Зеркало чужой войны

Суббота, 16 декабря 2023, 05:30
Зеркало чужой войны
коллаж: Андрей Калистратенко

В начале 2023 года Украина была для всего мира практически монопольной поставщицей новостей об ужасах войны. К концу года наша монополия была утрачена: теперь военные новости из Украины чередуются с новостями из Израиля и Газы.

Масштабы вооруженного противостояния на Ближнем Востоке несопоставимы с украинскими. И все же множество украинцев рассматривают чужую войну как своеобразное зеркало, в котором отражаются знакомые проблемы и вызовы. Как правило, наши соотечественники сравнивают Украину с Израилем и воспринимают израильское 7 октября как аналог нашего 24 февраля. Что ж, по крайней мере, такое сравнение позволяет сделать некоторые полезные для нас выводы.

После 24.02.2022 в украинском обществе популярна точка зрения, будто варварская агрессия России дала нам карт-бланш на любые ответные военные меры. По идее, такой же карт-бланш в глазах цивилизованного мира должен был получить Израиль, подвергшийся варварскому нападению террористов. Но на практике вышло по-другому: камнем преткновения стало международное гуманитарное право.

Реклама:

Если во время террористической атаки 7 октября общественное мнение на Западе было полностью солидарно с Израилем, то теперь многие западные наблюдатели не считают ближневосточную войну черно-белой.

Многих отталкивает слишком большое число жертв – пусть и непреднамеренных – среди гражданского населения Газы. Многие – как власти Испании или Бельгии – обвиняют израильскую армию в чрезмерной жестокости. Даже президент Байден заявляет, что израильтяне "начинают терять поддержку из-за неизбирательных бомбардировок".

Реклама:
Как выяснилось, для цивилизованного мира методы ведения войны значат ничуть не меньше, чем причина войны. Цивилизованный мир никогда не станет приветствовать гибель безоружных женщин и детей – даже если это жены и дети безжалостных террористов. И если жертва нападения переусердствует с ответными мерами, общественное мнение в цивилизованном мире вполне может приравнять ее к напавшему.

Сегодняшняя Украина зависит от чужой поддержки и от западного общественного мнения намного сильнее, чем Израиль. Тезисы типа "это не черно-белая война" и "обе стороны стоят друг друга" представляют для Украины гораздо большую опасность, чем для Израиля.

Читайте также: Синдром Шона Лестера

Тем не менее с первых месяцев полномасштабной войны в нашем публичном пространстве стали появляться призывы к нарушению международного гуманитарного права. Кто-то предлагал не брать в плен вражеских военнослужащих – в ответ на пытки и убийства пленных бойцов ВСУ. Кто-то требовал целенаправленных ударов возмездия по гражданскому населению РФ – в ответ на разрушение украинских городов российскими захватчиками.

К сожалению, все это озвучивалось не только сознательными провокаторами, работавшими на Кремль, но и вполне искренними людьми, не обремененными логикой и не способными контролировать свои эмоции. Остается надеяться, что наглядные уроки чужой войны чему-то научат эту часть общества.

Ближневосточное противостояние преподносит нам и другой ценный урок – урок того, как целесообразнее позиционировать собственную войну на международной арене.

"Евреи воюют с жестокой террористической группировкой ХАМАС", – такая формулировка оказалась наиболее предпочтительной, чтобы склонить обычного западного наблюдателя на сторону Израиля. Напротив, формулировки "евреи воюют с палестинцами" или "евреи воюют с арабами" невыгодны Израилю и подталкивают многих сторонних наблюдателей к нейтралитету.

Когда речь заходит об исторической вражде двух народов, обитатели цивилизованного мира предпочитают оставаться над схваткой. Цивилизованный мир не одобряет противостояний на национальной почве и не любит, когда врага маркируют по национальному признаку.

В XXI веке в цивилизованном мире не готовы рассматривать целый народ в качестве естественного носителя каких-либо пороков.

Реклама:
По этой же причине для Киева невыгодно позиционировать битву с террористическим государством Российская Федерация как историческое и культурное противостояние с соседним народом.

Если украинская война с диктатором Путиным может найти живой отклик у обычного американца, немца или француза, то украинская война с поэтом Пушкиным вряд ли заинтересует кого-то, кроме украинцев и русских. Попытки продвигать на международной арене не идеологическую, а этнокультурную составляющую войны не приносят практической пользы. Они способны лишь увеличить усталость западной аудитории от Украины.

Можно сколько угодно выдавать желаемое за действительное и подвергать несогласных шеймингу, но факты – вещь упрямая.

Читайте также: [Не] тотальная война

Конечно, все будет выглядеть иначе, если мы отыщем в зеркале чужой войны не израильтян, а ХАМАС. Хамасовская война совершенно не похожа на ту образцовую цивилизованную войну, которой на Западе ждут от Израиля или от Украины.

Сторонники ХАМАС твердо убеждены, что в борьбе с экзистенциальным врагом допустимы любые средства и методы. Сторонники ХАМАС не стесняются ненависти на национальной почве и смело объявляют врагами всех евреев от мала до велика. Сторонники ХАМАС открыто радуются гибели некомбатантов, не делая никаких различий между солдатом ЦАХАЛ и гражданским израильтянином.

С самого начала военного противостояния ХАМАС обладал намного большей свободой действий, чем Израиль. Но эта свобода не возникла сама по себе: ее подарили хамасовцам многолетние спонсоры и союзники, поставщики денег и оружия.

Иран – безжалостная фундаменталистская диктатура, занимающая первое место в мире по числу казней несовершеннолетних.

Катар – абсолютная монархия, где запрещены политические партии, зато узаконены порка плетьми и забивание камнями.

Российская Федерация – государство, чьи внутренние порядки слишком хорошо знакомы украинцам.

Каждый из партнеров ХАМАС исповедует примерно такую же систему ценностей, что и сами хамасовцы. И ни один из партнеров ХАМАС не отказал хамасовцам в поддержке из-за пещерного антисемитизма и преступлений, совершенных 7 октября 2023 года.

Такой же свободой действий в Украине обладает Россия, и эту свободу ей предоставляют партнеры-людоеды: Китай, Иран, КНДР.

Диктаторские режимы, которые абсолютно не зависят от общественного мнения, не обременены гуманистическими ценностями и готовы поддерживать РФ, невзирая на ее военные преступления и открытые призывы к геноциду украинцев.

Реклама:
Как и российская агрессия против Украины, противостояние на Ближнем Востоке подтвердило очевидную истину: если вы были атакованы жестокими варварами, это не дает вам права на симметричные варварские методы ведения войны. Такое право могут дать только союзники-варвары.

Чисто гипотетически Украина могла бы пойти по пути ХАМАС и РФ. Дать волю эмоциям и не ограничивать себя в схватке с экзистенциальным врагом. Забыть о международном гуманитарном праве и отвечать на каждое зверство той же монетой. Не делать различий между комбатантами и некомбатантами. Считать своим противником и легитимной целью каждого россиянина – независимо от возраста, пола, рода занятий и личного отношения к путинскому режиму.

Но все эти кровожадные фантазии разбиваются об один простой вопрос: а где взять союзников, которые поддержали бы войну против России в таком формате?

Михаил Дубинянский

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде