Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Петр Симоненко. Экспонат музея имени Ленина

Понедельник, 5 июля 2004, 18:41
На время выдвижения кандидатом в президенты Петра Симоненко конференц-зал Украинского дома снова стал похож на музей Ленина. Правда, бюст Владимира Ильича коммунистам пришлось везти с собой из центрального офиса. В кулуарах они очень возмущались, что это помещение, построенное в свое время на компартийные деньги, приходится арендовать, хотя по праву оно принадлежит Компартии Украины.

Коммунист, патриот и просто государственный деятель

Ленин, флаг, надпись красным по белому "XXXVIII съезд КПУ", три сотни самых достойных коммунистов, преимущественно секретарей обкомов и райкомов партии, скромные два ряда президиума и никаких материалов для журналистов. Складывалось впечатление, что это обычное рабочее собрание, а не эпохальный внеочередной съезд, с которого коммунисты стартуют к победе.

Зажигательные слова о борьбе до победного конца, сказанные со сцены, явно диссонировали с расположением духа зала, где делегаты дремали, зевали и время от времени выходили попить кофе, чтобы окончательно не заснуть богатырским сном. Даже "Интернационал" на полную силу пел разве президиум. Остальные полузабытые слова о "до основанья, а затем" подтягивали вполголоса.

Не те теперь коммунисты. А кандидат у них все тот же – Петр Симоненко. "Коммунист, патриот и государственный деятель", - как сказал о нем второй секретарь ЦК КПУ и первый вице-спикер парламента Адам Мартынюк. С его слов, Петр Николаевич – единственный во истину народный президент, как Компартия – единственная сила, способная вывести страну из кризиса и поднять жизненный уровень на достойную народа Украины высоту.

"Лозунгом текущего момента может стать выражение: "Все как один за народного президента, коммуниста Петра Симоненко", - отметил при этом вице-спикер. Впрочем, одну яркую фразу он таки был в состоянии высказать. "Власть коварна и хитра, – вся надежда на Петра", - подытожил Мартынюк свое выступление. Эти слова сорвали аплодисменты и вполне могли стать неформальным лозунгом кампании. Но не стали.

"От имени ЦК Компартии Украины прошу выдвинуть кандидатом на пост президента Украины Симоненко Петра Николаевича, 1 августа 1952 года рождения, члена Компартии Украины, первого секретаря ЦК Компартии Украины, члена комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики, человека известного и ответственного", - зачитал Мартынюк постановление о выдвижении.

Делегаты, в самом деле, как один, дисциплинированно подняли вверх ярко-красные карточки. Минуты две-три их добросовестно считали. "Так мы посчитаны или не посчитаны? Можно уже руку опускать?", - Александра Масенко, народного депутата, первого секретаря полтавского обкома КПУ, традиционно затяжная церемония явно утомляла.

"296 голосов "за". Единогласно", - подытожил председатель счетной комиссии Анатолий Морозов. Это при том, что в начале съезда Петр Симоненко утверждал, что прибыло 293 делегата... Впрочем, коммунистам главное, лишь бы не меньше.

Драйва коммунистическому собранию не добавил даже Леонид Грач, который предлагал выдвинуть его кандидатом в президенты от Компартии еще в ноябре 1999-го. Он скромно сидел на галерке и на вопрос, почему не Грач, а Симоненко, отвечал:

- Партия обсуждала, мы приняли решение.
- Вы будете идти самовыдвиженцем?
- Я что, похож на негодяя, идиота?

Как говорят, вопрос исчерпан.

Все на борьбу - с кланами и "нашистами"

Симпатии избирателей Петр Симоненко надеется завоевать призывом: "С людьми и для людей". Он говорит, что 2004-й год может и должен стать переломным. "Результаты выборов президента во многом определят магистральный путь развития украинского общества", - заявил главный коммунист, так как "сохранение при власти правящего режима, который олицетворяет Кучма, или приход к власти кого-нибудь из его соратников-наследников – это трагедия для Украины".

Своими главными конкурентами он считает как представителя от ныне действующей власти, которая "смогла привести в 1999 году вторично своего кандидата и захватить во время парламентских выборов 2002 года ключевые позиции в Верховной Раде Украины", так и представителя от оппозиции, которую он иначе как "нашистами" не называл. И категорически уверяет, что "ни представителя власти, ни представителя "нашистов" коммунисты поддерживать не будут".

Констатируя, что два из четырех агитационных месяцев приходятся на лето, Симоненко призывал "отложить отпуск и сосредоточиться на борьбе". Если программу своей борьбы первый секретарь ЦК будет писать позднее, то ее стратегию он уже озвучил. Симоненко сориентировал однопартийцев разделять области на две группы: там, где процент голосов за КПУ надо не уменьшить и там, где его надо повысить (в частности, на Западной Украине).

Каким образом? "Мы предложим новую социальную и экономическую стратегию, которая отражает желания многих иметь и государственную поддержку, и уровень жизни достойный, и условия демократии настоящей, а не той криминальной, которой стараются припрятать настоящие цели и намерения капиталы", - пообещал Симоненко.

Вместе с риторикой по поводу того, что могут предложить избирателю коммунисты, у Петра Николаевича был неисчерпаемый запас обвинений в адрес врагов-оппонентов, которых он выстроил в три линии.

"Первую линию будут составлять разные антикоммунистические силы, как от "нашистов" и БЮТовцев, так и от власти и ее информационных киллеров. Они возьмут на себя наиболее грязную агитацию против кандидата-коммуниста, обвиняя во всех грехах ХХ столетия, сполна используя весь арсенал накопленных за 1,5 десятилетия пропагандистских штампов типа голодомора, репрессии, сталинизма".

Вторая линия – "кандидаты и так называемые центристские партии, которые их поддерживают". Они мол, отбирают голоса молодежи и среднего поколения, которые, считает Симоненко, иначе голосовали бы за коммунистов.

Третья линия – "коммунистические клоны, альтернативные КПУ, левые образования", которые реанимируются благодаря спонсорам. "Это "прогрессисты", "коммунисты" будто обновленные, рабоче-крестьянские коммунисты. Их задача обвинять Компартию Украины и кандидата в оппортунизме, дезориентировать избирателя, отобрать у кандидата-коммуниста хотя бы чуточку голосов", - указал лидер КПУ.

Так вот, наибольшая провокация против Компартии это – попытки "представить избирательную кампанию" и "сформировать мнение у людей, что у них нет выбора: или от власти в одном варианте (представитель нынешней вертикали) или от власти в исполнении "нашистов". В то время как полюсов борьбы, как и в ленинские времена, по мнению Симоненко, два: "Это борьба за будущее, это левая идея, которую мы отстаиваем, или борьба кланов, интересы капитала".

Среди партнеров главный коммунист видит только социалистов. Правда, в роли "младшего брата". Хотя Симоненко и пообещал, что в случае выхода Мороза во второй тур, "Компартия поддержит левого кандидата", в выступлении он раскритиковал Соцпартию за то, что "постоянно подчеркивается неповторимость СПУ в рамках как правой, так и левой оппозиции", что социалисты "присоединяются то к левым, то к правым, то к центру под лозунгом: "Мы вместе, но мы такие разные!" Вместе с тем коммунисты предлагают им определиться, чтобы в 2006-м году пойти на выборы единым блоком.

"Мы должны поставить задачу объединить народ Украины и сделать все, чтобы представители других левых партий шагали вместе с нами к общей победе, – заявил Симоненко, - Так как исторический опыт, в том числе и большевиков, подтверждает, какими бы мы не были в 1917-20-х годах, но когда объединялись вокруг позиции большевиков, левые партии побеждали".

"Мы сегодня призываем своих коллег-социалистов определиться и принять то решение, которое даст возможность сегодня, новый импульс и толчок дать борьбе за левую идею в 2004 году, чтобы в 2006 году совместно уже блоком идти на выборы в Верховную Раду, в местные советы всех уровней", - добавил при этом он. Вместе с тем социалисты ответили приветствием, которое зачитал секретарь политсовета СПУ, народный депутат Михаил Мельничук.

Участие как игра на нервах

Это уже второе участие Петра Симоненко в президентской кампании. Лидер Компартии баллотировался в 1999 году и набрал свыше 5,8 миллиона голосов, выйдя во второй тур вместе с Леонидом Кучмой.

Политологи отмечали, что его победа тогда стала возможной только благодаря развалу "каневской четверки", поскольку Александр Мороз и Евгений Марчук "растянули" голоса избирателей, которых в сумме имели свыше 6 миллионов. Во втором туре Симоненко получил около 10,7 миллиона голосов или 37,8 процента избирателей. Этот максимум коммунисты набрали за счет тех, кто был категорически против Кучмы.

Ведь динамика "левых" симпатий только по словам Адама Мартынюка свидетельствует о "стойком электоральном потенциале КПУ". На самом деле, если в 1998 году за Компартию проголосовали 6,5 миллиона избирателей, то в 2002-м – около 5 миллионов. Потому что была другая оппозиционная альтернатива.

Политическая сила Симоненко, которая насчитывает всего 140 тысяч членов, уверенно сдает позиции. И одолженная у Ющенко фраза "Симоненко, который действительно не словом, а делом", которую предложили дописать в резолюцию съезда, в исполнении коммунистов все равно остается просто красивой фразой.

Показательным было выступление председателя мандатной комиссии Владимира Оплачка, который сообщил, что из 300 делегатов, выдвинутых на съезд областями, шестеро – в возрасте до 30 лет, 11 – в возрасте до 40 лет, 32 – в возрасте до 50 лет, 141 – в возрасте до 60 лет и 110 – в возрасте свыше 60 лет. Причем, большинство из них вступило в КПУ 20 и больше лет назад и лишь 29 – после 1993 года. Комментарии, как говорят излишни.

Настрой зала не случайно был спокойным, съезд – дешевым, а выступления - неяркими. Равно как депутат Масенко уже через два часа после начала не случайно предложил досрочно закрыть собрание, так как все вопросы уже решены.

Вопреки красивым словам о борьбе коммунисты во главе с Петром Симоненко всем своим видом показывали, что нынешние выборы – не их игра. Конечно, Петр Николаевич имеет (хотя и довольно призрачные) шансы выйти во второй тур – если исчезнут более сильные кандидаты. Но не имеет шансов победить ни при каких раскладах.

Зато он может попортить нервы или попиарится, чем и собирается заняться. Он может быть элементом политтехнологий, как фактор "оттягивания" протесаного электората в пользу оппозиции, как средство распыления электоральных симпатий, как псевдо-побеждающий лидер. А может быть наоборот, способом борьбы с властью в таких регионах как Донбасс или Юг Украины. Это уже как кто договорится. А Симоненко не раз доказывал, что, кляня всех, можно помочь кому-то одному. Да и просто как политик, который не хочет исчезнуть с киевского Олимпа, он не мог не пойти. Поэтому пошел.

В день съезда позицией Компартии удалось воспользоваться антиющенковцам. На протяжении всего времени собрания, которое длилось более пяти часов, "Украинский дом" пикетировала группа молодых людей в желтых майках под флагом "Так, Ющенко!". Обращаясь к прохожим, пикетчики скандировали: "Ющенко – наш президент!".

Сначала даже трудно было понять, настоящие это "ющенковцы" или нет, так как разговаривали они по-украински. По крайней мере, у меня подозрение закралось только тогда, когда ребята, явно студенты первого-второго курса, мило общались с милиционером на тему, следует ли им постоять еще. Со временем появилось разъяснение пресс-службы "Нашей Украины".

"Цвет маек отличается от того, который используется в избирательной кампании Виктора Ющенко", - объяснили там, сообщая, что футболки были желтыми, в то время как настоящая символика имеет более насыщенный цвет - оранжевый.

Тем временем по другую сторону Крещатика, рядом с памятником Ленину, была замечена другая группа юнцов, которые под вождем мирового пролетариата бесстыдно ... справили нужду. Похоже, это акции одного порядка – профинансированные с целью еще больше рассорить протестные силы.

Когда после съезда коммунисты вышли на улицу, их встретили несмелыми окриками: "Мы вас закроем!". Некоторые из представителей КПУ вступали с организаторами митинга в дискуссию, отвечая фразами, "как вам не стыдно", а другие, наоборот, призывали молодежь вступать в ряды Компартии Украины. Они имели время на агитацию, потому что в Центризбирком не торопились. Симоненко пообещал сдать документы без помпы, в понедельник, сам.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования