Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

"Настоящей свободы слова нет, есть только ее имитация..."

Понедельник, 7 июня 2004, 12:49
В 1990-х годах московский Фонд защиты гласности при поддержке Харьковской правозащитной группы выдал серию брошюр "Преследование журналистов и прессы на территории бывшего СССР" (под редакцией О. Панфилова и А. Симонова).

Это был небольшой ежегодник, который с каждым годом становился все толще. Передо мною выпуск за 1994 год. Ровно десять лет назад. Есть возможность оглянуться назад, вспомнить известные и полузабытые имена и события. Как оказалось, это чрезвычайно поучительное чтиво.

Украина: 55. Еще раз прописью: пятьдесят пять фактов преследования сотрудников украинских медиа зафиксировано в томике. К счастью, в тот год, по данным фонда, не погиб ни один журналист или менеджер СМИ. Тогда как на остальном пространстве СНГ погибли 17 наших коллег. Из которых – пятеро в воюющем Таджикистане.

Самая знаменитая жертва 94-го – репортер "Московского комсомольца" Дмитрий Холодов, которого подорвали в собственном кабинете офицеры со спецназа Минобороны России. Многолетние суды против исполнителей громкого теракта закончились, в сущности, ничем. Следствие не смогло доказать, а суд не захотел увидеть причастности российского генералитета и лично тогдашнего министра обороны Павла Грачева к заказу убийства. Это было задолго до "пленок Мельниченко", но из устных пересказов известно, что ельцинский министр отдавал приказ "проучить щенка"... Как это похоже на невинную формулу заказа убийства Гии Гонгадзе – ведь человек голосом Кучмы не говорил "застрелить", "отрубить голову", а просто "попугать", "отдать нах... чеченцам" и т.п..

Хотя, надо признать, что и тогдашняя власть не раз желала расправиться со свободными "журналюгами" бандитским способом.

"10 марта редактора газеты "Новый день" (г. Херсон) Ирину Чернову сбил мотоциклист после нескольких угроз по телефону о физической расправе за то, что она подвергает критике местную администрацию. Неизвестные угрожали также расправой над детьми Черновой... 20 марта неизвестные позвонили по телефону в редакцию газеты и сообщили, что против газеты будет совершен террористический акт... В ночь с 22 на 23 марта заместителю редактора газеты Богдану Лекану в квартиру позвонил мужчина, который ударил его ножом и убежал, ничего не взяв из квартиры".

"Около 14 часов 21 мая осуществлено нападение на сотрудника киевского бюро CNN Алексея Степуру. Двое неизвестных, которые назвали себя сотрудниками милиции, ворвались в квартиру и нанесли Степуре пять ударов ножом – один в грудь, четыре в живот. Степуре сделали две операции, удалили селезенку, его состояние является очень тяжелым. По одной из версий, нападение совершенное теми, кто знал о крупном гонораре, который Степура получил за съемки во время октябрьских событий в Москве в 1993 году... Против нападавших Степура применил официально зарегистрированный газовый пистолет".

"Совершено нападение на редакцию газеты "Высокий замок" (г. Львов). Группой нападавших из четырех боевиков руководил краевой командир УНА-УНСО, народный депутат Олег Витович. Нападавшие угрожали физической расправой и избили заместителя редактора Бориса Козловского".

"2 ноября в дворе собственного дома в Симферополе двумя неизвестными был жестоко избит телеоператор НТВ Виктор Сосновский. Его жена – журналист Анна Конюкова получила анонимное письмо, где названы фамилии еще 13 журналистов – "врагов президента Мешкова".

Письмо содержало угрозы физической расправы над корреспондентом Радио "Свобода" Татьяной Коробовой, редактором крымскотатарской программы ТВ Лилей Буджуровой, корреспондентом крымского радио Валентиной Ивановой, корреспондентом "Известий" Николаем Семеной, корреспондентом газеты "Южный курьер" Григорием Иоффе и другими...

В один и тот же день во время несанкционированного митинга под стенами парламента Крыма было осуществлено нападение на журналистов Коробову, Иванову и Буджурову".

"Неизвестные сильно избили редактора многотиражки "Константиновский химик" (Донецкая обл.) Любовь Земскову непосредственно в служебном кабинете. Земскова известна как автор острых материалов, направленных против мафии".

"Жестоко избили генерального директора популярной на Полтавщине частной телекомпании "ЮТА-ТВ" Георгия Чечика, который находится в больнице".
Не знаю, стечение ли это обстоятельств, но в 2003 года Чечик погиб в автокатастрофе, после чего Полтавский медиа-клуб заявил, что есть причины считать трагический случай неслучайным...

1994-й – это год внеочередных президентских выборов. Год пришествия Леонида Кучмы, который как кандидат активно пользовался правозащитной риторикой и заявлял, что заинтересован в свободе слова. Тем более, что у его группы поддержки были немалые проблемы с украинской властью.

"Национальный (в книге – Государственный – В.К.) совет по телевидению и радиовещанию Украины выдал распоряжение об изъятие эфирного времени у независимой ТРК "Гравис", которую накануне предвыборной кампании, обвинили в чрезмерном использовании русского языка, пропаганде насилия и секса, рекламе алкоголя и табачных изделий.

На самом деле, как сказано в заявлении работников компании, причиной является другое, отличное от официального, информирование избирателей о ходе избирательной кампании за должность президента страны. Заявлено, что решение не имеет под собою законных оснований и является фактом политической расправы".


Да, эта история достойна быть занесенной в учебники по истории украинской прессы. Если еще и вспомнить, что основателем "оппозиционной" ТРК "Гравис" был небезызвестный Александр Волков (тогда еще не олигарх), а редактором – нынешний член Нацсовета по телевидению и радиовещанию (по квоте президента Кучмы) Виктор Лешик. А причиной, почему тогдашняя кравчуковская власть прессовала телекомпанию, был... Леонид Кучма, которого пиарил "Гравис", а не секс и не водка. Лучше бы они в самом деле порнографию показывали...

"По утверждению председателя Христианско-демократической партии Украины Виталия Журавского (сейчас – заместитель министра образования, социал-демократа Кременя – В.К.), который выступил на пресс-конференции "Политическая цензура на украинском телевидении", в Украине настоящая свобода слова, свобода распространения информации заменена имитацией. По его мнению, программы ТВ Украины контролируются государством, и отображают точку зрения президента Леонида Кравчука".

"24 мая Министерство иностранных дел Украины распространило заявление, в котором "за необъективное и провокационное освещение событий в Одессе, Крыму и на Востоке Украины" корреспондентам "ТВ "Останкино" Юрию Селиванову, Геннадию Кондаурову и Виталию Пидченко вынесены предупреждения...

Советник посольства Украины в РФ по вопросам информации и прессы Вадим Долганов
(тот, который потом руководил НТКУ и вел приснопамятные "7 дней" – В.К.) сообщил, что речь идет не о "запрете на профессию, а о творческой деятельности конкретных журналистов. 30 мая президент Украины Леонид Кравчук сделал заявление, где отметил, что, к сожалению, "в такое ответственное время некоторые СМИ часто работают по заказу тех или других сил".

Может, кто забыл но тогда было два президента – киевский и симферопольский. Фамилии у них были разные, но методы борьбы с печатью аналогичные.

"На пресс-конференцию президента Крыма Юрия Мешкова не допустили большую группу журналистов, аккредитованных в Крыму от "Известий", "Независимой газеты", "Голоса Украины", Радио "Свобода", ВВС, агентства "Интерфакс" и т.п.. Пресс-секретарь президента Вячеслав Лебедев заявил, что в пресс-конференции примут участие только те журналисты, которые "никогда не подвергали критике и не намерены подвергать критике президента".

"Директор крымского издательства "Таврида" Николай Невзоров без любых объяснений выдал приказ прекратить печать единственной в Крыму газеты на украинском языке "Крымская светлица". 700-тысячное украинское население Крыма осталось без своей газеты".


Аналогичные спецоперации проводили и другие "почитатели прессы" – в Полтаве, Донецке, Одессе, Ужгороде...

"Без предупреждения или объяснений представители пожарной охраны опломбировали здание редакции газеты "Наследство" (г. Горловка Донецкой обл.). Таким образом, население лишили возможности читать единственную газету на украинском языке".

"Решением прокуратуры Одессы от 9 июля, 13 тонн бумаги изъяты из фондов газеты "Народное обозрение" и переданы редакции газеты "Моряк". Раньше "Народное обозрение" было обвинено в антисемитизме".

"Начальник УМВД Закарпатской области Дмитрий Дорчинец запретил пресс-центру МВД давать любую информацию газете "Серебряная земля". Дорчинец заявил, что газета "раскрыла коммерческую тайну", обнародовав сведения о строительстве начальником милиции трех коттеджей".

"В соответствии с распоряжением начальника Полтавского областного управления прессы Ю. Дмитриева запрещено печатать и распространять в киосках газету "Земледелец", которая является органом националистов...".


Конечно, за "давностью лет" уже тяжело припомнить подробности и конкретные факты, но по крайней мере перерасчет примеров запугивания, давления, угроз, избиения (собственно, только малой их частицы) подтверждает, что то, что в 1994 году казалось уникальным случаем сейчас является системой.

И насмешкой кажутся нарушения, зафиксированные Фондом защиты гласности в том же 1994 году в Эстонии: прекращение трансляции "Останкино" за долги за распространение сигнала, снятие с должности редактора газеты и, наконец, продажа бывшей газеты ЦК Компартии Эстонии с аукциона...

Тогда же Рижская городская дума приняла еще одно решение против "свободы слова". В столице Латвии запретили реализацию коммунистических газет "Правда", "Советская Россия", "Вечерний Ленинград", "За рабочее дело", шовинистических и антисемитских листков "Завтра", "Речь", "Наше Отечество", "Русский собор", "Аль-Кодс" – "поскольку эти издания стимулируют агрессивность русскоязычного населения, направленную против латвийской государственности и угрожают независимости Латвии".

Все справедливо: за эти десять "кучмовских" лет маленькие Эстония и Латвия стали членами НАТО и почти членами ЕС. А мы продолжаем соревноваться за "конституционную реформу", автор которой вместе с тем является лучшим другом украинских журналистов, физкультурников, олигархов etc.

Десять лет несвободы заострили желание искать и обнародовать правду. Сейчас же мы не знаем мелочи – за что же сидел "на зоне" наш будущий Гарант...



Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования