Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Кто такой "висл-блоуер" и почему нужно беречь майоров Мельниченко

Пятница, 7 июня 2002, 11:18
Представьте такую картину. Сидит журналистский народ в столовой Верховной Рады, жует сардельки с горчицей и ждет новостей. Новости как те "сводки Информбюро": 221 голос, 222 голоса, 223 голоса за Литвина… Возникает нестерпимое желание заглянуть в чужой карман и посчитать сколько же стоил последний 226-ой голос. Вот счастливчик! Заработал себе немного на спокойную старость. Одни говорят о 300 тысячах долларов, другие называют суммы до миллиона и более за голос. А действительно, сколько стоила эта последняя "золотая акция"? Неужели никогда не узнаем? Как никогда не узнаем о виллах в Маями, счетах на богом забытых островах, подробностях убийства Гонгадзе и другом.

А, между прочим, живут где-то среди нас люди, которые об этом чего-то знают и слышали. Существуют скромные банковские служащие, которые видели счета, существуют банщики, которые терли господам спины и слышали их пьяные базары, существуют помощники, которые случайно подсмотрели в щелочку, подслушали телефон, подсмотрели инвойс. Существуют водители, которые, по-видимому, знают больше всего, существуют барские проститутки, которые, по-видимому, знают меньше всего, но все равно знают же что-то. Существуют молодые парни, которые сидели в "наружке", следя за Гонгадзе, существуют другие парни, которые знали водителя камаза, который наехал на Черновола.

Откровенность этих людей могла бы сослужить службу украинскому обществу и помочь в расследовании, если бы общество знало, как защитить таких людей от "случайной" смерти. Единственным счастливым случаем с "болтунами" на этот момент является история с майором Мельниченко, но ведь не все способны так ловко обмануть свою же "фирму" и выскользнуть со страны вместе с семьей.

Кроме физической защиты не менее важным является вопрос перемены общественного мнения о таких людях. От всех этих тезисов о "государственной тайне", "измене", лояльности к хозяину или конторе несет феодализмом и византийщиной, которую мы так пытаемся выжать из себя на пути в Европу. Если служащий имеет информацию, которая потенциально угрожает безопасности населения или отдельной особы, этот служащий должен иметь каналы сообщить населению об опасности. Общество, в свою очередь, вынуждено иметь разработанный механизм защиты такого человека от преследований. Пока что единственным механизмом защиты "болтунов" является политическое пристанище в США.

В Америке таких людей как Мельниченко называют "висл-блоуер" - литературный перевод - это человек, который первым подал сигнал. Например, вы работаете для большой компании, которая получает миллионные контракты от государства, и узнаете о том, что ваша компания немного "нагревает" государство на деньги. Вы, как честный гражданин, открыто заявляете, что то, то и то происходит. В таком случае вы считаетесь "висл-блоуером" и подпадаете под защиту федерального закона о мошенничестве (False Claims Act). От стукача или анонимщика "висл-блоуер" отличается тем, что последний не скрывает своей фамилии, а наоборот открыто заявляет о злоупотреблении.

Дальше - больше. В случае, если Министерство Юстиции США открывает уголовное дело по факту возможного правонарушения и отсуживает у компании-мошенника определенные деньги - "висл-блоуер" получает 15-20 процентов от целой суммы. Логика государства в выплате таких значительных средств "болтунам" заключается в том, что она потеряла бы намного больше, если бы этот человек промолчал.

Сумы, которые время от времени разглашаются в прессе, настолько поразительны, что, казалось бы, весь народ вот-вот побежит разоблачать свои компании в коррупции. Но этого не происходит, ведь большинству людей психологически тяжело выступить против своей организации, порвать с коллегами, потерять карьеру. К тому же, коррупция в США является скорее исключением, чем правилом.

Последним скандалом, связанным с "висл-блоуерами" в Америке стала история с Колин Роули (Collen Rowley) - опытным агентом ФБР. Роули написала письмо своему собственному шефу, директору ФБР и еще двум сенаторам, членам комитета Сената по разведке. В письме она утверждает, что взрывы 11 сентября можно была бы предотвратить, если бы не бездеятельность центрального офиса ФБР в Вашингтоне. Как известно директор ФБР Роберт Мюлер (Robert Mueller) до этого утверждал, что ФБР не имело ни одной существенной информации о подготовке взрывов. Роули утверждает обратное. Если бы центральный офис ФБР в Вашингтоне дал разрешение ее агентам на обыск компьютера подозреваемого Закариаса Мусау, пишет Роули в своем письме, ФБР еще в конце августа 2001 года знал бы фамилию одного из террористов-"камикадзе".

В конце письма агент ФБР Роули просит рассматривать ее в качестве "висл-блоуера" и защитить, согласно американскому законодательству. В отличие от Украины, где шаг Мельниченко вызвал оживленные дискуссии на морально-этические темы, письмо агента Роули рассматривается как важный шаг в направлении большей открытости и подотчетности правоохранительных органов. Если бы Роули промолчала, американская общественность и дальше бы верила директору ФБР Роберту Мюлеру. Потому что она не промолчала - ФБР вынуждено проводить внутреннее расследование и менять целую культуру принятия решений внутри организации.

В прошлое воскресенье несколько сенаторов заявили, что случай с Роули настолько важен, что они не только будут следить, не уволили ли агента с работы (закон запрещает делать это), но и будут ли ей ставить палки в колеса при продвижении по служебной лестнице и так далее.

В Украине пока-что нет ни понятия "висл-блоуер", ни тех, кто защищал бы таких людей от преследований. Большинство информации о коррупции в Украине мы узнаем или из того, что сказал Минин в Италии, или из того, что сказал Лазаренко в Америке. Наша родная прокуратура меньше всего напоминает дворец правосудия.

Но все же есть среди нас скромные люди, которые что-то там знают, что-то там слышали. Есть среди нас люди, которые не спят по ночам от упреков совести, просыпаются в холодному поту от знания информации, которая помогла бы маме Гонгадзе похоронить сына. Где они? Кто они? Может нам нужно подумать, как им заработать на спокойную старость?

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования