Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

ФЭП, который лопнул?

Пятница, 5 июля 2002, 11:54
Старое, проверенное временем правило "Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива" очередной раз нашло свое подтверждение. На этот раз – во всемирной паутине. Последние два дня весь соседский Рунет лихорадило: крупнейшие интернет-проекты Фонда эффективной политики - всего около 15 сайтов, находящихся на грани дефолта - передаются под крыло Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ее телевизионное воплощение РТР – российский двойник УТ-1)

Вынеся осенью 2000 года "смертный приговор" заангажированной российской журналистике, Страна.ру по ходу дела наступила на те же самые грабли, став образцом однобокости и тенденциозности в подаче информации. В результате – распуганные инвесторы и разбитое кремлевское корыто с прикрученными краниками финансовых потоков.

Для Украины и УАнета опыт северных соседей может оказаться весьма поучительным. Во-первых, потому что сфера интернет-интересов ФЭПа не ограничивается границами Российской федерации. Вернее, не ограничивалась до определенного момента, а что будет дальше – посмотрим. Субпроект Страны.ру, запущенный под эгидой года Украины в России и очень в точку перед мартовскими выборами, - Украина.ру - это достаточно читаемый в нашей стране новостийный ресурс. Теперь же он в компании с другими подразделениями Страны также отходит ВГТРК. Кроме того, ФЭПу принадлежат разработки еще нескольких других менторско-заунывных веб-проектов, посвященных Украине (например, сайт www.ukr.smi.ru).

Во-вторых, есть еще и набившая всем оскомину история о том, что перед выборами ФЭП занимался ТОЛЬКО интернет-консультированием СДПУ (О). Учитывая печальную участь, постигшую фэповские проекты в России, любопытно будет поглядеть на будущее социал-демократизации украинского сектора сети. Ну а в-третьих, у Украины своих СМИ с естественным креном в сторону Банковой хватает.

Впрочем, сам главный фэповский руководитель Глеб Павловский большой проблемы из провала крупнейшего интернет-проекта фонда (только разработка которого, по мнению некоторых наблюдателей могла потянуть на 5 миллинов долларов, не считая сумм с шестью нулями, уходивших на его содержание каждый год) не делает. Об избавлении от своих сетевых СМИ он в комментарии российскому "Коммерсанту" сказал просто: "Это не наш профиль!". И это при том, что если, например, зайти на официальный сайт фонда, то там запросто можно обнаружить, что все внутренние новости ФЭПа последних месяцев касаются исключительно запусков подпроектов Страны.ру. И все.


Интернет-ресурс в стиле ампир

А как все начиналось! В сентябре 2000 года про Страну.ру разве что песен не слагали. О новом способе информировать народ о власти писали в газетах, показывали по телевидению, не говоря уже об интернет-раскрутке. За несколько дней до официального открытия сайта в интервью "Времени MN" его шеф-редактор Марина Литвинович (позднее прославившаяся в Украине своими откровениями о чистоплотности интернет-методов ФЭПа) пообещала "российский Си-эн-эн": текстовые новости, телевидение и радио в одном флаконе. По ее словам, только творческих единиц в штате Страны было порядка 150 человек. А ведь были же еще и нетворческие сотрудники!

"Наша задача - освещение того, что власть делает, как и на что она реагирует, а если не реагирует, то почему", говорила Литвинович перед стартом. В другом интервью она назвала новый проект "Государевым оком" в онлайне…

Собственно сам запуск ознаменовался пафосным Манифестом, в котором правильно информирующие народ о действиях правительства сетевики вынесли смертный приговор журналистике, подпитываемой олигархами. Страна.ру действительно имела более крутую стартовую позицию. Судьба олигарха, а в первую очередь его СМИ (НТВ, ТВ-6…) – в руках президента, поэтому куда как лучше работать начинать сразу в связке с Кремлем. Но, как показала история, светлого будущего и это не гарантирует.

Запущенная машина быстро и правильно разобралась с основными болевыми точками молодой российской власти: "Курском" и Чечней. Проект Иносми.ру стал поставлять ежедневные переводы ведущих статей иностранных изданий, посвященных России и СНГ (многие украинские сетевые издания частенько прибегают к работам с этого сайта), проект Russian Issues – информировать уже англоязычных обитателей сети о работе российской власти. Появился и дайджест СМИ.ру, где кропотливо комментировалось то, как освещаются текущие события в других средствах массовой информации (о тональности этих комментариев можно составить впечатление, посетив украинскую страничку этого раздела).

 
Глеб Павловский
 
Дранг нах Украина

Вообще же, отношения фэповского интернета с Украиной – это отдельная история. Как известно, малая родина Глеба Павловского, делателя российского президента, - это Одесса, в которой он жил до 1975-76 года, и откуда перебрался в Москву, "для смены биографической идентичности одессита". Забытые корни, впрочем, в нужный момент снова проросли – когда Кремль опять стал крепко дружить с Украиной, морально поддерживая Кучму во время "кассетного скандала". Так, в прошлом году после объявления года Украины в России, в Москве прошел съезд выходцев из Украины, где одним из special guest star был ни кто иной, как Павловский.

Страна.ру же для лучшего информирования сограждан о жизни в Украине запустила проект Украина.ру. Когда до выборов в Украине оставалось полгода. На самой Стране в это время плодились и размножались дружелюбные материалы, посвященные, например, украинскому национализму и притеснению русскоязычного населения. "Око государево"…

Кто хозяин?

Однако, все это – лишь внешняя сторона Страны. О том, на чьи все-таки деньги создавался проект, сами фэповцы предпочитают не распространяться. Официальный учредитель ресурса – компания "РосМедиаКом". Фонд эффективной политики обычно не склонен раскрывать биснес-схемы финансирования собственных проектов. Однако, ни для кого ни секрет, что, как правило, сотрудники ФЭПа совмещают несколько позиций – в самом фонде и в одном из его проектов. Так, уже упоминавшаяся Марина Литвинович была одновременно и генеральным директором Страны.ру, и руководителем интернет-департамента ФЭПа. Не делал Павловский и тайны из того, кто является его основным клиентом (что, по мнению российских наблюдателей, его в конце концов сгубило). Но, с другой стороны, точно также очевидно, что Страна.ру не могла напрямую финансироваться из Кремля.

Кто является настоящим инвестором сайта, Павловский еще год назад пообещал рассказать только в том случае, если проект будут продавать, дав четко понять, что это событие может произойти довольно скоро. Однако, время шло, а сообщений о покупке века не поступало. В медиа-тусовке этот факт объясняют тем, что ему не удалось найти клиентов – никто не захотел связываться с сетевым СМИ, имеющим репутацию "рупора" Кремля.

Единственный скандал, связанный со Страной.ру, разгорелся осенью прошлого года, когда на сайте появилась информация об уходе Алексея Миллера с поста главы "Газпрома". Сайту поверили. Особенно бурная реакция наблюдалась на бирже. Павловский публично высек любимое детище, упрекнув в журналистской недобросовестности, однако, осталось неизвестным, не стоял ли он сам за этой провокацией.


 
источник: SpyLOG
 
Пациент скорее мертв?

В декабре 2001 года руководитель ФЭПа сделал сенсационное заявление о том, что Фонд отказывается от всех своих интернет-проектов. Глеб Олегович намекнул на политическое давлении и проблемы с финансами. Однако других решительных шагов не последовало - характер сайта не изменился, более того, даже появились новые фэповские интернет-страницы. И все же уже тогда поползли прогнозы, что интернет-империализму ФЭПа скоро придет конец.

Посещаемость ресурса постепенно падала. В феврале этого года Страна.ру в собственном "отраслевом рейтинге" Рамблера сползла на неслыханно низкую 18 позицию. Могло ли это понравится спонсорам этого масштабного и дорогостоящего ресурса?

Чтобы сохранить хорошую мину при плохой игре, авторы сайта придумали собственный рейтинг – мол, неважно, сколько людей тебя читают, главное – сколько тебя цитируют. Естественно, по такому критерию другим веб-ресурсам со Страной.ру тягаться сложно. Да и вообще – любой мало-мальски знакомый с сетевой журналистикой человек прекрасно знает, что в оффлайне ссылаются на используемый интернет-исходник в лучшем случае один раз из пяти.

Кроме того, на страничках самой Страны и ее субпроектов появились скромные прямоугольнички, в которых указывалось, кто именно ежедневно их читает – Госсовет, Дума, кабмин, администрация президента, региональное руководство… (Украину.ру, естественно, читают соответствующие украинские структуры).

Однако, судя по всему, ни эта соломинка, ни собственная баннерная сеть (в которой по Уанету кружат баннеры эсдековских и дружественных эсдекам сайтов типа "Обозревателя"), не помогли привлечь существенного количества рекламодателей. Как рассказал российским "Ведомостям" Арсен Ревазов, президент рекламного агентства IMHO VI, по его оценкам, в месяц на рекламе Стране удается заработать от силы 2-3 тысячи долларов. Для конторы, в которой, по некоторым данным, до последнего времени работало до 300 человек, - это капля в море.

Перебои с финансированием, задержки с выплатой зарплат стали реальностью Страны.ру. А второго июля на сайте RICN, (посвященному
житию-бытию российского интернет-контента) появились сообщения о массовых увольнениях в этой структуре.

(посвященному житию-бытию российского интернет-контента) появились сообщения о массовых увольнениях в этой структуре.

На следующий день ВГТРК объявило о грядущем дефолте проекта и взяло его под свою юрисдикцию. По информации источников "Ведомостей", компания выплатит долги сотрудникам, однако раздутый штат сократят. О коммерческой стороне сделки между ФЭПом и ВГТРК стороны молчат, так что узнать, сколько будет стоит стране России Страна.Ру – пока не представляется возможным. Бытует версия, что Павловский довольно долго пытался сплавить свое детище Кремлю, и не известно, были ли ему предоставлены какие-то отступные.

События, развернувшиеся вокруг интернет-проектов ФЭПа, многим показались отчетливым звоночком: время Павловского в Кремле подошло к концу. И, видимо, отнюдь не идейный вдохновитель 25% информационного Рунета (а именно столько дает Стране.ру ВГТРК) будет стоять у руля парламентской избирательной кампании "партии власти", старт которой будет вот-вот дан.

А что до судьбы Страны.ру и ее составляющих, то, скорее всего, кроме существенного урезания средств и размаха, ничего особенно не изменится - новости РТР практически не отличаются от новостей Страны.ру. Власть будет общаться с народом, так как она захочет. Зато для разработчиков политических веб-ресурсов – отличный урок: если в стране что-то не так, то лечить ситуацию нужно не интернет-проектами. И последним это на пользу не идет.

В статье использованы материалы "Коммерсанта", "Ведомостей", "Время MN", Вебпланеты, RICN и др.

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования