Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Наши соседи сдали экзамен. На европейскую сознательность

Понедельник, 9 июня 2003, 12:57
Когда Центральная избирательная комиссия объявила результат референдума, первые лица государства, за которыми в прямом телеэфире следила вся страна, не сдерживались от бурных эмоций.

Президент Александр Квасневский схватил в объятия пани-министра по европейским вопросам Дануту Хибнер и закружил с нею в танце триумфа, целовал редактора "Газеты Выборчей" Адама Михника, обнимался с политиками, которые аплодировали победе. В канцелярии премьер-министра Лешека Миллера в ту минуту позитивные эмоции также били через край. Над головами присутствующих летали многочисленные сине-желтые воздушные шарики - цвета Европейского Союза.

Два дня 7 и 8 июня длился польский референдум, во время которого поляки должны были ответить на вопрос: "Выражаете ли Вы согласие на вступление Республики Польши в Европейский Союз?" и тем самым подтвердить Договор Польши с ЕС о вступлении страны в сообщество. Согласно конституции страны, референдум действителен, если в нем примет участие более 50 процентов избирателей.

Но поскольку опыт предыдущих лет (конституционный референдум 1997-го, парламентские выборы 2001-го) показывал, что на референдумы и выборы приходит меньше, чем половина тех, кто имеет право голоса, у евроэнтузиастов были основания переживать за явку.

Поскольку, в соответствии со всеми предыдущими опросами общественного мнения, было известно, что приблизительно 80 процентов поляков готовы на референдуме сказать "да" ЕС, информационная предреферендумная кампания была скорее "войной за явку".

Собственно, чтобы сделать участие в голосовании как можно более доступным для граждан, парламент проголосовал за двухдневный референдум. Учитывая вероятную пассивность молодежи, по целой Польше были устроены избирательные участки в студенческих общежитиях, скауты организовали общественную акцию доставки урн к пожилым людям, которые не могли прийти на участки самостоятельно, в выпусках теленовостей напоминали, что даже тот, кто войдет на избирательный участок за минуту до его закрытия, сможет проголосовать.

Польские евроэнтузиасты понимали, что свежий словацкий вариант, где за два часа перед закрытием избирательных участков была нарушена "избирательная тишина" (президент и премьер-министр призывали словаков проголосовать) в Польше не пройдет. Более организованные и влиятельные, по сравнению со словацкими, польские противники евроинтеграции в случае такого развития событий требовали бы признать результаты референдума недействительными.

Все же явка в первый день оказалась весьма низкой. Невысокий ее результат (17,6 процента) повлек за собой учащенное, как он сам теперь рассказывает, сердцебиение у самого президента Квасневского. Дело в том, что если бы явка не превысила 50 процентов, это означало бы, что решение от имени польского народа должен был бы принимать парламент.

И хотя известно, что парламентское решение было бы позитивным, это все же показало бы всему миру, что сама польская нация думает иначе, не воспринимает, или не готова к евроинтеграции. Это бы означало еще и поражение правящих в стране левых сил, упоминали даже об отставке и без того весьма непопулярного правительства Лешека Миллера.

В воскресное утро на улицах польской столицы бесплатно распространялись спецвыпуски "Gazety Wyborczej" и "Zycia Warszawy" с тревожными заголовками "Нужно, чтобы нас пришло вдвое больше", "Так голосуем: есть 17,6%, не хватает 32,9"%.

После этого свои надежды сторонники евроинтеграции возложили на сознательность народа и Господа Бога.

И не ошиблись. В значительной степени традиционное польское общество, особенно в регионах, отправилось выполнить патриотический долг в воскресный день, отбыв обязательную мессу в костеле. Собственно роль католического костела, епископата в результатах референдума нельзя недооценивать.

Слова неоспоримого авторитета Папы Римского Иоанна Павла II, обращенные перед референдумом к землякам: "Польша нуждается в Европе, Европа нуждается в Польше", как чувствовалось это даже в повседневных разговорах, убедили сказать "да" многих из тех, кто еще колебался. В последнее воскресение перед референдумом во всех костелах Польши зачитывалось специальное обращение епископата к верным, где поощрялось принятие участия в референдуме.

Еще за три часа до закрытия избирательных участков явка составляла немного больше 40 процентов. "Чудо над Вислой", как "окрестила" его в сегодняшнем комментарии "Gazeta Wyborcza" произошло буквально в последние часы. Финал был эффектным. 58 процентов поляков пришли на участки, из них 77 процентов сказали Европейскому Союзу "да".

"Возвращаемся, возвращаемся в Европу!", - приветствовал после объявления результата страну Александр Квасневский. "Мы граждане Польской республики, а отныне и граждане Европы", - резюмировал Лешек Миллер. "Мы сдали этот экзамен", - комментировала министр Данута Хибнер.

Польская эйфория была опьяняющей, но ровно на время праздника. Уже в воскресных комментариях первые лица страны напоминали о той грандиозной работе, которую Польша должна проделать, готовясь ко вступлению 1 мая 2004-го в ЕС. Понятно, что приноровится польскому шагу к европейской поступи будет непросто.

В подавляющем большинстве поляки это осознают. Неспроста старшее, даже среднее поколение, мотивируя свое участие в референдуме, весьма часто отмечали, что выбирают будущее уже не для себя, а для детей и внуков.

А что же Украина, самая большая соседка Польши на востоке? Даже во время референдума, который концентрировал внимание поляков на собственной судьбе, тема нашего государства не исчезла с поля их заинтересованности. Первый национальный телеканал делал прямые включения из Замостя, города, который находится в 60 километрах от границы с Украиной - недалеко от восточной границы ЕС.

В первый день референдума "Gazeta Wyborcza" поместила материал о настроениях относительно ЕС в Украине. Опубликованные газетой результаты социологического исследования, выполнены в Украине Центром информационных проблем территорий НАН Украины по заказу польского фонда "Образование для демократии" (при поддержке Польско-Американско-Украинской Инициативы о Сотрудничестве).

"На вопрос, будет ли расширение Европейского Союза в будущем году на десять стран, - цитирует результаты исследования "GW", - полезным для Украины, аж 72 процента анкетированных ответили "да".


 
 
Для почти 40 процентов это является шансом для того, чтобы когда-то в ЕС могла вступить и Украина, а для больше чем 20 процентов - ускорение реформ над Днепром... Из исследования следует, что впервые не только жители Западной Украины заинтересованы в интеграции, пользу связанную с этим видит также русскоязычный восток государства.

Процент тех, кто положительно относится к расширению ЕС даже выше в традиционно промышленных восточных областях, где в повседневном быту общаются исключительно на русском языке... "В общем, отношение к Евросоюзу очень позитивное. 64 процента граждан хотят, чтобы мы когда-то в него вступили", - говорит Петр Жук (директор Центра).


 
 
Для 40 процентов самой большей пользой была бы возможность путешествовать без виз по Европе, а для 29 процентов - право на работу за границей. Почти 21 процент считает, что после вступления в ЕС в Украине улучшилась бы ситуация с соблюдением права человека".

Что ж, поляки свой экзамен сдали...


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования