Подвійні стандарти
Вступ України до НАТО не є приводом до розриву договору з Росією
Останнім часом затуліними, регіоналами, комуністами тиражується теза про те, що ПДЧ, не кажучи вже про вступ до НАТО, суперечить статті 6 Договору 1997 року про дружбу, співробітництво і партнерство між Україною і Російською Федерацією.
Відповідно, договір не буде подовжено, і кордони України знову поставлять під сумнів. В статті 6 зазначеного договору знаходимо: "Кожна з Високих Договірних Сторін утримується від участі або підтримання яких би то не було дій, спрямованих проти іншої Високої Договірної Сторони, і зобов'язується не укладати з третіми країнами будь-яких договорів, спрямованих проти іншої Сторони.
Жодна із Сторін не допустить також, щоб її територія була використана на шкоду безпеці іншої Сторони".
Основополагающий акт Россия – НАТО 1997: "Россия и НАТО не рассматривают друг друга как противников…Россия и НАТО будут стремиться к самому широкому сотрудничеству между государствами-участниками ОБСЕ в целях создания в Европе общего пространства безопасности и стабильности без разделительных линий или сфер влияния, ограничивающих суверенитет любого государства.
Россия и НАТО исходят из того, что общая цель укрепления безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе (вжито навіть натівське визначення - авт.) во благо всех стран требует ответа на новые риски и вызовы, такие, как агрессивный национализм, распространение ядерного, биологического и химического оружия, терроризм, продолжающиеся нарушения прав человека и прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и неурегулированные территориальные споры, которые представляют угрозу всеобщему миру, процветанию и стабильности".
(Останній абзац, до речі, пояснює, чому і після завершення "холодної війни" країни ЦСЄ прагнуть стати членами НАТО).
Але може з того часу відбулися зміни в офіційній позиції Росії? На це запитання відповідь, очевидно, слід шукати у нещодавно (6 квітня) підписаному Бушем і Путіним документі "Декларация о стратегических рамках российско-американских отношений".
"По итогам состоявшихся в Сочи переговоров президенты России и США приняли Декларацию о стратегических рамках: Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки, ссылаясь на Совместное заявление от 13 ноября 2001 года о новых отношениях между Россией и США, а также Совместную декларацию от 24 мая 2002 года, вновь подтверждают, что эра, когда Россия и США рассматривали друг друга как врага или как стратегическую угрозу, закончилась.
Мы отвергаем мышление по принципу "игры с нулевой суммой" времен "холодной войны", когда "то, что было хорошо для России, было плохо для Америки" и наоборот.
Напротив, мы полны решимости работать вместе, а также с другими государствами, для решения задач, связанных с глобальными вызовами 21-го века, переводя российско-американские отношения из состояния стратегического соперничества в стратегическое партнерство.
Мы намерены сотрудничать как партнеры в целях укрепления безопасности, а также совместно противодействовать стоящим перед нами угрозам миру, включая международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения".
Звичайно, насправді російська еліта здебільшого продовжує розглядати США як загрозу, і тому є чимало свідчень, зокрема численні заяви російських політиків. Але документально зафіксована офіційна позиція Росії інша, і парадокс у тому, що виходячи з неї, приєднання України до НАТО – це плюс для російської безпеки.
Ну, а заяви про те, що Договір не буде продовжено і що таким чином знову постане питання про Севастополь і Крим, ударять по самій Росії. Територіальні претензії до України лише дискредитують Росію в світі, а в самій Україні є найкращим аргументом за НАТО.
Олексій Гарань, для УП