Кучмисты предлагают поделить власть

Четверг, 6 февраля 2003, 15:32
Семь фракций большинства и один его бывший координатор написали закон, о котором все говорят последние года два. Документ, по идее, должен упорядочить беспорядочную политическую жизнь в парламенте. В Верховной Раде зарегистрирован проект легального существования большинства и оппозиции.

Законопроект "О парламентском большинстве и парламентской оппозиции" вносится депутатом Александром Карповым и лидерами семи пропрезидентских фракций, за исключением почему-то "Европейского выбора" и "Регионов Украины" (Екатериной Ващук, Степаном Гавришем, Николаем Гапочкой, Богданом Губским, Леонидом Кравчуком, Валерием Пустовойтенко, Игорем Шаровым).

Видно, что авторы старались – записали в законе почти все конфликтные моменты. Возможно, понимают, что когда-то тоже могут стать оппозицией.

Большинство-оппозиция

Итак, в проекте закона закреплено определение парламентского большинства и оппозиции. Все более или менее четко, вещи общеизвестные.

Большинство – это "добровольное объединение народных депутатов, которое берет на себя ответственность за законодательный процесс и политические действия Верховной Рады Украины, формирование коалиционного правительства и результаты его деятельности, конструктивное сотрудничество с президентом и Кабинетом Министров".

Фракции и внефракционные депутаты, которые не принадлежат к парламентскому большинству, составляют парламентское меньшинство. Они могут создать парламентскую оппозицию.

Парламентская оппозиция – это "добровольное объединение народных депутатов, которые не поддерживают политический и социально-экономический курс президента, деятельность Кабинета Министров Украины по его реализации и предлагают обществу альтернативную программу развития".

Кто первый

В проекте закона записан механизм формирования парламентского большинства. Садиться за стол переговоров и блокироваться – это первейшее действие, с которого должны начать жизнь депутаты-новобранцы.

В соответствии с законопроектом, на первой сессии, еще до избрания руководства Верховной Рады и утверждения перечня комитетов парламента, "проводятся консультации между уполномоченными представителями фракций, внефракционными депутатами с целью образования парламентского большинства".

По результатам консультаций заключается письменное Соглашение о парламентском большинстве.

Парламентское большинство считается образованным с момента официального сообщения об этом на пленарном заседании Верховной Рады – но при условии подписания Соглашения большинством народных депутатов. По действующей Конституции – 226 избранниками.

Руководящими органами парламентского большинства являются его общее собрание и Координационный совет парламентского большинства. Руководящим лицом – Координатор парламентского большинства.

Вход рубль – выход два

В большинство вход предлагается сделать свободным и непринужденным. Фракции и внефракционные могут в любое время войти в ее состав путем подписания Соглашения. Точно также народный депутат Украины – член парламентского большинства в любое время может выйти из его состава путем подачи заявления в Координационный совет парламентского большинства.

Фракция большинства может исключить отдельного народного депутата из состава своей фракции в случае систематического невыполнения им положений соглашения о парламентском большинстве, решениях общего собрания парламентского большинства или его Координационного совета.

Однако в таком вольнодумстве заложен капкан. Выйдя из большинства, депутат теряет должности, полученные вследствие членства в большинстве – указано в законопроекте.

Большинство и правительство

Сформировавшись, большинство будет браться за передел власти исполнительной.

Законопроект определяет: парламентское большинство пропорционально квотам депутатских фракций и групп, которые входят в ее состав, предлагает распределение должностей и персональный состав коалиционного Кабинета Министров, о чем подписывается соответствующий протокол.

После согласования этих предложений с президентом Украины стороны реализуют достигнутые договоренности в соответствии с требованиями Конституции.

После завершения формирования коалиционного Кабинета Министров между правительством и парламентским большинством в присутствии президента Украины подписывается Политическое соглашение о сотрудничестве и солидарной ответственности.

Несознательные министры

В соответствии с законопроектом, министр становится заложником силы, которая выдвинула его в Кабмин. Любая фракция большинства может поставить вопрос об отзыве члена коалиционного правительства при несоблюдении им достигнутых политических договоренностей.

"Решение об этом принимается на общем заседании Координационного совета и коалиционного Кабинета Министров, а увольнение происходит в соответствии с процедурой, определенной Конституцией и действующим законодательством".

Кандидата на место уволенного члена правительства выдвигает депутатская фракция или группа, за которой, соответственно квоте, закреплена эта должность.

Смерть парламентского большинства

Парламентское большинство прекращает свою деятельность в трех случаях:
- прекращение полномочий Верховной Рады Украины;
- сокращение численного состава парламентского большинства до количества, меньшего чем 226 депутатов;
- официальное сообщение на пленарном заседании Верховной Рады решения общего собрания парламентского большинства о прекращении его деятельности.

Оппозиция

Проект закона также регулирует порядок образования парламентской оппозиции. Она должна быть представлена в парламенте оппозиционным блоком, пишется в законопроекте.

"Фракции, которые не вошли в состав большинства, могут принять решение о создании парламентской оппозиции. На основании этого решения разрабатывается и подписывается лично каждым депутатом Соглашение об основах деятельности депутатской фракции (группы) в качестве субъекта парламентской оппозиционной деятельности.

В случае, когда несколько фракций приняли решение о переходе в парламентскую оппозиционную деятельность, они могут подписать Договор о создании и основах деятельности, и тем самым создать парламентский оппозиционный блок.

В оппозиционный блок на индивидуальной основе путем подписания Соглашения могут входить внефракционные народные депутаты.

Плата за оппозиционность

Пребывание в рядах оппозиционных сил имеет свою цену – потерю должности в исполнительной власти. Помнится, еще в начале "кассетного скандала" Кучма приказал написать заявления об увольнении всем, кто не разделяет его курс. Теперь эту норму предлагают оформить в законе.

Итак, представители политических партий, фракции которых в Верховной Раде заявили об оппозиционной деятельности, в случае их пребывания на должностях руководителей центральных или местных органов исполнительной власти, обязаны прекратить свою деятельность на занимаемых постах. Или, если хочешь работать дальше, можно выйти из состава соответствующих политических партий.
В то же время в законопроекте записано, что права парламентской оппозиции гарантируются и защищаются Конституцией Украины и законами Украины. Депутаты-оппозиционеры имеют такие же права, как и большевики.

Еще есть два абзаца, похожие на реверанс в сторону нынешних антикучмистов:

Принадлежность к парламентской оппозиции не может быть основанием для ограничения прав и свобод участников оппозиционной деятельности.

Запрещается неправомерное вмешательство в деятельность субъектов парламентской оппозиции любых органов и должностных лиц.

Кресла оппозиционеров

Оппозиционеры имеют право на представительство в комитетах и временных специальных и следственных комиссиях Верховной Рады Украины.

Кроме того, представители оппозиции могут входить в органы, которые формируются по квоте парламента. Это:
- Совет Национального банка Украины;
- Национальный Совет по вопросам телевидения и радиовещания;
- Конституционный суд Украины;
- Высший совет юстиции.

Оппозиция также может быть представлена в парламентских делегациях при осуществлении международных парламентских связей пропорционально количеству народных депутатов Украины, которые входят в их состав.

Комитеты оппозиции

Авторы законопроекта с барского плеча отдают оппозиции 3 (три) комитета:
- по вопросам регламента;
- свободе слова и средств массовой информации;
- борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

Они также будут иметь право на треть должностей первых заместителей председателей комитетов Верховной Рады.

Красиво? Все эти "блага" оппозиция получит при двух условиях: Если ее численность будет не меньше 150 депутатов. И если она успеет сформироваться в течение недели с дня официального сообщения об образовании парламентского большинства. Если же не успеет, то их квота на три комитета и первых заместителей переходит к парламентскому большинству на весь период ее деятельности.

В случае смерти парламентской оппозиции, должности депутатов, полученные по квоте оппозиции, сохраняются за ними до формирования новой оппозиции.

Если председатель "оппозиционного комитета" выходит из состава парламентской оппозиции, оппозиционеры имеют право предлагать из своего состава другие кандидатуры.

Права оппозиции

Здесь вообще полная "демократия" – с белорусским привкусом. Итак, оппозиции гарантируют право на официальные заявления (устные или письменные) по любому вопросу, который рассматривается Верховной Радой Украины. Но есть ограничения во времени – общая продолжительность выступлений от лица оппозиции не должна превышать…10 минут в течение одного пленарного дня.

Оппозиции предоставляется право представить содоклад при рассмотрении Верховной Радой Украины вопросов:
- об основах внутренней и внешней политики Украины;
- о проекте Государственного бюджета Украины и о состоянии выполнения Государственного бюджета Украины;
- о Программе деятельности Кабинета Министров;
- об отчете Кабинета Министров Украины и о его ответственности в соответствии со статьей 87 Конституции Украины;
- об общегосударственных программах экономического, научно-технического, социально-культурного развития, охраны окружающей среды;
- о дне правительства в Верховной Раде;
- об устранение президента Украины с поста в порядке импичмента;
- о вето президента Украины на принятые Верховной Радой законы;
- о проекте закона, внесенном президентом Украины, который определен им как неотложный;
- о проекте закона, внесенном Кабинетом Министров Украины, который определен как внеочередной;
- о выражении недоверия Генеральному прокурору Украины;
- о ежегодном докладе уполномоченного Верховной Рады по правам человека о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека в Украине;
- об отчете Счетной палаты Украины, Национального Совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, а также вопросов, которые обсуждаются в Верховной Раде Украины в ходе парламентских слушаний.

Критика президента

Как отмечается в проекте закона (статья 16), у оппозиции также есть "право на критику". Реализовывается за 1 800 секунд раз в полгода.

"Парламентская оппозиция имеет право сделать один раз на протяжении очередной сессии Верховной Рады доклад продолжительностью до 30 минут о своем отношении к политическому и социально-экономическому курсу президента Украины и деятельности Кабинета Министров по его реализации на пленарном заседании Верховной Рады Украины".

Единственное исключение – нельзя брать свои законные 30 минут в день заслушивания в Верховной Раде послания президента.

PR оппозиции

У оппозиции также будет право "для использования своих прав в сфере информации". Она имеет право использовать государственные средства массовой информации, общественное телевидение и радиовещание, "а также распространять информацию среди населения без использования средств массовой информации".

У оппозиции есть свои квоты. Печатные СМИ, учредителями которых является Верховная Рада (сейчас – "Голос Украины") и Кабинет Министров (сейчас – "Урядовый курьер"), обязаны не реже одного раза в неделю бесплатно печатать материалы о деятельности парламентской оппозиции объемом не больше 10 тыс. знаков.

Общегосударственные теле- и радиоканалы обязаны предоставлять парламентской оппозиции время не менее чем один раз в неделю. Правда, не долго - продолжительностью от 10 до 30 минут. Этот эфир – бесплатный, за счет средств госбюджета Украины, предусмотренных на освещение деятельности Верховной Рады Украины.

Выступления оппозиции нельзя прерывать рекламой.

Парламентская оппозиция имеет право на распространение любой информации (кроме той, что составляет государственную тайну или тайну, которая охраняется законом) в Верховной Раде Украины "в определенном порядке".

"Теневое правительство"

Среди вариантов отстаивания своих интересов парламентской оппозицией отмечается создание теневого правительства. Оно действует "на общественных началах как консультативно – совещательный орган оппозиции".

В соответствии с законопроектом, оппозиционный Кабинет Министров:
- осуществляет постоянный мониторинг деятельности Кабинета Министров и других органов исполнительной власти;
- готовит материалы для докладов от парламентской оппозиции по вопросам, которые касаются деятельности Кабинета Министров и других органов исполнительной власти, материалы по этим вопросам для использования народными депутатами Украины при их обсуждении в Верховной Раде Украины, выступлениях перед избирателями, распространения в средствах массовой информации;
- готовит и рассматривает предложения, в том числе альтернативные, относительно программы деятельности и решений Кабинета Министров и подает их в установленном порядке на рассмотрение президента Украины и Кабинета Министров;
- готовит и утверждает Программу своей деятельности;
- разрабатывает альтернативные законодательные предложения, которые могут вноситься на рассмотрение Верховной Рады Украины субъектами законодательной инициативы соответственно Конституции Украины;
- выполняет другие поручения парламентской оппозиции, которая сформировала оппозиционный ("теневой") Кабинет Министров;

У оппозиционного Кабинета Министров будет свой глава – "назначенный парламентской оппозицией в установленном ею порядке".

У теневого премьера тоже есть эксклюзивное право – принимать участие в заседаниях "нормального" Кабмина и других мероприятиях, которые проводятся правительством Украины.

Премьеру оппозиции предлагается разрешить "выступать в границах регламента, утвержденного Кабинетом Министров, а также получать информацию о деятельности и решении правительства".

Право на радикализм

Пропрезидентские депутаты, которые внесли этот законопроект, предусмотрели даже право оппозиции призывать народ "оказывать сопротивление". Итак, противится можно кому угодно, кто осуществит действия, направленные на:
- ликвидацию независимости Украины;
- свержение существующего конституционного порядка силой;
- нарушение суверенитета и территориальной целостности государства;
- подрыв национальной безопасности;
- незаконный захват государственной власти;
- пропаганду войны, насилия, разжигания межэтнической, расовой и религиозной вражды;
- посягательство на права и свободы человека и гражданина и на здоровье населения.

В конце законопроекта о большинстве и оппозиции – угрожающее предложение:

Положения этого Закона не могут быть изменены в условиях действия режима чрезвычайного или военного положения в случае введения его в соответствии с Конституцией Украины.

P.S. от УП

Очевидно, что законопроект имеет небольшие шансы на поддержку нынешней оппозицией. Поскольку нет договоренностей, что, например, его положения вступают в действие уже в новой Верховной Раде. Вместе с тем в законе записано, что он "вступает в действие с момента опубликования". И если он сейчас будет принят, то оппозиция снова потеряет все комитеты, которые с таким трудом отвоевала в декабре 2002.

Правда, большевики могут попробовать проголосовать за закон и без привлечения оппозиции


powered by lun.ua