Соглашения по Черноморскому флоту должны быть пересмотрены

Понедельник, 15 августа 2005, 15:37

Угрозы национальной безопасности Украины

По мере приближения 2017 года все чаще в публичных выступлениях российских политиков и военных звучат заявления, что они не собираются выводить свой флот из Украины. Тревога времен противостояния по флотской проблеме снова возвращается в наше жилье.

"Временное пребывание ЧФ РФ на территории Украины" началось 28 мая 1997 года с подписания пакета соглашений по разделению ЧФ бывшего СССР. Тогда закончился период c 1992 по 1997, названный "непровозглашенной войной", во время которой решалась судьба "ЧФ СССР", государственной принадлежности Крыма и Севастополя, а таким образом и территориальной целостности Украины.

ЧФ РФ получил статус "иностранного военного формирования" и появилась надежда на мирное развитие дальнейших событий. Но вопреки этим надеждам много процессов продолжали развиваться по старому сюжету.

Многочисленные вмешательства российских политиков во внутренние дела Украины тормозят превращение города в украинский. В этом им помогает оппозиция, которая продолжает поднимать сепаратистские волны.

Прошедшие 8 лет показали, что в режиме "политического тормоза", в числе многих факторов, срабатывает созданный Россией механизм продолжения искусственной интеграции российского флота с украинским городом. В системе подготовки кадров ВМФ РФ севастопольская молодежь принимается в военные училища России независимо от украинского гражданства с последующим возвращением их на офицерские и мичманские должности в ЧФ РФ. Таким образом искусственно наращивается взаимосвязь и взаимозависимость жителей полуострова и флота, укрепляется российское влияние на город и полуостров.

Подписание "большого договора" принципиально не изменило отношения политиков и военного руководства РФ к Крыму и Севастополю. Усовершенствовав отработанные во время многолетнего переговорного процесса по ЧФ политические технологии, РФ поддерживает региональное напряжение в Крыму и Севастополе для "выжимания" из Украины дальнейших политических и экономических уступок.

Уступчивость, введенная Леонидом Кравчуком в украинскую дипломатию как принцип украино-российских отношений, осталась уже как политическая болезнь Украины и на кучмовский период, но с более трудными последствиями.

Дорабатывая подписанные соглашения, украинской части "смешанной комиссии" не удалось решить ни одного принципиального вопроса, который относился ею, в то же время российская сторона добилась всего, чего хотела!

Рост внутренней и внешней оппозиций

В единстве с российскими политиками выступает командование ВМФ и ЧФ РФ, которые реализуют наращивание связей флота с Севастополем. Активно себя ведет и ортодоксальная часть нынешней севастопольской городской элиты, которая сформировалась на базе городских компартийных кланов и отставников ЧФ СССР.

Они зациклились на объединительной идее, поэтому продолжают придерживаться постулата, что "развал СССР и сокращение Вооруженных Сил пагубно действуют на сегодняшнее состояние флота, превратив его из могущественного оперативно-стратегического объединения в обычную третьестепенную флотилию разношерстных и изношенных плавсредств".

Закрывая глаза на геополитическую нецелесообразность и экономическую неспособность РФ восстановить ЧФ, отдельные российские адмиралы, сваливая вину за его развал на Украину, все ж таки вынуждены признать развал всех флотов.

Пророссийские партии Крыма своей стратегии тоже не изменили. Объединив свои усилия с оппозицией и опираясь на компартийных ортодоксов, они продолжают противостояние правительственной политике, относительно вхождения в НАТО и Евросоюз и давят на сознание местного населения, знакомыми со времен "холодной войны", лозунгами: "благодаря общим усилиям внутренних и внешних врагов, южные рубежи России с приморских флангов открыты и беззащитны. …Начался необратимый процесс, результатом которого будет выход России из Севастополя и Крыма. Обезоруженная Украина уже сейчас ничего не может сделать для своей защиты".

Однако посмотрим, что мы имеем сегодня. 19 апреля 2005 года в Симферополе депутат Госдумы России, член фракции "Родина" Алкснис заявил: "передача Крыма Украине в 1954 году была не правовой и неконституционной. Пока мы были едины, так вопрос не стоял, но с учетом того, что Украина дрейфует во вражеский для России лагерь, Россия будет вынуждена думать, как быть со статусом Крыма для возвращения Крыма в состав России, так как Россия не может допустить, чтобы в Севастопольской бухте стояли корабли НАТО с ракетами нацеленными на российские города".

По его мнению, украинскому руководству следует "хорошо думать перед тем как принимать такие судьбоносные решения" Алкснис сказал, что в этой ситуации "можно думать об исторических последствиях пакта Молотова - Рибентропа и секретных протоколах", а почему бы Госдуме не признать недействительными с момента подписания эти секретные протоколы, поскольку в соответствии с ними Украина получила в свой Львов и другие области Западной Украины". Комментарии, как это говорят, излишни.

После подписания Большого договора президенты и внешнеполитические ведомства Украины и России неоднократно заверяли общественность обеих стран в том, что принадлежность Крыма и Севастополя Украине - вопрос решенный, и не является предметом переговоров между Украиной и Россией.

В то же время, выше упомянутые круги не просто культивируют, а насаждают точку зрения, что "эти заявления звучат вопреки воле народа Крыма, жителей Севастополя, интересам России, вопреки исторической справедливости, звучат на фоне принудительной "украинизации" российского населения Крыма, Севастополя".

Если раньше атака на сознание крымчан и севастопольцев шла со штаба ЧФ РФ с участием их военнослужащих в массовых акциях и через местные и флотские СМИ, то в новых условиях их политическую деятельность несколько ограничили. Для России достаточно того, что ЧФ РФ присутствует в Крыму, а вести политическую игру вокруг него достаточно желающих в Москве. Эта технология более приемлемая, поскольку у Украины не возникает мотивации для претензий о нарушении подписанных соглашений. "Наш флот в Крыму и этого нам уже достаточно".

Вывод ЧФ РФ - основа политических компаний в Крыму

Проблема будущей эвакуации ЧФ РФ из Крыма и Севастополя является стрежнем, вокруг которого раскручивается антиукраинская компания. Это подтверждается тем, с какой легкостью Янукович создал блок оппозиционных сил именно в Крыму. Общая перспектива нарастающей проблемы становится более понятной, когда вчитываемся в программные публичные заявления военно-политического руководства России.

Министр обороны России Сергей Иванов заявил, что финансирование строительства военно-морской базы ЧФ в Новороссийске начнется в 2005 году, но он отметил, что "речь не идет о том, что мы собираемся нашу главную военно-морскую базу ЧФ из Севастополя выводить в Новороссийск".

Он объяснил, что в Новороссийске "речь идет о создании пункта базирования для тех кораблей, которые с 1991 года были выведены на территорию Краснодарского края и некоторые из них, к величайшему сожалению, до сих пор привязывании к камню. Теперь в РФ появились силы, средства и финансовые ресурсы для того, чтобы обустроить в Новороссийске нормальную базу".

Таким образом, министр обороны России не планирует строить Военно-морскую базу" (ВМБ) для сил ЧФ РФ, которые временно находятся в Севастополе. Более того, даже вместо официального извинения за факт грубого нарушения суверенитета Украины связанного с высадкой морского десанта ЧФ РФ на мысе Опук, Иванов отнес к неправильному пониманию нами подписанных соглашений.

Более "конструктивную" мысль, со скрытой угрозой, выказал бывший начальник Главного штаба ВМФ РФ Кравченко: "Россия никогда не уйдет из Севастополя. Экономика Украины на 60% "завязана" на Россию, поэтому Украина не решиться на открытый конфликт".

По мнению адмирала, до 2017 года, когда завершится договор аренды базы, есть еще много времени, на протяжении которого несколько агрессивная позиция Украины относительно этого вопроса может измениться. Кравченко проигнорировал, что накануне МИД Украины сообщил, что никто не ставил вопрос о досрочном выводе российской базы ЧФ из Севастополя.

Адмирал также не принимает во внимание, что министр иностранных дел Тарасюк довольно четко заявил, что Украина не намерена продолжать срок пребывания ЧФ РФ на ее территории.

Кравченко - специалист стратегического планирования, поэтому он уже пытается предвидеть будущую ситуацию: "или власть в Украине поменяем, или экономическими рычагами принудим согласиться с нашими условиями". Лишь Балтин, который во время командования ЧФ больше всех последних понял, что Украина своего достигнет, прислал письма президенту России с предложением о строительстве новой главной ВМБ ЧФ на территории Соленых озер близ Анапы. Он пишет: "начинать строительство базы надо уже сейчас, из Севастополя одинаково придется уходить". Следовало бы прислушаться к его мнению.

Суверенитет и национальную безопасность в обмен на газовые долги

Новое правительство, борясь с экономическими преступлениями бывшей власти, которые связаны с землепользованием и недвижимостью, столкнулся с фактами нарушений и со стороны ЧФ РФ. Учитывая то, что нарушение условий пребывания ЧФ РФ на территории Украины носят массовый и системный характер, уместным стал вопрос в необходимости ревизии содержания и хода выполнения соглашений по ЧФ.

В частности, российская сторона не придерживалась требований национальной безопасности Украины, поэтому нам принадлежит отработать механизм предотвращения таких конфликтов в будущем. Одной по причинам возникновения этой ситуации является блокирование российскими экспертами решения проблем которые относились к рассмотрению украинской стороной, еще во время работы "смешанной комиссии".

При внимательном изучении документов оказывается, что аренды земли и фондов в Севастополе, в порядке, предусмотренном действующим законодательством Украины, - не существует. Договоры аренды на каждый объект не составлены. Местная власть не сделала ничего - она не только не провела инвентаризацию земель, которые отходили в аренду к ЧФ РФ, а и не попробовала взять на свой баланс то, что отошло к ним согласно соглашениям. Вместо выполнения соглашений местная власть фактически проводит работу по включению этих земель и фондов в список российских, т.е. отказывается в пользу флота от общественного имущества и земель в городе.

Министерство обороны Украины, как и другие ведомства, также не провело инвентаризацию фондов и численного оборудования, которое подлежало передаче в аренду ЧФ РФ согласно соглашениям. Оценка их стоимости и определение суммы платежей за аренду также ни в Минобороны, ни в Минфине не рассчитывалась, поэтому никто ни за что не платит.

Сумма ежегодной доли погашения долга Украины (97,75 млн. долларов США) определенная без расчетов и обоснования, вопреки требованиям законодательства Украины. Создано это как всегда "мошенническим межгосударственным бартером" келейно, без учета интересов государства и интересов национальной безопасности.

По такой же схеме без инвентаризации и оценки, с молотка пошел весь Черноморский флот и его имущество. Корабли никем не оценивались, и никаких расчетов не существует. Реальная стоимость переданного флота в сотни раз превышала тот долг, который нам "погасили". Одновременно, предназначенная сумма платежей за аренду в десятки раз ниже той, которую Россия должна нам платить.

Даже требование соглашения относительно погашения долга за газ до 2007 года, а потом перейти к оплате аренды, Россией не выполняется. Вся финансовая интрига переговоров заключалась в том, чтобы признанным правительством Украины долгом за газ полностью "закрыть" все проблемы России по возвращению ей флота и созданию условий для его пребывания на территории Украины еще 20 лет. И с помощью Банковой они этого достигли.

Имели место безуспешные попытки возвратиться к рассмотрению и решить эти проблемы в соответствии с действующим законодательством, но безуспешно. Поэтому, констатируя вину России за срыв выполнения соглашений, Украина в праве определять убыток, нанесенный ей по принципу упущенной выгоды. Подытоживая огромное количество проблем, которые накопились, у нас есть все основания требовать компенсацию предоставленных Украине убытков в полном объеме или признать соглашения нелегитимным и подлежащими денонсации или просмотру.

Порядок организации взаиморасчетов в соглашениях не заложен. Ценовая же политика должна предусматривать, что и при бартерных условиях остается право учета конъюнктуры рынка. Поскольку такая практика является мировой нормой, то мы должны настаивать на праве ежегодного пересмотра стоимости аренды, равно как Россия пересматривает цены на газ и нефть для Украины.

Привожу пример расхождения цен только в местной практике Севастополя: ООО "АКАР" за аренду 1,2 гектара земли около 69 и 70 причалов в Севастополе платит около 1 миллиона долларов ежегодно. В то же время, РФ арендуя 3312,49 гектара ценнейшей земли в Севастополе и 14920,13 вне Севастополя, удерживая 4595 сооружений (в том числе 133 причалов) платит 97,75 миллиона долларов США.

Бесспорно, только за аренду земли в бюджет Севастополя Россия должна платить более 3 миллиардов долларов ежегодно, и это даже без учета объектов инфраструктуры, имущественных комплексов, за которые средства должны идти в министерство обороны, другие ведомства.

Флот сокращается, а амбиции растут

Соглашения по ЧФ разрешают размещать на нашей территории группировки численностью до 25000 военнослужащих, 68 боевых кораблей, 35 боевых катеров, 136 вспомогательных судов, 24 артиллерийских системы калибра более 100 мм, 132-х боевых бронированных машин, 22 боевых самолета.

На начало 1999 года согласно версификационной информации ЧФ РФ в Крыму имел: 20000 военнослужащих, 50 боевых кораблей, 120 вспомогательных судов, 430 единиц боевой техники и вооружения, 90 самолетов и вертолетов на аэродромах Кача и Гвардейское. Боевое ядро флота состояло из штурмовой авиации, ракетных кораблей и катеров способных нести ядерное оружие.

На начало 2002 года число военнослужащих уже сократилось до 16000, соответственно сократилось количество и вооружения. В то же время, комплектование велось так, чтобы большинство офицеров и мичманов оставалось севастопольцами и крымчанами.

Поскольку в Украине сегодня базируется 90% сил ЧФ РФ, большинство офицеров и мичманов которых являются (явными или скрытыми) гражданами Украины и коренными местными жителями. Сокращение "военного присутствия" с 25000 до 16000 человек должно было бы послужить причиной необходимости значительного сокращения арендованных фондов системы базирования.

Как видим, вывод российского флота из Крыма и Севастополя заменено на его поэтапное сокращение. По мере сокращения флота ЧФ РФ пошел путем нарушения подписанных соглашений. Освобождающиеся фонды (35 инвентарных объектов) были переданы 65 коммерческим структурам в субаренду, а 36 из них просто демонтированы.

Когда стало ясно, что исходя из политической и экономической целесообразности неизбежно и дальнейшее сокращение ЧФ, то командующий флотом адмирал Комоедов в 1999 году открыто и безапелляционно озвучил политическую и военную стратегию России: "Севастополь всегда будет главной базой Черноморского флота России. …Будем стоять здесь вечно".

Три года после этого Комоєдов делал все, чтобы ЧФ был символом Крыма, Севастополя, а Крым, Севастополь - символом ЧФ. Заявления Комоедова были очередной атакой на сознание населения Севастополя и Крыму с целью возрождения утраченного коммунистами внутреннего единства с российским флотом.

Имея сильную поддержку в Москве и Крыму, адмирал Комоедов в 1999-2002 годах повторил "путь" Касатонова и Балтина, втянув ЧФ РФ в политические процессы. Он восстановил давление на общественно-политические процессы в Крыму и Севастополе, что оказывало содействие политизации и обострению обстановки на полуострове и затормозило развитие украино-российских отношений. Своими действиями командующий ЧФ РФ продемонстрировал угрозы, которые несет российский флот национальной безопасности Украины.

Адмирал зарвался, но лидер крымских коммунистов Леонид Грач бросается его спасать, и идет дальше, заявляя "сегодня ЧФ - это не только форпост России". "Сегодня ставить вопрос об устранении Комоедова с должности командующего ЧФ, это по сути сделать главную предпосылку для того, чтобы поставить под угрозу установленные добрые отношения между двумя флотами в Севастополе - украинским и российским, чтобы дать дополнительную возможность всем и вся действовать в разрушительном русле перебазирования флота".

"Вывод российского флота из Севастополя станет второй непрошеной трагической ошибкой после развала СССР". Так коммунисты - народные депутаты понимают, так они и "отстаивают" независимость Украины.

Политизация Комоедова и поддержка его со стороны лидера крымских коммунистов – это лучшая демонстрация "политического единения иностранного воинского формирования, которое временно находится на нашей территории, с реакционными силами, которые опираются на него в своей политической борьбе" - а это уже вопрос национальной безопасности.

Очень странно, что политические выступления по поводу ЧФ РФ со стороны Грача так и не получили юридической оценки в Украине.

Единение города и флота, которое разъединяет Украину с Россией

Флот и его главная база возникли и развивались вместе, дополняя и гармонизируя друг с другом, около 200 лет назад. В город-крепость осуществлялся добор населения с территории всей империи для обеспечения задач ведения войны на море. Они создавали свои традиции, вырабатывали свою особую жизненную этику, что и обусловило возникновение уникального социума с ярка выраженными милитарными чертами.

Сознание жителей Севастополя из поколения в поколение формировалось на легендах и мифах героической истории флота, а поскольку "ветеранская" прослойка в общем количестве жителей города самая большая, то ортодоксальная и шовинистическая составная сознания этого "большинства" решительно влияла и продолжает влиять на общественное сознание.

Город почти всю свою историю финансировался исключительно из воинского бюджета, поэтому уровень "милитаризации" общественного сознания севастопольцев поддерживался на более высоком уровне, чем у граждан Украины и России в общем, и ограничен для восприятия ими демократического направления развития.

Значительная часть жителей города и сегодня, так или иначе, связана с флотом и ассоциирует себя с ним. Однако модель, которая отображает особенности сегодняшнего функционирования севастопольского социума, характеризуется по сути искусственным сохранением ЧФ РФ в качестве главного звена, поскольку он выполняет, да и не может выполнять никаких задач относительно защиты Украины и жителей города-крепости.

Противовесом ЧФ РФ выступают украинские силовые структуры, которые также присутствуют в Крыму и Севастополе, но в отличие от ЧФ выполняют, и способны выполнить, задачу по обеспечению военной безопасности государства и города с южного направления.

Социально-экономическая сфера севастопольского региона является депрессивной вследствие общего социально-экономического кризиса, который охватил в последние 15 лет все республики на просторах бывшего СССР, а также вследствие своей исключительно "военной" специализации.

Процесс "разоружения" Севастополя уже идет, что является объективным следствием политических изменений на всей территории бывшего СССР. Сокращение сил воинских флотов в Севастополе, сопровождается уменьшением населения, так на 2003 год город сократился почти на 28 тыс. жителей (6,7%).

В новых реалиях ЧФ РФ превратился в "квартиранта, который не платит за квартиру", и не дает возможности городу использовать свои возможности по другому.

Город несет большие убытки, поэтому "единство" исчезло, осталась исключительно историческая традиция. В этой модели украинский город и флот уже выглядят искусственно сращенными. Именно это и принуждает флот постоянно бороться за сохранение своего места в общественном сознании общины.

Стараясь искусственно единиться, в новых общественно-исторических условиях они все больше втягиваются сами и втягивают Украину и Россию в противостояние и глубокий кризис, из которого без совместных согласованных действий правительств двух государств выход найти будет невозможно. Поэтому, в сегодняшних реалиях ЧФ РФ и Севастополь мешают друг другу жить и развиваться, а также дестабилизирующе влияют на украинско-российские отношения.

После распада СССР, когда ЧФ РФ оказался "иностранцем в Севастополе", согласие на его временное пребывание на территории Украины было достигнуто во время потепления отношений на межгосударственном уровне.

Соглашение имеет право на существование при условии, когда стороны будут придерживаться его требований, а флот будет сурово придерживаться украинского законодательства. Его жизнь может протекать отделено от внутренне-политической и экономической жизни Украины и ее региона.

Однако сегодня это не так. ЧФ РФ нарушает законы, продлевает под разными ширмами вмешиваться и влиять на внутренние процессы в Украине и во все стороны внутренней жизни города.

Приведем примеры:

1. С 1992 по 2005 год ЧФ РФ проводит интенсивную "загрузку" города российской государственной символикой и исторической атрибутикой. Свои действия флот не согласовывает ни с Правительством Украины, ни с органами местной власти. За этот период в Севастополе открыты 13 памятников, 6 памятных знаков и 22 мемориальных доски, посвященные личностям и событиям российской истории. По всему городу "развиваются" российские флаги. "Согласование" этих действий проводилось только на местном уровне, уже после их официального открытия, а кое-что осталось не согласованным вообще.

2. Город патрулируют российские патрули и служба воинской автоинспекции ЧФ РФ. Такая деятельность флота не предусмотрена законами Украины, отсутствуют также какие-либо согласованные министерствами обороны и внутренних дел Украины подзаконные акты, которые бы регулировали деятельность комендатуры иностранного государства на территории Украины. Отсутствуют согласованные маршруты передвижения российского воинского транспорта по городу. Командование флота на смешанной комиссии эти вопросы не решило, а молчаливое согласие украинского правительства на существование таких служб на территории Севастополя воспринимает как право полного самоуправства в городе.

3. Ветеранская организация Севастополя является составной частью общеукраинской организации, которую возглавляет генерал армии И.Герасимов, она состоит из граждан Украины. Это наши пенсионеры. Вместе с тем выясняется, что эта организация фактически подчинена ЧФ РФ и руководится из штаба ЧФ РФ.

Так, с разрешения Главного штаба ВМФ РФ командующий флотом обеспечивает бывших советских ветеранов, которые ни одного дня не служили в российском флоте, воинской формой одежды с символикой РФ. По договоренности с горсоветом Севастополя директором "Дома ветеранов" вообще назначен гражданин России капитан 1 ранга Пилипенко.

Офицеры запаса, которые работают в штабах ЧФ РФ назначаются руководителями оппозиционных относительно правительства Украины партий, так капитан 2 ранга запаса ЧФ Дубовик работает на ЧФ и возглавляет организацию прогрессивных социалистов, в июне месяце возглавлял акцию по пикетированию обучений ВМС НАТО. Именно благодаря им стали возможными на "День Победы" выступления против "визита примирения" в Севастополь кораблей ВМС Германии.

4. ЧФ в 1995 году не соглашался с обучением их детей по украинским программам, поэтому настаивал на создании для себя отдельной школы для детей офицеров и мичманов ЧФ РФ. Такую школу флота в Севастополе выстроил мэр Москвы Лужков. Но, со временем, ЧФ РФ просмотрел свою позицию.

Командование ЧФ РФ организовало "шефство", во время которого начало активно вмешиваться в процессы воспитания молодежи как в дошкольных, так и в учебных заведениях Севастополя. Проведение допризывной подготовки в школах проводится по российскому военному уставу.

Спартакиады и разнообразные конкурсы учеников средних школ Севастополя проводят в военных частях ЧФ, где дети соревнуются в написании сочинений по истории России, там же их принимают в "юные севастопольцы". На последних звонках в школах представители ЧФ РФ обращаются к выпускникам с призывом "не забывать служить Отечеству". Здесь же идет агитация поступать в российские воинские училища.

5. При том, что ЧФ РФ не имеет права вмешиваться в проблемы, которые решает президент Украины или правительство, осуществляются неоднократные выступления через подставные лица в СМИ, а также публикации материалов во флотской прессе по исключительно внутренним проблемам Украины, к которым относится и примирение ветеранов в Украине, происходит печатание во флотской типографии листовок, газет против Ющенко и УПА. Подобные действия флота, в большинстве случаев, безусловно являются вмешательством во внутренние дела Украины.

6. Проблема использования ЧФ РФ территорий и акваторий Украины не просто существует, а после событий на мысе "Опук" она стала острой, дошла до сознания каждого гражданина Украины. Ранее уже определялось, что некоторые фразы, использованные в соглашениях, дают возможность двоякого толкования. Российские специалисты продолжают толковать по своему усмотрению, отказываясь от выполнения требований украинского законодательства как это, кстати, прописано в соглашениях.

Поэтому, еще задолго до десанта на "Опук", имели место самовольные, без согласования с Минобороны, проведения военных учений в территориальных водах Украины (под Феодосией), и сегодня нет никаких гарантий, что новый российский воин не заявит о себе, высадив десант на Форосе или в Ялте.

7. В декабре 2002 года в стену исторического здания на площади Нахимова вмонтировали капсулу с обращением к морякам ЧФ РФ и жителей города, которую следует открыть и прочитать в 2022 году, хотя в 2017 году заканчивается действие соглашения о пребывании на территории Украины ЧФ РФ. Что это как не вызов, который после многоразовых устных заявлений военно-политического руководства России уже в бетоне и железе вмонтирован в наши стены.

Но сколько бы не заявляли российские политики и военные, что они не уйдут из Севастополя, в сознание каждого офицера, мичмана и матроса процессы развиваются под влиянием постоянного напоминания им, что они находятся на территории другого государства. Большая часть уходят в запас, уезжают в Россию, которая оказывает содействие формированию психологии "временщиков".

Вместе с тем в Украине больше зарплата и пенсия военнослужащим. Поэтому сегодня значительная часть офицеров и мичманов, которые уходят на пенсию, ищут способы остаться в Севастополе, для чего стараются получить украинские паспорта и гражданство.

Поскольку на военнослужащих ЧФ РФ не распространяются положения Ташкентского соглашения, они идут на прямое нарушение законодательства Украины, которое не разрешает двойне гражданство, а также запрещает наемничество в иностранных армиях. Украинское правительство, зная эту проблему, до сих пор не дал правовой оценки этим явлениям. Не редки также случаи получения пенсий одновременно в России и Украине.

Приведенные примеры дальнейшей намеренной интеграции российского флота и украинского города неизбежно будут иметь обратный результат и превратятся в драму при его выводе в 2017 году. Значительная часть офицеров и мичманов, будучи коренными крымчанами, откажутся продолжать службу вне Севастополя, и их не будет интересовать, готова ВМБ в Новороссийске или нет.

Сегодня 2005 год, поэтому это кое-кому видится как далекая перспектива и военачальники успокаивают личный состав своими заявлениями, что они вечно будут в Севастополе. Но это же не так, выводить флот с территории Украины придется, но что будет делать Главный штаб ВМФ РФ, если не будет готова ВМБ, - остается загадкой.

Вариант решения проблемы

С 1997 года, для усиления своего влияния на Севастополь, Крым и другие (южные и восточные) регионы Украины, российские политики, отказавшись от грубого силового давления, сменили тактику мобилизации русскоязычного населения.

Флот перестал "играть" в публичную политику, однако своего веса в политической жизни Севастополя и Крыма флот не утратил и продолжает оставаться "главным аргументом" в деятельности пророссийских сил. В публичной политике главная роль в защите национальных интересов России на Черном море стала отводиться невоенным факторам влияния: экономическому, дипломатическому, информационному, культурному и другим.

После подписания соглашений, первым спекулировать на раненном сознании севастопольцев начал экс-премьер-министр России Степашин, который во время визита в Севастополь в июле 1999 года, определяя приоритеты в украино-российском переговорном процессе по ЧФ, главное место уделил получению в ближайшее время конкретных и важных политических и экономических выгод для России.

При этом было ясно, что Севастополю отводится особенно важное место. Продолжила эту политику Москва в апреле 2000 года, во время подготовки визита президента России Путина в Севастополь и после него, в городе и на ЧФ был запущен слух о масштабных инвестициях российского капитала в экономику Севастополя и превращения города в российский Гонконг на Черном море.

Планы были фантастические: Севастополь превращался в торгово-экономический и рекреационно-туристический центр с российским капиталом, что должно было сделать возможным России резко наращивать свое экономическое влияние на Черном море, при этом ЧФ РФ должен был продолжить обеспечение воинской безопасности на Юго-Западном оперативно-стратегическом направлении. Но ничего этого не случилось и не случится.

Ранее автором была предложена стратегия "медленного выхода ЧФ РФ" из Украины, которая должна была начаться еще в 1997 году. Для этого необходимо предотвратить обновление кораблей и судов ЧФ РФ, которые базируются на территории Украины.

Новые корабли, которые поступают (будут поступать) на ЧФ РФ с заводов должны размещаться на ВМБ, которая строится в Краснодарском крае, в тот же регион нужно завозить оперативные и стратегические запасы флота. Старые корабли, которые выслужили свой срок будут списаны и утилизированы в Севастополе, а экипажи могут быть использованы для комплектования новых кораблей.

Это даст возможность ВМФ РФ без социальных напряжений постепенно решать проблему вывода флота. Украина же сможет использовать в Севастополе новую социокультурную парадигму, основанную на приоритетах твердой экономической целесообразности.

Создадутся условия, когда для завершения адаптации севастопольского социума к правовому и социальному пространству Украины, в Севастополе главным звеном станет не воинская структура – ЧФ РФ, а динамический цивилизованный бизнес самого большого в Украине морского порта.

Пока что связь между ЧФ РФ и Севастополем остается значительной. Эта социальная "ткань" выглядит сложной и крепкой из-за отсутствия весомой альтернативной стратегии дальнейшего развития города. Ставя вопрос о безусловном выводе ЧФ РФ из Севастополя в 2017 году, мы должны предложить городской общине стратегию их дальнейшего развития.

В целом на ВМБ завязаны интересы приблизительно 20% жителей города: около 30 тыс. военнослужащих, рабочих и служащих всех флотов с членами их семей. Предложенная модель вывода флота дает возможность постепенной конверсии ВМБ с привлечением инвестиций России, ГУАМ и Европы.

Эта стратегия даст возможность "Севастополь-крепость" трансформировать в мощнейший на северном побережье Черного моря "Севастополь-порт", что наполнит ГУАМ внутренним содержанием, а город получит значительный рост своей экономики и уровня жизни жители.

В социально-экономической и политической жизни Севастополя на ведущие роли выйдут бизнесмены и политики, которые будут представлять основные сегменты севастопольского социума. Они должны заменить командующих флотами, которые по инерции советских времен продолжают осуществлять главное влияние на развитие общественно-политических процессов в городе.

В условиях сбалансированного функционирования украинских, российских и западных капиталов в Севастополе, наиболее здоровая часть существующих кланово-корпоративных структур сможет выжить и трансформироваться в конкурентоспособные структуры малого и среднего бизнеса.

Успех в реализации рыночной сбалансированной модели функционирования украинских, российских и западных капиталов в Севастополе, станет заключительным актом раздела украинского города Севастополя и российского Черноморского флота и обеспечит их дальнейшее автономное существование как структур принадлежащих двум независимым государствам – Украине и России.

Владимир Безкоровайный - заместитель министра обороны, командующий Военно-морскими Силами Украины в 1993-1996 гг., кандидат военных наук, вице-адмирал запаса

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде