Демократия в Зазеркалье

Среда, 9 июня 2004, 15:13
Представьте себе, пожалуйста, небольшой городок, который раскинулся где-то, скажем, в предгорье Альп или Пиренеев. Не так важно, как он называется, не важно даже в какой стране он находится, ведь мы говорим о Европе. Представьте дальше, что городская община собирается избрать себе председателя, и что событие это происходит после того, как президент страны (!) своими указами (!!) назначил исполняющего обязанности председателя, распустил местный суд (!!!) и избирательную комиссию (!!!!).

(Вижу, уже с этого начинаются сложности с поиском такого города, так как невероятно, чтобы в Европе, где у всех городов есть отдельный статус, полученный еще со времен предоставления Магдебургского права, была бы возможной подобная правовая ситуация. Но возвратимся ко дню выборов.)

В городок приехало огромное количество наблюдателей - представителей партий и даже представителей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и пятой части - 80 депутатов - парламента. Почему все эти люди оторвались от своих непосредственных дел и хлопот? А просто потому, что сомневаются в соблюдении всех избирательных процедур, начиная с организации работы участков (чтобы те своевременно были открыты и закрыты, чтобы была соблюдена тайна голосования, чтобы никто не принуждал к нежелательному волеизъявлению) и заканчивая подсчетом голосов.

Все волнуются, так как по городу (случайно оказалось) курсируют около 20 организованных групп молодых людей, экипировка которых наталкивает на мысль, что это не труженики полей и не служащие местных офисов.

Успокаивает одно - начальник милиции городка предупрежден депутатами парламента о том, что эти группы людей создают напряженную ситуацию на избирательных участках, поэтому, конечно же, он побеспокоится о порядке на участках, где проходит голосование, и на подступах к ним.

Тем временем пришло время голосования, и, по результатам екзит-пола, проведенного четырьмя социологическими организациями независимо одна от другой, с отрывом от ближайшего кандидата почти в два раза определяется лидер - житель города, которому некоторое время назад была доверена должность головы и который чуть позже избран депутатом парламента от демократических сил (господин B).

До закрытия участков - до 20.00 наблюдателям выпала возможность получить на руки оформленные протоколы со всех 36 участков (кроме одного - под номером 26) - с печатями, с подписями председателя, секретаря, заместителя председателя и всех членов каждой комиссии.

Из проведенного подсчета голосов, который завершился около 24.00, стало абсолютно ясно, что убедительную победу с отрывом в 5,5 тысяч голосов (19 385 тысяч против 13 898 тысяч у конкурента - ставленника других политических сил, господина N) получил кандидат из демократического лагеря.

Всего, по данным протоколов избирательных комиссий, в выборах приняли участие 33 978 жителей городка. Каким же образом уже на 3 утра на следующий день оказалось, что территориальная избирательная комиссия готова объявить победителем выборов господина N, (того, по ее данным, не основанным ни на каких документах, ни на каких протоколах, поддержали 17 412 жителей против тех 12 289, которые голосовали за г-на B)? Этот вопрос настолько интриговал, что депутаты решили поинтересоваться такой метаморфозой.

Тут европейцам придется снова напрячь воображение, поскольку ирреальность той ночи не вкладывается ни в какие рамки. Просто ни в какие. И таких, которые бы подходили под то, что случилось, нет. В избирательную комиссию депутатов, которые были намерены реализовать свое законное право контролировать подсчет голосов, не пустили.

Какой сторож, спросите вы, посреди ночи не признал парламентариев? "Сторожила" там не просто охрана, а спецподразделения милиции. Они же, никоим образом не отреагировав на депутатские удостоверения, более того - вырвав их из рук, банально стали бить депутатов парламента.

Расскажу вам, как это происходит в Европе. Милиционеры свалили депутатов, среди которых были, например, директор Института нейрохирургии Академии наук, бывший представитель президента в парламенте, руководитель партии и другие, на пол и стали бить. Естественно, ногами (а могли бы и дубинками, если бы это было не в Европе).

Потом заломили руки и потащили по полу, а поскольку этаж был второй, то депутатов пришлось просто скинуть. А что вам, спецподразделение милиции - носильщики, что ли? Тем более, что через несколько дней оказалось, что это депутаты били бойцов отряда спецназначения, хотя именно некоторым из депутатов пришлось с сотрясением мозга и разорванным сухожилием проваляться на больничной койке.

Знаете, в чем различие между Украиной и другими странами, действительно европейскими, не континентально, а по духу? В том, что у нас написанное пером очень легко и безнаказанно можно выбить "топором" ("наездом", "понятием"); у нас совсем другое правосознание, понимание места основных государственных институтов и отношение к ним.

Никто до сих пор не узнал, по чьему приказу искажены результаты голосования? По чьему произволу городом был поставлен руководить человек, не уполномоченный на это жителями? Куда делись протоколы территориальной избирательной комиссии, на основании которых она приняла решение о результатах выборов? Кто их украл? Кто нес службу в избиркоме? Кто те люди, которые громили участки по всему городу, препятствуя подсчету голосов и запугивая членов комиссий?

У мукачевцев не только цинично украли выбор, но и продемонстрировали, что пресловутая булгаковская "разруха" с одной головы с легкостью может распространиться на всю страну. Международная общественность была, без преувеличения, шокирована "беспределом" по-мукачевски. В Европе никому в голову не пришло б и в страшном сне не приснилось фальсифицировать результаты голосования.

Там уважают своих сограждан, там понимают, что общество само должно избрать себе руководителя, что только будучи наделенным доверием, он имеет право на власть (не углубляясь в причины добровольной отставки господина N, скажу лишь, что он не имел права оставаться на этом посту, и сложение обязанностей должно было произойти рано или поздно).

Удивляет ли кого-то, что "высокое начальство" - и Генпрокурор, и заместитель министра внутренних дел, которые дважды в течение месяца выступали в Верховной Раде, "не увидели" ничего особого в том, что состоялось в Мукачеве? Откровенно говоря, нет. Такой вариант выбранной ими линии поведения был наиболее предвиденным. Наибольшее, что смогли руководители "правоохранительных органов", это то, что были случаи "хулиганства". Даже не "злостного".

"Порадовал" и Генпрокурор. То, что поразило депутатский корпус - заявление мукачевского милиционера о том, что ему приказал прекратить исполнять обязанности по охране заместитель начальника горотдела МВД, оказывается, давно и хорошо известно прокуратуре! И ее не удивило, что рядовых представителей милиции просто использовало их начальство, которое именно уже стала плоть от плоти политической системы. И, собственно, куда украинской прокуратуре почему-то испытывать удивление, когда она день от дня становится более умелой в своих добровольно приобретенных функциях адвоката любых действий власти.

Возникает мотивированный вопрос - на каком законе основываются сегодня украинские силовые структуры? ЧЬЕ право охраняют они сейчас? На этот вопрос нет ответа. Но уже сейчас становится предельно ясно, что это не право, зафиксированное в Конституции. Это не право народа и его представителей (избранных им же) осуществлять свои функции, связанные в данном случае с наблюдением за избирательным процессом.

Мукачевские события разделили не только политиков, они рикошетом ударили и по сотрудникам самих силовых структур. Я собственными глазами убедился в том, что многим рядовым милиционерам, которые не могут не выполнять приказы своего начальства, но не могут не оценить степень их незаконности, было мерзко даже смотреть на наглых, уверенных в своей безнаказанности "братков". Мне пришлось видеть, как трясутся руки у одного из подполковников, который стоял неподалеку от бравых "братков". Но не их он боялся.

Думаю, что много высоких милицейских чинов, которые так ревностно бросились на отстаивание чести своего мундира, с легкостью могли бы проводить эффективные тренинги по изготовлению у его участников привычек по организации беспорядка, по осуществлению "реальной" коммуникации с "братками", по умению вести себя с народными депутатами и выдавать в парламенте черное за белое.

А самое главное - общество едва ли узнает о тайных "командирах", которым чудом легко подчиняются высокие милицейские чины (так же, как мы до сих пор не знаем, кто в 1995 году отдал преступный приказ поднять кирки и повернуть их против участников мирной похоронной процессии). Что-то мне подсказывает, что на этот раз нам не преподнесут имени даже "стрелочника".

Непрозрачность ситуации в сфере, связанной с деятельностью силовых структур, не разрешает нам определить реальные размеры коррупции в этой среде, ведь именно она является одним из корней того безобразия, с которым пришлось не просто столкнуться, а даже, сказать бы, сразиться. Коррупция по-милицейски имеет две модели - экономическую ("крышевание" ими же самыми, вопреки желанию собственников, избранным структурам) и политическую - служения власти, а не закону. Последняя и оказалась во всей своей красоте в Мукачеве, как до этого в Донецке.

Уже сейчас на митингах "Нашей Украины" милиция охраняет провокаторов, вместо того чтобы гарантировать безопасность участникам акций.

Если смоделировать ситуацию немножко наперед, уверен, что мы еще увидим серьезное ноу-хау в ходе избирательной кампании: использования представителей частных охранительных структур, которым полностью под силу создать любые препятствия честному избирательному процессу. Во время проведения акций в Донецке "люди в черном" блокировали несколько помещений, а вмешательства в ситуацию руководителей областного Управления внутренних дел и даже облуправления СБУ не дало никакого результата.

Итак, уже сейчас существуют целиком силовые (в полном содержании этого слова), достаточно вооруженные и специально наученные структуры вне системы МВД, которые знают определенный "код", на который реагирует любая официальная силовая структура. В то же время эти люди, поскольку не являются сотрудниками органов МВД, не могут нести предусмотренную специальным законодательством ответственность.


Итак, вопросов по обеспечению контроля за деятельностью силовиков достаточно, поэтому нет сомнений в том, что нам нужно раз и навсегда поставить точку на распространении опыта по разработке незаконных влияний на избирателей с привлечением представителей как МВД, так и силовых структур, которые созданы и действуют вне закона. И сделать это необходимо до начала избирательной кампании, в противоположном случае ситуация в Украине угрожает перерасти в ситуацию, которая развивается в России. Там власть даже не скрывает, что она уже, по точному выражению социологов, "цвета хаки".

Наша Молодежная партия Украины будет инициировать создание общественного совета, в которой могут войти как народные депутаты (в частности, члены Комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью - с которой пришлось столкнуться в Мукачеве! - и коррупцией), представители Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при президенте Украины (кстати, хотелось бы увидеть привлечение этого органа в расследование "мукачевской истории").

Ведь, когда нужно, эта структура так вправляется в справедливости!), желающих из числа неправительственных организаций, которые занимаются вопросами установления гражданского контроля над силовыми структурами (в этом смысле следует подумать о привлечении специалистов Центра им. Разумкова, которые нагромоздили значительный опыт исследований в этой сфере), представители разных партий, так и делегаты от самих этих структур - Министерства внутренних дел, Министерства обороны, СБУ.

Без сомнения, в Украине вопрос о гражданском контроле над силовиками, как-то говорят, перезрел, так как несомненно круг высокопоставленных лиц из этих организаций недопустимо долго пользуется непозволительной безнаказанностью. Дошло уже до того, что мы услышали о деле "оборотней" из числа МВД, хотя до сих пор не знаем о нем всей правды, так как "не выносить мусора из избы" не в интересах и не в стиле этого ведомства.

Сегодня мы обязаны объединить усилия для радикального реформирования невоенного сектора безопасности, базовой предпосылкой для чего является кардинальное восстановление власти и очищение кадровой среды силовиков для того, чтобы они могли стать п р а в о о х р а н и т е л ь н ы м и органами, а наши граждане - не бояться их, и для того чтобы события в Мукачеве не превратились в "синдром Мукачева".

Юрий Павленко, народный депутат Украины, председатель Молодежной партии Украины

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования