Экзамен на национальную сознательность

Среда, 2 августа 2006, 16:38

Комментируя перипетии политических дискуссий вокруг Универсала национального единства, большинство обозревателей обращает внимание или на внешние аспекты - кто когда пришел, до которого часа сидел и с кем ушел, или касательные к процессам, которые происходят - формат коалиции, лицо премьера, гадание "распустит/не распустит".

Вопреки бесспорному весу этих тем, следует взглянуть на феномен национального круглого стола в более широкой перспективе. Это – единственно возможный вариант выхода из ситуации, которая предусматривает учет интересов всех сторон.

Подобное обсуждение – едва не единственный формат, при котором стороны могут выложить на стол все аргументы и вместе оценить их вес. Прямой эфир первого дня дал возможность оценить миллионам зрителей позиции каждой политической силы и отделить содержание от эмоций, защиту национального интереса - от предвыборной риторики.

От многих людей, далеких от политики, после круглого стола приходилось слышать: "Я только сейчас понял, кто такой NN и за что он выступает".

Жаль, что политики спрятались от такого обсуждения за многочисленными "рабочими" консультациями и заявлениями спикеров, в которых в качестве самого сильного "аргумента" упоминается "воля избирателей" - так, как ее понимает каждая сила.

Проведение такого круглого стола актуально хотя бы потому, что такое обсуждение является практически единственным эффективным способом преодолеть пресловутый "раскол страны". На этот "раскол" упрямо работали политики, на протяжении двух кампаний педалируя темы, которые по-разному воспринимаются в разных регионах.

Пока точка невозвращения для украинского общества не перейдена, и эти темы существуют скорее в воображении политиков, время возвратить акценты на необходимые для всего народа ответы на эти вопросы.

Именно честной дискуссии вокруг этого, а не поиску приглаженных фраз, должен был быть посвящен круглый стол.

Суть не в том, как записать, например, тезис об углублении сотрудничества с НАТО (о том, чем активно занимается, например, Россия): "присоединение к Плану действий относительно членства" или "выполнение всех необходимых процедур".

Суть в том, как гарантировать безопасность государства и сохранить его научный, оборонительный и технический потенциал. И при этом оперировать не лозунгами, а фактами.

Например, тем, что руководство Российской Федерации с давних пор взяло сознательный курс на обеспечение замкнутых циклов своего ОПК. И что все новейшие разработки в области оборонительных технологий ведутся украинцами и россиянами по отдельности еще со времен правления Кучмы – при этом обе страны соревнуются за сотрудничество со странами НАТО.

Как обеспечить право граждан на общение на родном языке – и при этом оказывать содействие развитию самобытности Украины, а значит, и конкурентоспособности в современном мире? Свой язык является неотъемлемым атрибутом государства, элементом национальной безопасности. Он разрешает сохранять национальное сознание и память, в особенности, в современном глобализованном мире.

Сегодня этот элемент национальной безопасности находится под угрозой: Украина еще не выработала своей языковой политики, а соседнее государство, стараясь удержать Украину в своем информационном, понятийном, ценностном пространстве, насаждает - в том числе через украинских политиков - свою языковую стратегию.

А оставаться в одном пространстве с более сильным соседом означает рано или поздно быть поглощенным им, что не выгодно ни обществу, ни его политической, экономической и другим элитам.

Как наделить общины, от которых зависит удовлетворение ежедневных потребностей человека, достаточными ресурсами и полномочиями?

Для этого не нужна федерализация с дополнительными затратами на "региональные" органы, возможность местных дельцов избегать ответственности и лелеять феодальную раздробленность.

Для этого не обязательно даже вводить особый статус для языков, подчеркивая свою отдельность. Кстати, в Канаде, например, на поддержку двуязычия расходуется до 10% бюджетных средств.

Вопрос в балансе распределения поступлений в бюджет, стимулов для местной власти сотрудничать с бизнесом, наукой и общественностью, чтобы формировать реальные, а не бутафорские планы развития территорий и привлечения инвестиций.

Как оказывать содействие преобразованию церковной сферы с разделяющего в  объединительный фактор?

Безусловно, признавая конституционный принцип отделения церкви от государства, все же следует согласиться, что межконфессионные конфликты часто имеют, в первую очередь, политический, а не мировоззренческий корень.

Как не допустить преобразования церковных организаций в инструменты влияния извне, провоцирования гражданских конфликтов? Государство могло бы оказывать содействие всем объединительным тенденциям. Реализовать их в религиозной сфере – дело церквей, но создать для них условия – дело государства.

Если бы дискуссия между политиками в Украине вышла на такой уровень, мы бы могли уверенно сказать, что украинские политические силы состоялись.

Тогда на самом деле было бы не так важно, кто именно, представитель какой силы станет премьер-министром. Становлению как раз таких отношений может оказывать содействие инициированный президентом Украины круглый стол.

Пока что гражданам остается созерцать, как политики "плавают", стараясь сдать экзамен на национальную сознательность.

 

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде