Конфигурации политического кризиса сентября 2005-го: причины и "сухой остаток"

Среда, 14 сентября 2005, 12:24

Весь состав правительства Тимошенко оказался в отставке, сама экс-премьер-министр пойдет на парламентские выборы "параллельными путями" с президентом Виктором Ющенко, в отставке глава секретариата президента Украины Зинченко, председатель СНБОУ Порошенко, руководитель СБУ Турчинов, отстранен от должности первый помощник президента Третьяков.

Список "отстраненных" кадров можно продолжать и продолжать - таков внешний итог политического кризиса, развернувшегося в среде высшего украинского политического руководства в начале сентября 2005-го.

Причины нынешнего конфликта кроются в электорально-бизнесовых устремлениях, в их основе лежат и очевидные сбои в управленческой системе государства - ведь можно смело говорить о наличии проблемы распределения полномочий между секретариатом президента, Кабинетом Министров и СНБОУ.

Эта проблема, определенная еще во времена президентства Кучмы, досталась новой команде в наследство именно от него. К слову, новым руководством государства довольно мало чего сделано для устранения этих устаревших системных управленческих неурядиц. Ведь законов Украины, целью которых было бы снятие подобных вопросов, за девять месяцев деятельности новой власти так и не было принято. Хотя, конечно, это лишь одна из коллизий, сделавшая возможной сегодняшнюю кризисную ситуацию, и мы далеки от мысли о том, что такого рода проблемы решаются лишь в законодательной плоскости.

В общей сложности можно выделить несколько причин конфликта, который разгорелся сегодня ярким пламенем. Среди них и очевидная неспособность членов условно единой "помаранчевой команды" найти необходимый "электоральный консенсус" и договориться об обоюдно выгодных общих консолидированных действиях в ходе будущих парламентских выборов, разработать план, который предусматривал бы составление единого избирательного списка, согласованность политики и стратегии.

Более того, невозможность достижения согласия была обусловлена еще и тем, что во время президентских выборов команда, объединившаяся вокруг фигуры нынешнего главы государства, имела очевидно разные бизнес-интересы. Ее объединяли планы относительно собственных перспектив в свете президентства Ющенко и стремления устранить от властного руля Л. Кучму и его окружение.

После того как Майдан состоялся, новейшая украинская элита, которая была оппозицией, стала властью, но вопреки своей моральной риторике начала работать по тем же условиям и правилам, в которых она была сформирована. Фактически она начала воссоздавать взаимоотношения персоналий, конфликты бизнес-интересов и те правила "командной игры", которые существовали в стране предыдущие 9 лет времен Кучмы, который, играя роль "разводящего" для государственных лиц, якобы стоял над стычкой.

В своем обращении по поводу политического кризиса нынешний президент Украины отметил, что распри между чиновниками оказались на повестке дня и для новой власти. Итак, подобная наследственность "властного поведения" тоже стала причиной сентябрьского политического кризиса, который стал явным в отставке практически всех, кто стоял рядом с Ющенко на майдане Независимости.

Тем не менее, невозможно себе представить, чтобы что-то подобное событиям этой недели произошло на самой верхушке властного полит-Олимпа в течение предыдущих 9 лет. Нынешние драматические события, какими бы травматическими и болезненными для общества они не были, стали возможны лишь после украинских событий в ноябре-декабре 2004 года.

Ведь Кабмин Тимошенко - далеко не первое правительство, которое было отправлено в отставку. В истории независимой Украины таких было аж 11. Во время предыдущих "отставных действий" было не меньше, чем сегодня, разнообразных политических интриг, открытых конфликтов, обвинений в "развитии собственного имиджа" и пиаре.

Но все те процессы происходили, по традиции, кулуарно и имели подковерный характер. Более того, они тщательно скрывались от общественности. Правда, и тогда, как и сегодня, осведомленные аналитики и дотошные журналисты анализировали не так экономические достижения и просчеты тех или иных правительств, как ход политических интриг, однако в те времена поле для подобных исследований составляли большей частью сухие тексты официальных указов и "анонимные источники".

Сегодня ситуация кардинально изменилась, поэтому нынешние громкие отставки, как это не парадоксально, очень точно характеризуют те изменения, которые произошли за этот короткий промежуток времени в стране. Окончательная открытость этого традиционно скрытого процесса указывает на то, что сегодня скрыть "что-то" стало намного сложнее, если это вообще возможно. Таким образом, упоминания о неотвратимости такого публичного сценария тоже могут стать потенциально сильнодействующим лекарством от обострения приступов "харизмы" у тех или иных чиновников.

Следует отметить, что кроме системных, персональных и электоральных проблем внутри нынешней экс-властной и уже экс-команды причиной кризиса стали и своеобразные сильнодействующие катализаторы. Одним из них оказалась и ситуация вокруг процессов реприватизации, прежде всего Никопольского завода ферросплавов, где разные политические государственные лица лоббировали полярные бизнес-интересы, из-за чего эти события вышли на публичный уровень.

Не случайно Ющенко уделил в своем выступлении столько внимания "последнему скандалу на НФЗ": ведь "финал истории как раз состоял не в том, как из рук одной шайки предприятие передать государству, а вышло, как от одной шайки передать другой шайке. И потому люди получили право на протест. Убежден, что пришел момент, когда мои коллеги потеряли командный дух и веру...".

Интересный вопрос в нынешней ситуации - то, почему "революционная ситуация" в верхах вызревала ровно девять месяцев, если все знали обо всем - о "фактах коррупции", "лоббирования", "интригах"? Почему же эти проблемы не были решены заранее - до лавины самостоятельных и принудительных отставок?..

Снежная лавина...

Итак, на прошлой бурной неделе события разворачивались так: 3 сентября заявление об отставке с должности Госсекретаря президенту Украины подал Александр Зинченко. В тот же день отставка была принята.

Отставка сопровождалась резонансными публичными заявлениями экс-секретаря, суть которых сводилась к обвинению ближайшего окружения президента Ющенко в коррупции. В связи с этим экс-секретарь предложил Ющенко уволить секретаря СНБО Петра Порошенко и первого помощника главы государства Александра Третьякова. "Секретарь СНБО Порошенко, Третьяков цинично реализуют свой сценарий", - отметил Зинченко. Он подчеркнул, что коррупция в окружении президента и во власти является самой большой опасностью для страны.

Как одна из версий относительно причин этого скандального заявления был запущен комментарий о том, что такой сценарий был якобы заранее подготовлен премьером Тимошенко. В частности распространялась такая информация, что якобы Зинченко может занять должность руководителя избирательного штаба Тимошенко. Действительно, еще до заявления Зинченко подобное заявление сделал советник Тимошенко Бродский - он тоже предъявил президентскому окружению обвинение в коррупционных действиях. Правда, претендентом на пост руководителя будущего штаба премьера его почему-то не называли...

После этих заявлений прозвучали утверждения, будто бы отставка Зинченко предшествовала кадровым перетурбациям в Кабмине. "Увольнение Зинченко означает пересмотр целого ряда договоренностей, достигнутых накануне (президентских) выборов", - заявил советник Ющенко, депутат Верховной Рады из фракции "Наша Украина" Ксения Ляпина. Она прогнозировала, что в ближайшее время можно ожидать новых кадровых перестановок во властной верхушке, в том числе и в правительстве.

7 сентября Ющенко назначил нового госсекретаря. Им стал Олег Рыбачук, который занимал в правительстве Тимошенко должность вице-премьер-министра по европейской интеграции. В тот же день состоялось совещание с участием президента, нового госсекретаря Олега Рыбачука, главы правительства Юлии Тимошенко и секретаря СНБОУ Петра Порошенко.

Ющенко заявил, что в ближайшее время примет ряд важных решений, направленных на улучшение работы своей команды. Он подчеркнул необходимость обеспечения ее слаженной работы и налаживании взаимодействия между властными учреждениями. Президент отметил, что личностные конфликты между некоторыми членами команды привели к серьезным политическим последствиям и "нанесли серьезный ущерб не только репутации команды, но и имиджу государства".

"Ответственность за это лежит на каждом", - к такому выводу пришел Виктор Ющенко. "Довольно выяснять отношения - надо работать на страну", - подчеркнул он.

Затем был проведен ряд продолжительных совещаний, в результате которых представители властной команды так и не пришли к кадровому и системному консенсусу.

8 сентября 2005 года Ющенко сделал публичное заявление, в котором сообщил, что отправляет и правительство, и секретаря СНБОУ в отставку, и раскрыл причины кризиса: "9 месяцев назад я предложил украинскому парламенту на должность премьер-министра Юлию Владимировну Тимошенко, назначил секретарем СНБО Петра Алексеевича Порошенко, назначил Государственным секретарем Александра Алексеевича Зинченко... Я знал, что между этими людьми существуют определенные недоразумения. (...) Эти проблемы я воспринимал как явление временное... Убежден, что те полномочия, которые сегодня имел секретарь СНБО, государственный секретарь, премьер-министр, - это те полномочия, которые не имел до этого никто из аналогичных чиновников, начиная с формирования структуры, формирования аппарата. Я не припоминаю, чтобы какая-то сторона после того, как была проведена огромная работа по формированию основ деятельности того или иного института, когда были подписаны все базовые документы, я не припоминаю, чтобы кто-то был недоволен".

Президент отметил, что стал свидетелем того, как между этими структурами началось "сначала противостояние, потом серьезные конфликты. Потом взаимные закулисные интриги, которые начали переходить уже на основы государственной политики..."

Кроме персональных и системных конфликтов во властном треугольнике отрицательную роль, по мнению Ющенко, сыграло и приближение очередной избирательной парламентской кампании и возрастающие электоральные амбиции членов команды: "...начала ощущаться атмосфера избирательной кампании... Один захотел на Киев идти, второй захотел на Киев, третий на Львов захотел идти, четвертый - сделать перестановку политических сил, заманить в коалицию на выборы других партнеров... Одним словом, я стал свидетелем того, что когда я провожу совещание, доверие среди моих партнеров нулевое".

Между прочим прозвучало также обвинение правительства в чрезмерном популизме и собственном пиаре: "Жизни без камер они уже не представляют. Хотя я всегда выступал и буду выступать за публичную работу власти... Нам не надо страну втягивать в опасные обещания, в опасный популизм".

Следует отметить, что существовало два так называемых варианта выхода из политического кризиса, или "кризиса персональных отношений" внутри команды, как охарактеризовал этот феномен сам Ющенко во время пресс-конференции 8 сентября. Президент заявил, что не собирался отправлять в отставку премьера Тимошенко, но к этому его подтолкнул отказ кого-то из его партнеров от предыдущих договоренностей.

"Вчера день и ночь я посвятил тому, что если есть возможность сохранить командный дух, остаться вместе, это был бы лучший ответ. И такая договоренность была принята. К сожалению, за ночь она была изменена. Не мной", - сказал Ющенко.

Однако утром 8 сентября стало известно, что подает в отставку и Николай Томенко (его заявление было датировано 7 сентября), который настаивает на наличии серьезных оснований для обвинения окружения Ющенко в коррумпированности. Он тоже обвинил Третьякова в информационном блокировании президента и в закрытии членам правительства доступа к нему. "Президент не знает, что происходит в Украине, я в этом абсолютно убежден", - заявил Томенко.

После реализации "жесткого варианта" и объявления об отставке правительства Ющенко назначил исполняющим обязанности премьер-министра Украины днепропетровского губернатора Юрия Еханурова...

В очень "сухом" остатке...

Президент отправил в отставку все свое окружение, тем не менее, некоторые персоналии из правительства Тимошенко (из "команды Ющенко"), вероятнее всего, уже в скором времени вернуться в свои правительственные кабинеты. Пойдя на такой радикальный шаг, Ющенко фактически избавился именно от премьера, работа которого, возможно, вдруг перестала его удовлетворять.

Ведь не случайно в его обращении прозвучала фраза о том, что его, как и 48 миллионов украинцев, начала разочаровывать ситуация в стране. Заодно он избавился в публичной власти и от "силовиков" в лице Порошенко и тем самым косвенно снял с себя возможные обвинения в потворстве коррупции в своем окружении.

Правда, здесь тоже возможны дальнейшие вариации, которые, вероятнее всего, станут лейтмотивом "параллельного электорального курса" избирательной кампании Тимошенко, которая объявила, что идет в довольно специфическую оппозицию - не к Ющенко, которому все прощает, а к его коррупционному окружению.

В своем заявлении на телеканале "Интер" она говорила о том, что когда-то ее снял с должности вице-премьера не Кучма, а как раз его окружение, и что сегодня произошло что-то подобное.

Итак, учитывая то, что экс-премьер позволяет себе проводить подобные параллели, не исключено, что в ходе электоральных гонок будет эксплуатироваться популярное среди некоторых политических сил во время последних президентских выборов определение "Ющенко - это Кучма-2" или прогнозы относительно того, что нынешний президент, мол, легко может превратиться в копию своего предшественника.

Как не досадно, но приходится констатировать, что накануне избирательной кампании элиты "помаранчевой революции" невольно самоуничтожились во власти. Кажется логичным, если бы Ющенко снял только тех чиновников, относительно которых прозвучали обвинения в коррупции, однако он выбрал "нулевой вариант", что указывает на то, что он стремился именно к такому развитию событий.

Благодаря этому президент может получить нового компромиссного премьера - Еханурова, который снова возьмется разгребать правительственные "конюшни". Радикального публичного недовольства Ехануров не вызовет ни у кого кроме объединенных социал-демократов в лице Шуфрича, который фактически заявил, что быть в новом правительстве - это позор. Тем не менее фракцию СДПУ(о), равно как и коммунистов, никто не приглашал на совещание парламентских фракций с президентом, которое состоялось 9 сентября.

Кроме этого Ющенко получил реальную возможность навести порядок в собственном президентском секретариате и сделать его более действенным и технологическим. Ведь со времен председательства Зинченко этот орган ощутимо утратил и свое предыдущее влияние, и свое бывшее значение.

Вновь назначенный Рыбачук - человек, близкий к президенту и равноотдаленный от разных политических сил, что делает его пока что эффективным и способным к налаживанию политической коммуникации. Показательно, что вопреки многочисленным анонсам экс-вице-премьер по административно-территориальной реформе Роман Безсмертный, которого Тимошенко обвинила в продуцировании схемы ее отставки, не был назначен на должность руководителя секретариата.

Это может свидетельствовать о том, что Ющенко решил не превращать свой секретариат в еще один штаб партии "Народный союз "Наша Украина", созданием которого занимается Безсмертный. А возможно, произошло осознание того, что президент должен отстраниться от какой-либо одной политической силы как таковой?

Тимошенко добилась того, чего, вероятно, и хотела: она снова оказалась в своей оппозиционной стихии. Стихии, из которой она, как это не парадоксально, не выходила, и находясь на должности премьера. Ведь, по ее словам, ей все время мешали осуществлять реформы и выполнять обещания, которые звучали на Майдане.

Мешал, разумеется, не так Ющенко, как его "коррумпированное окружение". Итак, тема борьбы с коррупцией станет одной из ведущих в электоральной риторике экс-премьера, которая вполне способна победить на парламентских выборах и снова занять должность главы правительства, ведь она уходит из власти для того, чтобы вернуться во власть. Более того, политреформа, которая уже не за горами, предоставит ей в случае победы довольно весомые полномочия.

Намного большие, чем нынешние премьерские. Не случайно в эти горячие кризисные дни из лагеря Тимошенко уже прозвучали заявления относительно того, что "окружение Ющенко планирует свернуть политическую реформу, но им это не удастся". Вопросом со многими неизвестными остаются будущие политические союзники Тимошенко.

Хочется надеяться, что в отечественной версии политического искусства, в котором, как известно, нет ничего невозможного, не переступят ту самую моральную границу, о которой сегодня так много говорят, а собственно, что те, против кого выступал Майдан, не станут ситуативными тактическими партнерами помаранчевых победителей. В ином случае это окончательно дискредитирует уже обычные политические апелляции к нравственности.

Итак, страна, в конце концов, получит свою "конструктивную", действенную оппозицию, место которой в течение многих месяцев оставалось вакантным. А оппозиция - это сильное лекарство для власти и необходимая для общества составляющая. Что не делается - делается к лучшему...

Новому главе правительства, которым, скорее всего, станет Ехануров, трудно позавидовать. Ведь его ожидают чрезвычайно сложный бюджетный процесс, очередная посевная, возрастание уровня инфляции, парламентские выборы и традиционно кризисная для ТЭК банальная украинская зима.

Правда, до этих трудных испытаний Ехануров еще должен пройти утверждение в парламенте и договориться с разными политическими силами, согласовать состав правительства, в котором отныне, судя по словам и.о. премьера, ведущую роль будет играть не политическая принадлежность, а исключительно личный профессионализм.

Итак, произошло то, что произошло. Политический кризис, в котором сегодня находится страна, еще до конца не разрешен, итак продолжение следует...

Юлия Кисельова, аналитик Украинского независимого центра политических исследований.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде