на неустойчивое положение с арендой нефтеперерабатывающих мощностей "Укртатнафты". Как сообщил "Ведомостям" вице-президент "Славнефти" Андрей Шторх, эта программа будет развиваться.

Компания "ЛУКОЙЛ-Украина" оценила новую схему позже своих конкурентов. Зимой нынешнего года тогдашний руководитель "ЛУКОЙЛ-Украины" Николай Каденюк говорил "Ведомостям", что его компания не намерена развивать сеть франчайзинговых АЗС. Впрочем, через несколько месяцев "ЛУКОЙЛ-Украина" все-таки заявила о запуске собственной франчайзинговой программы, а Каденюк потерял пост ее гендиректора.

По мнению Николая Примака, гендиректора некоммерческого объединения "Укрнефтехимпереработка", к его отставке привели именно просчеты в сбытовой политике. К примеру, "ТНК-Украина" открыла сеть АЗС в Николаевской области, отбив покупателей у расположенного по соседству Одесского НПЗ (принадлежит "ЛУКОЙЛу").
По данным компании Ernst & Young, на сегодня уже около 12% розничного рынка нефтепродуктов Украины, оцениваемого в $1,5 млрд, приходится на джобберов, а в будущем году эта доля увеличится до 30%.

Наиболее мощной франчайзинговой сетью владеет "ТНК-Украина" (690 АЗС) , еще 68 заправок - у "Славнефти" и компании "ЛУКОЙЛ-Украина".

Президент "ТНК-Украины" Александр Городецкий говорит, что в будущем году только в Киеве будет открыто еще 20 - 30 франчайзинговых станций. Айк Памбухчян, гендиректор ООО "Альфа-Нафта", одной из украинских компаний, работающих с ТНК, отмечает, что его АЗС в нынешнем году увеличили продажи почти на треть. По данным "Укрнефтехимпереработки", примерно на те же 30% упали розничные цены на украинских АЗС.

powered by lun.ua