Планы Кабмина - планы народа

Четверг, 6 марта 2003, 17:20
Виктор Янукович представил проект программы действий своего правительства

Программа правительства Виктора Януковича, обещанная еще к середине января и обсужденная на заседании Кабмина 20 февраля, наконец, представлена общественности. Уже первичный анализ документа, а также заявлений, сопровождавших презентацию, свидетельствует, что в существующем виде программа выглядит популистской, затеоретизированной и всеобъемлющей. Не исключено, что нынешнее правительство, повторяя ошибки своих предшественников, пытается учесть различные и часто взаимно противоречащие интересы ряда бизнес-групп и посредством такой "гибкости" облегчить прохождение документа через парламент. Кроме того, некоторые эксперты указывают на присутствие в программе влияния 2004 года - года президентских выборов.

Премьер Виктор Янукович впервые представил общественности проект программы действий своего правительства. Тезисы проекта были изложены (вероятно, под влиянием близкого Международного женского дня) на ассамблее Всеукраинского союза "Общественный парламент женщин Украины". Главной задачей документа, по словам г-на Януковича, является создание условий для того, чтобы "каждый трудоспособный гражданин за свою работу легально получал достойную заработную плату и мог обеспечить себя и своих близких всем необходимым".

Программа содержит 8 разделов. Добавим - содержащих набор стандартных, уже которое по счету правительство ни к чему не обязывающих обещаний: поставлены задачи социально-гуманитарного развития, защиты прав и свобод граждан.

Итак, в Программе деятельности Кабинета министров на ближайшее время:

• углубление рыночных преобразований и совершенствование государственного управления процессами трансформации;

• структурные сдвиги и повышение конкурентоспособности украинской экономики;

• усиление социальной направленности реформ и обеспечение приоритета прав человека;

• реформирование системы пенсионного обеспечения;

• социальная защита уязвимых слоев населения;

• проблемы, связанные со здравоохранением и улучшением медицинского обслуживания;

• удовлетворение образовательных потребностей населения.

"Реально оценивая масштаб проблем...в направлении достижения нашей главной цели - повышения качества жизни населения, мы положили в основу этого блока принцип гармоничного развития человека, его духовные, жизненные и интеллектуальные качества", - в некоторой степени пафосно сказал Янукович. Второй акцент он сделал на углублении рыночных преобразований и усовершенствовании государственного управления трансформационными процессами.

Декларируемые в программе цели нельзя назвать "неправильными" либо недостижимыми, однако они слишком размыты и почти не сопровождаются количественными целевыми показателями. Не отягощен документ и конкретными мерами по достижению этих целей. Существуют, правда, обещания сделать ряд шагов. Среди них - налоговая реформа, о реальности проведения которой в свете разработки программы действий правительства уже писал "Контекст". Однако поспешность с принятием Налогового кодекса (уже в первом полугодии 2003 г.) вынуждает экспертов сомневаться в качестве документа.

Премьер также сообщил о предусмотренных проектом программы мерах по вступлению Украины в Европейский Союз и Всемирную торговую организацию. Здесь дела, как известно, успешнее: на март запланировано подписание ряда двусторонних протоколов по вступлению Украины в ВТО, в том числе - с ЕС. Кроме того, Евросоюз вскоре может предоставить украинской экономике рыночный статус.

По мнению экспертов, некоторые уже сделанные Кабмином шаги расходятся с декларациями о намерениях. Так, пока не выполняется девиз программы действий КМ - "Открытость, действенность, результативность", - отметил директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова Владимир Сиденко. Открытости в функционировании Кабмина пока что нет, о чем свидетельствует, скажем, нежелание Министерства транспорта предоставить ЕБРР полную финансовую информацию по "Укрзализныце" для предоставления кредита. О двух других показателях говорить пока рано. Основными достижениями правительства стали только своевременное принятие реалистичного (до момента повышения минимальной зарплаты) бюджета-2003 и снятие с Украины санкций FATF. Впрочем, в последнем многое зависело от парламента, а также присутствия широкого круга сторон, заинтересованных в положительном для Киева исходе событий.

Напомним, согласно Конституции, для Кабмина, программа которого успешно прошла "парламентский фильтр", установлена годичная неприкосновенность. По мнению экспертов, именно с учетом этого фактора представление программы кабинета Януковича искусственно затягивается. Разработка этого документа должна была стать первоочередным заданием правительства на истекшие 100 дней его работы. Формально Кабмин с этим заданием пока не справился: парламент еще не получил проект документа, а следовательно - и основные задачи кабинета. Они, эти задачи, до недавних времен были известны лишь исходя из отдельных заявлений правительственных чиновников, да и то преимущественно в общих чертах.

Как бы подразумевая намерение работать не только в течение этого года, правительство заявило о намерении предложить Стратегию экономического и социального развития страны до 2011 года. "Совершенствование структуры экономики и повышение конкурентоспособности производства будут осуществляться путем переведения системы экономических преобразований на путь инновационного развития", - заявил Виктор Янукович, подчеркнув, что Кабмин намерен принять данные меры. Какие конкретно экономические преобразования имеются в виду, премьер не уточнил. Впрочем, если уже разработанная программа действий не поражает конкретикой, то в контексте по украинской традиции весьма общей долгосрочной программы об этом говорить тем более неуместно. Впрочем, эксперты могут ошибаться, и наработки кабинета Януковича окажутся приятным исключением.

Таким образом, проект программы действий правительства в нынешнем его варианте сложно назвать именно сводом предстоящих действий. По мнению аналитиков, документ напоминает скорее перечень деклараций и целей, причем не без доли популизма. Это можно объяснить желанием Кабмина учесть интересы и пожелания большинства представленных в Верховной Раде сил, чтобы гарантировать принятие документа.

При этом некоторые парламентарии уже критикуют проект. Так, по словам спикера ВР Владимира Литвина, недостатком документа является желание Кабмина "всем понравиться". Традиционный же критик правительственных инициатив, глава бюджетного парламентского комитета Петр Порошенко прогнозирует возврат программы на доработку. Одна из основных претензий к документу члена фракции "Наша Украина" - то, что программа не учитывает отсутствие ресурсов для достижения некоторых декларируемых ею целей.

Другим фактором, побуждающим Кабмин разрабатывать именно такой вариант программы своих действий, являются, по мнению экспертов, президентские амбиции одного из двух руководителей правительства (премьера либо первого вице-премьера). По мнению аналитика Международного института сравнительного анализа Артема Биденко, проект можно трактовать как программу вероятного будущего кандидата в президенты, работающего ныне в правительстве: независимо от того, будет это Виктор Янукович или Николай Азаров. Об этом, полагает эксперт, свидетельствует, в частности, вынесение обсуждения документа "в массы". Эксперт не исключает, что на такой шаг Кабмин пошел с целью привлечь к документу (и лицам, его представляющим) по возможности максимально широкое общественное внимание.

В любом случае, от перспектив принятия программы зависит будущее нынешнего правительства. В ближайшее время Кабмин планирует завершить обсуждение проекта в регионах, а затем рассмотреть его в парламентских комитетах и фракциях. Внесение же проекта документа в сессионный зал Верховной Рады планируется, напомним, после ежегодного обращения президента Украины к парламенту. Принятые в исполнительной вертикали условности нужно соблюдать...

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде