Европейский выбор или азиатская деспотия?

Четверг, 6 июня 2002, 15:36
Ознакомившись с Посланием Президента Кучмы Верховной Раде, вынужден констатировать, что Президент в присущей ему манере и на этот раз прибег к циничному фарисейству, обману и лицемерию. Озаглавив документ названием "Европейский выбор", он наполнил его содержание идеями и предложениями, которые абсолютно несовместимы с принципами и ценностями, на которых строит свое развитие европейское сообщество.

Ставя за новую цель "формирование сильного государства", документ совсем не предлагает путей разрешения таких проблем как неукоснительное обеспечение прав и свобод человека, построение гражданского общества, освобождение человека от своевольного насилия со стороны государства, что и доныне непрерывно продолжается еще с советских времен. Получается, что сейчас имеем такое себе слабенькое государство в лице ее главы - "слабого" Президента и "беспомощных" подчиненных ему всех администраций, а также "хилых" репрессивных органов - прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой службы, СБУ, - и теперь выдвигается задание укрепить все эти органы с целью "формирования сильного государства". Общества тех стран, которые принадлежат к Европе, в основу своего общественного развития всегда ставили другой принцип - принцип прав и свобод человека, который со своей стороны был эффективным сдерживателем искушений и попыток создать "сильное государство", которое бы противостояло незащищенному человеку или бесконтрольно издевалось над ним.

Самым убедительным доказательством лицемерия Президента Кучмы относительно будущего вступления Украины в Европейский Союз является поставленное задание осуществить конституционную реформу, основой которой должна стать "имплементация результатов Всеукраинского референдума" 2000 года. А разве лично Кучме, а также тем членам рабочей группы, которые прорабатывали документ - от Минюста (Л.Павликовская) и МИД (А.Чалый), - не известно, что главные европейские институции - Европейский Союз и Совет Европы - в свое время уже высказали свое негативное отношение как к самой идее проведения референдума в Украине как повода для конституционной реформы, так и относительно разрушительных последствий для демократии в Украине в случае реализации его результатов. Ведь именно в Рекомендации ПАСЕ 1451 (2000), посвященной вопросу украинского референдума, неоднозначно отмечается, что Ассамблея выражает свою глубокую обеспокоенность по поводу "возможных последствий референдума для раздела власти, каковыми может стать резкое разрушение системы сдерживания и противовесов, направленной на существенное усиление роли Президента и существенное ослабление роли Парламента". Осознает ли Кучма, что уже более чем два года такие вещи неприемлемы для Европы, ведь они по существу несовместимы с европейскими стандартами?

Апофеозом лицемерия и лжи со стороны Кучмы, а непрофессионализма - со стороны авторов, стала ссылка на критерий членства в ЕС, определенный Европейским Советом как "копенгагенские критерии", к которым в Послании Президента отнесено "верховенство закона". Категорически заявляю: среди "копенгагенских критериев" такого понятия как "верховенство закона" нет.

Следует помнить, что в основе развития обществ европейских стран и функционирования их демократий в послевоенное время был и является принцип верховенства права, а не закона. Принципиальным отличием европейской демократии от азиатской, африканской или латиноамериканский есть неприемлемость принципа верховенства закона и замена его на принцип верховенства права как торжество справедливости. Принцип верховенства закона в свою очередь был краеугольным камнем таких режимов, как гитлеровская Германия и сталинский Советский Союз.

Мне и моим единомышленникам совершенно ясно, зачем Кучме нужно "сильное государство", "имплементация референдума" и "верховенство закона". Это именно те идеи, на которых он хочет создать фундамент увековечения в Украине не европейской, а азиатской модели авторитарного государства, сердцевину которого составляло бы уголовно-коррумпированное чиновничество, которое, злоупотребляя своим властным положением, опирается на репрессивный аппарат силовых структур и расправляется с каждым из "неугодных", – будь то честный работник, или независимый журналист, или политик, который отстаивает идеалы правды и справедливости, или бизнесмен, который хочет вести свое дело по прозрачным и честным правилам. Но в то же время мы прекрасно понимаем и то, что такие планы Кучмы не имеют ничего общего с европейскими ценностями. Обернув конфету своего документа в "европейский выбор", Кучма фактически продолжает дело укоренения в Украине авторитарного режима образца азиатской деспотии.

Многие из новоизбранных народных депутатов свою избирательную кампанию вели под лозунгами именно европейского выбора. Поэтому их заданием должна стать отчаянная борьба с любыми дальнейшими попыткам Кучмы и его сателлитов обмануть украинский народ и европейское сообщество в отношении европейского выбора Украины, спекулировать на нем ради достижения своих корыстных целей.

Цели "сильного государства", которая означает деспотию, следует противопоставить борьбу за крепкое гражданское общество, права и свободы человека и ответственную перед народом власть.

Цели "имплементации референдума" следует противопоставить конституционную реформу, следствием которой станет внедрение в Украине европейской модели организации власти, по которой правительство формируется самим народом через своих избранных представителей в парламенте.

Цели "верховенства закона" следует противопоставить принцип верховенства права, закрепленный нашей Конституцией, что собственно и является достоянием европейского конституционного наследства.

Все усилия правдивых сторонников европейского выбора должны быть и далее направлены на борьбу с кучмизмом как украинской формой авторитаризма и деспотии, а также на преодоление его последствий ради скорейшего присоединения украинского общества к европейскому сообществу, основу которого составляет система европейских ценностей.

Автор - народный депутат Украины

Читайте также текст Послания Президента "Европейский выбор"

powered by lun.ua