"Нефтегаз Украины" успешно портит отношения с поставщиками газа

Четверг, 13 октября 2005, 15:22

Президент Туркменистана во второй раз обиделся за долги Украины

Последние переговоры между Украиной и Туркменистаном показали, что в газовых отношениях все не так гладко, как говорят чиновники. Дальнейшее промедление с оплатой может обернуться обострением разногласий и, как результат, удорожанием азиатского топлива.

Газовая полемика между Украиной и Туркменистаном продолжается. И у Ашхабада снова есть серьезные претензии к Киеву. Президент республики Сапармурат Ниязов в очередной раз посетовал на то, что НАК "Нефтегаз Украины" несвоевременно оплачивает поставленный в первой половине 2005 года энергоноситель.

"Полгода прошло, а ничего еще не сделано. Всего погашено 8,7 миллиона из 484 миллионов долларов. Вы не в состоянии поставить нам все!", - цитирует "Интерфакс" слова главы восточного государства. После этого Туркменбаши предложил погасить образовавшуюся задолженность не товарными поставками, а деньгами - по 44 долл. за 1 тыс. куб. м.

Хотя до этого глава "Нефтегаза Украины" Алексей Ивченко неоднократно заявлял, что все идет по графику, и никаких срывов с нашей стороны нет. Впрочем, сегодня доверие к топ-менеджеру заметно упало.

Ведь прошло каких-нибудь восемь месяцев с момента его назначения на пост главы правления НАКа, а за это время холдинг успел заметно увеличить объем своей задолженности, поссориться с двумя основными поставщиками газа в страну и порадовать жителей блестящей перспективой – удорожанием голубого топлива в три раза.

Но при этом чиновники старательно пытаются скрыть свои ошибки и преподносят населению провалы на переговорах как блестящую европейскую перспективу и значительный шаг вперед на пути к развитой рыночной экономике.

Посмотрим, что же удалось сделать НАКу для достижения поставленных целей.

Напомним, что в начале года стоимость туркменского газа для Украины выросла с 44 до 58 долл. за 1 тыс. куб. м. Заняв должность главы правления "Нефтегаза", Алексей Ивченко первым делом раскритиковал своих предшественников за промахи. Вот только исправить ситуацию ему самому так и не удалось. Переговоры делегаций холдинга и самого главы государства Виктора Ющенко с президентом восточной республики Сапармуратом Ниязовым не принесли желанного результата. Ашхабад наотрез отказался снизить цену на топливо.

Позже отношения между сторонами осложнились еще больше. В тот период Украина оплачивала 50% поставок туркменского газа деньгами, а другие 50% - материальными ценностями. Однако правление НАКа задерживало поставки товаров Ашхабаду. В результате Сапармурат Ниязов публично возмутился и потребовал перейти на более прозрачную схему расчетов.

И в июне 2005 года стороны подписали соглашение, которое вернуло стоимость топлива на отметку 44 долл. за 1 тыс. куб. м, но обязывало Киев платить за газ только деньгами. Напомним, что ежегодно в нашу страну поступает свыше 30 млрд. куб. м азиатского энергоносителя.

Параллельно НАКу удалось заметно подпортить отношения с другим крупным поставщиком газа в Украину – Россией. После неудачных переговоров правление "Газпрома" начало настойчиво предлагать Киеву перейти на более прозрачную схему расчетов.

Так, Москва ежегодно транспортирует через территорию Украины свыше 120 млрд. куб. м топлива. И при этом поставляет "Нефтегазу" около 24 млрд. куб. м энергоносителя в качестве платы за транзит по зачетной цене 50 долл. Однако чиновники решили радикально изменить механизм платежей и максимально приблизить котировки к европейским.

Россия предложила рассчитываться за газ деньгами и представила Украине совсем непривлекательную цифру - 160 долл. за 1 тыс. куб. м. По словам топ-менеджеров российского "Газпрома", она основана на вычислениях по методу net back: тариф для европейских потребителей минус затраты на транспортировку. Безусловно, такие условия не понравились НАКу, и он попытался отказаться.

Но Москва решила применить дополнительные рычаги давления на Киев. И топ-менеджеры "Газпрома" обвинили Украину в похищении 7,8 млрд. куб. м топлива из наших подземных хранилищ. Они предложили НАКу заплатить за них деньгами.

Позже пообещали зачесть их в плату за транзит. То есть поставить на 7,8 млрд. куб. м меньше положенного объема в 2005 году. А если у "Нефтегаза" вдруг возникнет дефицит в газовом балансе, то российский концерн готов любезно предложить ему дополнительное количество газа, но уже по европейской цене.

Позже сторонам удалось уладить этот конфликт на не совсем выгодных для Киева условиях. Делегация российского концерна и украинские специалисты совместно проверили подземные хранилища. Вслед за этим обе стороны поставили свои подписи под актом сверки наличия в них упомянутого объема газа. Тем самым глава "Газпрома" Алексей Миллер признал, что никто ничего у него не воровал.

17 июля топ-менеджеры двух госхолдингов подписали соглашение о дальнейшей судьбе 7,8 млрд. куб. газа. "Газпрому" все же удалось зачесть часть из них (2,55 млрд. куб. м) в счет оплаты европейского транзита. Оставшиеся объемы - 5,25 млрд. куб. м. - будут постепенно передаваться компании "РосУкрЭнерго", которая сегодня занимается поставками туркменского топлива в Украину.

Тем не менее, это перемирие никак не повлияло на позицию "Газпрома" по стоимости топлива. Вскоре российские чиновники озвучили другую цифру – 180 долл. за 1 тыс. куб. м. Более того, они предложили принять эту цену за стартовую, так как, по их расчетам, потребление энергоносителя в ближайшие годы вырастет, и котировки будут повышаться. При этом украинские власти неосторожно обмолвились, что согласны на удорожание, но поэтапное…

Правда, после появления Юрия Еханурова на посту премьера "Газпром" немного смягчил свою позицию и предложил компромиссный вариант: дешевое топливо в обмен на участие в газотранспортном консорциуме. Ведь в недалеком прошлом Алексей Ивченко предложил Москве профинансировать строительство нового трубопровода "Богородчаны-Ужгород", но при этом заявил, что ни о каком совместном менеджменте не может быть и речи. Хотя изначально консорциум создавался для общего развития и управления газотранспортной системой Украины.

Пытаясь хотя как-то замаскировать все последние провалы на переговорах с поставщиками, чиновники в один голос заговорили, что все идет своим чередом. А стоимость газа для Украины как европейского государства должна быть соответствующей. И вообще демпинговые цены и бартерные сделки с Россией и Туркменистаном сильно разбаловали экономику, и надо двигаться на Запад семимильными шагами.

А начать, конечно же, нужно, со стоимости голубого топлива. В последнее время обращения "Нефтегаза" в Национальную комиссию по регулированию энергетики (НКРЭ) участились. НАК настойчиво просит ведомство повысить тарифы для всех категорий потребителей, мотивируя это нехваткой средств. Но в то же время правление холдинга не забывает похвастаться займами от ведущих Западных банков.

Напомним, что в этом году компания открыла две кредитные линии: одну в Deutche Bank на сумму 2 млрд. евро, а вторую – в Societe Generale в 2,5 млрд. евро.

Так откуда же в таком случае дефицит оборотного капитала? По мнению экспертов, нужно помнить, что НАК еще при этом хвастался значительным ростом отчислений в государственный бюджет… Плюс подписание невыгодных контрактов с поставщиками, которые заметно повысили валютную нагрузку на "Нефтегаз".

А что же будет дальше при таком раскладе? Если Украина будет продолжать ссориться с двумя основными поставщиками, то ее газовые перспективы представляются довольно мрачными. Напомним, что с 2007 года все экспортные объемы туркменского топлива выкуплены "Газпромом". А это даст ему дополнительный козырь на переговорах с Киевом.

Напомним, что страна ежегодно потребляет около 36 млрд. куб.м. азиатского энергоносителя. А это примерно 50% от общего объема.

Избежать тупиковой ситуации, по мнению наблюдателей, можно лишь одним способом – перекупить законтрактованный российским монополистом газ у Ашхабада. Но как это сделать, когда НАК не то что приобрести дополнительное количество, но и заплатить за уже оговоренное не в состоянии.

К тому же подобное отношение может заставить Сапармурата Ниязова пересмотреть существующий тариф на газ для Украины. Напомним, что стоимость азиатского топлива для Киева регулируется ежегодным межгосударственным протоколом. Интересно, какая цифра появится в документе на этот раз?

Остается только надеяться, что запланированный на 26 октября визит Юрия Еханурова в Туркменистан поможет разрешить текущие разногласия с президентом Ниязовым и избежать резкого подорожания азиатского топлива в 2006 году.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде