Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Превратности украинской политики: автомобиль как угроза для жизни. Список жертв

Вторник, 9 апреля 2002, 12:25
Брут всадил в Цезаря нож, агенты Сталина убили Льва Троцкого ледорубом. Пистолет анархиста, укутанный в носовой платок, выстрелил в президента МакКинли. Теперь настал черед украинских убийц. Местные жители говорят, что они предпочитают Камазы, Волги или даже малолитражные Жигули.

Ведущие украинские политики погибают - или едва избегают смерти – в автомобильных катастрофах: одной в прошлом году, уже двух в этом, и это происходит, как правило, во времена политических катаклизмов.

Каждое столкновение подогревает общественные подозрения, что эти аварии – дело рук правительственного эскадрона смерти, призванного заставить умолкнуть тех, кто угрожает нарушить политический статус-кво.

Подозрения, что выражение "несчастный случай на дороге" стало настоящим украинским оксюмороном, расцвели после январской аварии, в которой пострадала одна из наиболее яростных оппозиционных политиков – Юлия Тимошенко. Здравый смысл стал подсказывать, что это действительно так, после другой аварии, в которой погиб руководитель агентства по экспорту оружия Валерий Малев.

Существует и прецедент: украинский парламент инициировал так и не завершившееся следствие по факту гибели бывшего диссидента Вячеслава Черновола в подозрительной автоаварии в 1999 году, произошедшей во время президентской избирательной кампании. Кроме того, начиная с 1997 года в аналогичных происшествиях погибали или получали травмы шеф Службы безопасности, еще один чиновник, связанный с вооружением, американский эксперт по ядерному вооружению и другие.

Скептики говорят, что у всех жертв дорожных аварий была общая черта: все они представляли угрозу администрации президента Леонида Кучмы, который яростно отрицает, что за всеми этими случаями может стоять некий сговор. В прошлом году Кучма настаивал на том, что он "никогда бы не приказал убить человека ни при каких обстоятельствах". Его помощники и следователи назвали аварию Малева "обыкновенной автокатастрофой", а случай с Юлией Тимошенко – рекламным трюком.

"Никто не сможет с уверенностью сказать, что все эти случаи были убийством или попыткой убийства", говорит Алена Притула, редактор "Украинской Правды", киевского новосного интернет-издания. "Но в тоже время, никто не скажет, что все они являются несчастными случаями. Единственное объяснение, которое мне приходит в голову, это то, что спецслужбы занимаются тем, что они лучше всего умеют делать".

Или, возможно, дело в том, что украинцы поверят любым плохим вестям о погрязшем в скандалах окружении Кучмы. Как говорит Притула и другие, едва ли существует малейшее подтверждение подобных заговоров. В действительности же многое подтверждает тот факт, что многие несчастные случае были, и вправду, случайными.

Однако, этому противоречит обвиняющее свидетельство – разговор, тайно записанный в кабинете Кучмы два года назад, – указывающий, что украинские спецслужбы располагают подразделением, условно называемым "Орлы", которые запугивают и даже уничтожают врагов.

Существует и известная запись приговора, вынесенного Кучмой журналисту Георгию Гонгадзе ("Увезите его отсюда", вроде бы говорил Кучма. "Выбросьте его. Отдайте его чеченцам".) Позднее обезглавленное тело Гонгадзе было найдено под Киевом. Кучма утверждает, что его пытаются скомпрометировать с помощью сфабрикованных пленок.

Что же до любой теории заговора, то всегда существует подозрительная цепочка обстоятельств, совпадений и мрачных предположений.

Возьмем к примеру случай с Малевым, руководителем государственной структуры, которая занималась экспортом вооружения. В прошлом месяце он ехал в свою киевскую квартиру вместе с мастером по ремонту отопления, когда его "Ауди" резко дернулась и врезалась в задние колеса шедшего навстречу российского грузового "Камаза", в результате чего он погиб на месте. Спасшийся мастер впоследствии сообщил журналистам, что не представляет причины столкновения. Милиция высказала предположение, что Малев просто задремал за рулем - и это в 10 часов утра.

Но парламентский противник правительства Александр Жир выдвинул другую теорию: за четыре дня до смерти Малева, рассказал он в одном интервью, он проинформировал Кучму о новой записи разговоров в его кабинете, на которой Кучма и Малев якобы обсуждают контрабанду средств противовоздушной обороны в Ирак в нарушение эмбарго ООН. Кучма отверг это обвинение, используя живописные непристойные выражения. Однако после этого Жир начал собственное расследование.

Или возьмем дело Тимошенко. Один из самых едких оппонентов Кучмы, Тимошенко была посажена в тюрьму по обвинениям, которые другие оппоненты строя считают политическим заказом. Затем ей было запрещено выезжать из Киева, чтобы она не могла вести предвыборную агитацию в прошлом месяце.

По дороге в суд, где она собиралась оспорить это ограничение, ее бронированный "Мерседес" с водителем остановился на перекрестке, на котором работал гаишник, и в этот момент в него врезались Жигули. Тимошенко, которую доставили в больницу с сотрясением мозга и другими травмами, утверждает, что из-за этого случая она пропустила несколько недель избирательной кампании и потеряла значительную долю голосов избирателей.

"Машина исчезла, ее водитель исчез, и у нас ни к чему не было доступа", говорит она. "Я считаю, что все эти дорожные происшествия далеко не случайны".

Но есть и другое, не менее вероятное объяснение: в Украине автомобильная езда опасна для жизни. ГАИ утверждает, что 5508 дорожно-транспортных происшествий и 806 смертей в марте нынешнего года - это приблизительно в два раза больше по сравнению с мартом 2001 года.

Более того, украинские политики, обычно раскатывающие на немецких машинах со спасающими от санкций документами, больше всего походят на водителей, отправившихся на воскресную прогулку. И носятся они со скоростью 180 км/час, говорит редактор "Украинской Правды" Алена Притула.

У Притулы достаточно причин, чтобы не доверять руководству страны - Гонгадзе, чье обезглавленное тело было найдено, был ее предшественником в редакторском кресле. Но она допускает, что люди могут смотреть на дорожно-транспортные происшествия через призму своих мрачных представлений об украинской политике.

Это могло бы служить некоторым утешением, если бы действия украинских чиновников не говорили о себе громче, чем их слова. "Сейчас они предпочитают сидеть на заднем сиденье автомобиля", говорит Алена Притула. "Там безопасней".

Список несчастных случаев по данным New York Times

Скептики говорят, что слишком большое число украинцев, которые испытывали на себе угрозы от действующей власти, погибли в автомобильных катастрофах.

Валерий Малев, март 2002. Директор крупнейшего украинского экспортера оружия. Погиб за рулем своего Ауди. Милиция говорит, что он заснул за рулем. Оппозиционные политики говорят, что он и президент Кучма были причастны к нелегальной торговле оружием.

Юлия Тимошенко. Январь 2002. Главный критик Кучмы. Получила травмы, когда ее Мерседес столкнулся с машиной в Киеве.

Александр Емец. Январь 2001. Член парламента. Погиб, после того как водитель его Мерседеса потерял контроль и выехал с проезжей части. Перешел во фракцию оппозиции в парламенте. Умер как раз в то время, когда разразился скандал с записанными президентскими разговорами.

Евгений Марчук. Февраль 2000. Секретарь Совета Нацбезопасности. Получил травмы, когда его джип сорвался на скользкой дороге в Киеве. Критиковал монополии-поставщики, связанные с правительством.

Борис Марусич. Апрель 1999. Председатель корпорации Укринмаш, контролируемой государством. Погиб в автокатастрофе. До этого были попытки вытеснить Укринмаш из бизнеса по торговле оружием.

Вячеслав Черновол. Март 1999. Погиб, когда его машина врезалась в Камаз. Он ездил по провинции, проверяя ситуацию накануне президентских выборов.

Александр Веселовский. Август 1998. Председатель украинского государственного Ощадбанка. Погиб в следствии потери управляемости его Деу. Он врезался в дерево, вылетев с шоссе на юге Украины. Некоторые документы свидетельствуют, что он расследовал темную финансовую аферу.

Джордж Кузмич. Декабрь 1997. Американский чиновник, который занимался атомной энергетикой. Погиб в автокатастрофе в Крыму.




_______________
NB. О харьковском побоище во время выборов, о том, кто же стал мэром в Черкассах и Кировограде, о шоу едунов на Буковине, о том, как на Львовщине можно выиграть выборы, о депутате/недепутате Граче, про последнюю волю Василия Куйбиды - обо всем этом читайте в разделе "Украинской правды" ВЫБОРЫ 2002

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования