Украинские школьники ослабели: в 1 классе хронические болезни у 30%, в 9 – у 64%
Заболеваемость детей школьного возраста за последние 10 лет в Украине выросла на 26,8%.
Об этом в своем докладе на заседании санитарно-эпидемиологической службы Украины сообщила замдиректора Института гигиены и медицинской экологии им. Марзеева АМН Украины Надежда Полька.
По ее данным, в 1 классе насчитывается 30% детей, у которых хронические заболевания, в 5 классе - 50%, в 9 классе - 64%, сообщает пресс-служба Министерства охраны здоровья.
Уже в 1 классе отклонения со стороны: опорно-двигательного аппарата имеют до 11% школьников, носоглотки - 25%, нервной системы - 30%, органов пищеварения - 30%, аллергические проявления - 25%.
С 1 по 9 класс частота снижения остроты зрения увеличивается в 1,5 раза, частота нарушений осанки - в 1,5 раза, распространенность болезней органов пищеварения - в 1,4 раза, распространенность болезней эндокринной системы - в 2,6 раза.
В то же время лишь 5% учеников, по данным медицинской документации, относятся к специальной медицинской группе по физическому воспитанию.
41% школьников третьей группы здоровья имеют неудовлетворительный адаптационный потенциал: из них упражнения на выносливость, которые являются обязательными, выполняют 54% учеников, что свидетельствует о слишком высокой физиологической цене достижения результата на уроках.
В целом лишь у 7% школьников наблюдается удовлетворительное функциональное состояние организма.
Высокий уровень физической подготовленности имеют лишь 9,3% детей с хроническими заболеваниями и 40% практически здоровых детей.
В физическом развитии школьников наблюдаются такие неблагоприятные тенденции, как астенизация, снижение окружности грудной клетки, уменьшение жизненного объема легких, мышечной силы.
Сегодня для школьников существуют 534 базовых и 239 экспериментальных учебных программы, а также около 3 тысяч альтернативных учебных программ, утвержденных Министерством образования и науки.
Вместе с тем подавляющее большинство этих программ не имеет гигиеничного обоснования на их соответствие возрастным морфо-функциональным возможностям организма школьников.
Рабочий день современных учеников с учетом домашних заданий продолжается 10-12 часов, что приводит к формированию у детей синдрома хронической усталости и дезадаптационных состояний.
Существующие программы по физическому воспитанию не отвечают функциональным возможностям, состоянию здоровья и физическому развитию современных школьников: не выполняют отдельные задачи программных тестов по физическому воспитанию 82% детей младшего школьного возраста.
Кроме того, были проанализированы условия для физического воспитания детей в общеобразовательных учебных заведениях (вообще 19 856 заведений).