Дом с каменными химерами. И одной живой

Среда, 9 января 2002, 12:25
Еще 30 декабря 2001 года на телеэкранах можно было наблюдать рекламу блока "За ЕдУ!". Шесть "суперчиновников" на фоне Мариинского дворца жали друг другу руки и клялись в преданности украинскому народу. Лучше места для съемок видеоролика действительно тяжело выдумать. Территория вокруг Мариинского огорожена, чужие, то есть люди, здесь не ходят, снимайся себе – не хочу, никто тебя не побеспокоит... Вскоре своеобразным заповедником станет и Дом с химерами.

Разговоры о необходимости реконструкции Мариинского дворца, который служит президенту Украины официальной резиденцией для приемов иностранных гостей, ведутся давно.

Дело в том, что вся прилегающая к Мариинскому территория расположена в зоне опасного оползня и специалисты побаиваются, что дворец, построенный 250 лет назад по проекту архитектора Растрелли, сползет вниз. Признаки того, что величавое сооружение постепенно движется в сторону Днепра, наблюдаются давно. Выход видится один - немедленная реконструкция Мариинского дворца и укрепление склонов Днепра. К такому выводу специалисты пришли еще пять лет назад.

Но реставрационные работы не начинались. Преградой была администрация президента. "Какие работы? Это же резиденция главы государства. Где он будет принимать президентов и премьеров?" - отвечали чиновники на запросы проектантов.

Полгода назад стало ясно понятно, что президенты и премьеры Кучму, мягко говоря, игнорируют. Видели они его гостеприимство в белых тапочках! Мало кому хочется приезжать в царство агрессивных бомжей и наркоманов... В 2001 году международной, скажем так, работы у Леонида Кучмы было немного - в украинскую столицу почти никто не приезжал. Трайковский, Квасневский, Шредер, Папа Римский. Последний, впрочем, приезжал не к Кучме. Поэтому, на наивысших ступенях власти решено воспользоваться этим своеобразным затишьем и реставрировать Мариинский дворец.

Президентская канцелярия начала искать дом-заменитель Мариинского под тем предлогом, что время от времени к Кучме в госте все-таки заезжают иностранцы. Их же нужно где-то принимать и поражать помпезностью и красотой. После того решено сначала реставрировать Дом с химерами архитектора Городецкого, который рядом с администрацией президента на Банковой, переселить туда гостеприимного Кучму, а уже потом взяться за Мариинский.

Такая схема удовлетворила всех. Точнее, почти всех. Говорят, что на почве того, кому должен принадлежать Дом с химерами, городу или управлению делами АП, не хило перессорились Киевский городской председатель Александр Омельченко и главный архитектор столицы Сергей Бабушкин. Первый - за передачу, второй - против. У них всегда были проблематичные отношения, но на этот раз Омельченко за "хиМЭРскую" позицию пообещал уволить Бабушкина. Но эти дрязги нас интересуют меньше всего.

Почему Александр Омельченко согласился отдать Дом с химерами управлению делами президентской администрации, можно только догадываться. Не за протекцию ли часом на выборах?..

Работы по реставрации Дома с химерами уже идут полным ходом. Подступы к БХ "заминированы" больше полугода, а проход от театра им. Франко наверх на Банковую - почти год. Пешеходы, которые проходят мимо АП, этого не могли не заметить. Смета работ составляет 30 млн. гривен. Сдать в эксплуатацию отреставрированный БХ планируется в середине этого года, или немногим позже. Формальный заказчик реконструкции - управление памятников истории и архитектуры Киевской госадминистрации. Работы ведутся, ясное дело, не под тем продлогом, что сюда должен въехать Кучма. В 2002 году Дому с химерами исполняется 100 лет.

По проекту между АП и БХ будет тоннель. Если "нору" таки проложат, то это значит, что о возвращении городу Дома с химерами не может быть и речи. Сразу после сдачи Дома с Химерами в эксплуатацию, реставраторы возьмутся за Мариинский. Вот такие планы у столичных и центральных властей.

Есть опасение, что в случае передачи Дома с химерами на баланс Администрации президента, улица Банковая просто перестанет существовать на карте. Ее перегородят, и простому смертному ходить по ней будет запрещно. Он (смертный) не сможет даже подойти и посмотреть на это воистину загадочное сооружение, а сфотографироваться на его фоне и подавно, ведь это - секретный объект. Именно это обескураживает больше всего. Столичная творческая интеллигенция, которая должна бы вопить по этому случаю, молчит. Ей уже давно заткнули глотку всяческими наградами, которые вручались в том же таки Мариинском. Скоро их будут награждать в доме с химерами. И это тоже огорчает. Печально и грустно. Но это уже другая история.