Тень Бухарина над украинским парламентом

Пятница, 5 сентября 2003, 13:36
Идея, посетившая головы наших политиков в конце лета – относительно избрания президента не посредством всенародного голосования, а посредством парламентариев – уже успела взбудоражить украинский политикум. В обществе развернулись дискуссии: а стоит ли отдавать такую важную должность на откуп народным депутатам? Не приведёт ли этот шаг к девальвации самого института президента? Приходит на ум заглавие из одной оппозиционной газеты времён последних президентских выборов: "Если выборы выиграет Кучма, то следующего президента будут избирать "сходняком". Жутковатое предсказание имеет все шансы воплотиться в жизнь…

Прежде, чем переходить к рассуждениям о том, имеет ли реформа шансы пройти через парламент, следует учесть целый ряд факторов, влияющих на современный политический процесс.

В своё время Николай Иванович Бухарин, вдохновлённый ленинской "новой экономической политикой", бросил в массы лозунг: "Обогащайтесь!". Фактически этот же лозунг прозвучал в 20-х числах августа из стен здания по улице Банковой. Правда, адресован он был народным избранникам. Месседж был понят и истолкован, надеюсь, правильно: депутаты – они люди неглупые и понятливые.

Доказать факты финансовых операций внутри Верховной Рады, естественно, невозможно. Но политические процессы, которые проходят внутри парламента, объяснить иначе, как игрой теневых финансовых потоков, невозможно. Каждый важный вопрос голосуется по нескольку раз.

Вспомните: выдвигают какого-нибудь господина Т. на пост, например, председателя Национального банка Украины. Выставляют кандидатуру на голосование – кандидатура не проходит. Через несколько дней те же депутаты, в том же зале кардинальным образом меняют своё решение. Неужели господин Т. успел за столь короткое время понравиться? Или вот некий господин Ч. пытается стать, к примеру, председателем Фонда госимущества.

История повторяется вплоть до деталей… Я уже не говорю о том, как резко иногда меняется идеологическая ориентация того или иного депутата. Был правым – стал левым, был оппозиционером – стал ярым приверженцем президента…

Конечно, не деньгами едиными… Есть и другие способы увещевания и убеждения. Но все они в конечном итоге сводятся к деньгам. Один из депутатов Верховной Рады (кстати, наблюдающий парламентскую жизнь изнутри на протяжении четырёх каденций) с горечью отметил, мол, нынешний парламент – наиболее развращённый в материальном смысле…

Теперь представьте себе психологию рядового депутата, перед которым стоит выбор: поддержать новый вариант политической реформы или не стоит? Просчитав в своей голове перспективы, он понимает: сегодня он голосует за реформу, а в ноябре будущего года будет возможность подороже продать свой голос.

Кстати, такая перспектива существенно удешевляет цену вопроса о самой политической реформе. Первый вариант политической реформы не давал депутатам ответ на естественный вопрос: "А что я лично с этого поимею?" Поэтому пришлось бы тратить огромные суммы, обеспечивая 300 голосов для политической реформы. В окружении президента решили привязать политреформу к президентским выборам и профинансировать первую акцию за счёт второй. Выходит такой себе вариант бизнеса: вы вкладываете свой голос сегодня, а завтра, во время выборов, он обернётся для вас многотысячными процентами.

Какова цена вопроса?

Представьте, что кандидат в народные депутаты Х решил идти на выборы по старому законодательству. Для этого ему необходимо аккумулировать немалую сумму. Во-первых, необходимо оплачивать работу штабов и агитаторов на местах. Во-вторых, необходимо выделять деньги на поездки по Украине. В-третьих, проводить массовые мероприятия (съезды, митинги, конференции), на которые свозить своих сторонников из разных уголков Украины. В-четвёртых, полиграфическая продукция. В-пятых, работа пиарщиков, имиджмейкеров и других. Плюс ещё покупка голосов для списков при выдвижении в кандидаты.

Плюс ещё оплата шпионов в штабах конкурентов. Плюс ещё финансовая "работа" с окружными и участковыми комиссиями. Плюс ещё материальные подарки избирателям. Последнее, впрочем, не важно при условии неукоснительного финансирования всего остального. Скромные подсчёты позволяют говорить о суммах с шестью или даже семью нолями.

Естественно, вводим коэффициент девальвации: должность президента при таких раскладах становится не столь престижной, как ранее. Добавьте также то, что резко сужается целевая аудитория: вместо 35 миллионов избирателей теперь следует поработать с 450 гражданами. Но аппетиты этой целевой аудитории иногда могут казаться непомерными. Каждый кандидат в президенты даже с учётом экономии средств теоретически сможет выложить в кулуарах Рады сумму в несколько миллионов долларов.

Сами выборы президента будут напоминать спикериаду, причём не образца 2002, а образца 1998 года – грубую и бессовестную.

Не сомневаюсь, что большинство депутатов будут удовлетворены такой реформой.

Теперь о тех, кого реформа явно не удовлетворит. В первую очередь – разного рода политтехнологов, профессиональных имиджмейкеров, тех, кто привык работать по принципу "от выборов до выборов". Поскольку избирательные кампании в Украине проводились чуть ли не ежегодно, выборы для этой категории граждан стали своеобразным способом зарабатывания денег. Учтите – тоже немалых денег.

Теперь же электоральная среда существенно сужается. "За бортом" президентских выборов оказываются различные пиарщики, приезжающие в Украину из России или США. Ранее они предлагали способы оболванивания масс, работу с большими электоральными группами.

Теперь же возрастает цена не столько имиджмейкера, сколько отечественного технолога и политолога: кандидат в президенты должен ориентироваться в депутатской среде, знать настроения фракций, групп, отдельных депутатов. Украинские политологи ориентируются как в настроениях и психологии каждого из 450 народных избранников, так и в приблизительных "аргументах", которые следует использовать во время работы с представителями "электората". Чужаки в таким случае будут малоэффективными.

Тем, кто попал в категорию обиженных и оскорблённых новым вариантом политической реформы, придётся подождать до очередных парламентских выборов. Или даже инициировать досрочное их проведение. Теперь уже следует учесть, что существенно возрастёт цена депутатского мандата. Особенно если под шумок удастся провести новую систему, на которой будет базироваться парламент (пресловутая двухпалатность, уменьшение количества мажоритарщиков и увеличение партийных депутатов).

Итак, украинский политикум оказался перед перспективой обогащения. Кучма, кажется, нашёл вариант, который может устроить всех. Только не тех, кто уже потратил деньги на создание имиджа и на рост рейтинга. Потому как в новых политических условиях рейтинг и имидж превращаются в понятия более чем условные.

…Но историю помнить всё-таки следует. Не стоит забывать, что за лозунгом "Обогащайтесь!" пришла пора жёсткого раскулачивания. А после процесса быстрого обогащения народным избранникам предстоит мучительный и трудный процесс сосуществования с новым президентом, который (что естественно) будет помнить один-единственный закон: потраченные деньги должны быть "отбиты" в кратчайшие сроки.

Каким образом – это уже другой вопрос. Но парламентариям при процессе "отбивания" вряд ли позавидуешь…




powered by lun.ua