Закон о Кабмине, как фиксация существующего положения вещей

Понедельник, 15 января 2007, 12:43

" С 12 января Украина превращается в парламентскую республику". "С 12 декабря парламент кастрировал все полномочия президента". "С 12 Ющенко становится свадебным генералом на чужой свадьбе."

Эти и другие мифы уже заполнили виртуальное информационное пространство и льются на читателей газет и зрителей телепрограмм.

Впрочем, мифотворчество политтехнологов, которое подхватили склонные к резким оценкам журналисты, является существенным преувеличением и имеет мало общего с реальностью.

Начиная с дня присяги, президенту Ющенко ничто не мешало провести радикальные экономические реформы, посадить основных коррупционеров и начать борьбу с коррупцией на местах.

Почти целый год у президента были чрезвычайные полномочия: ему подчинялось правительство, он назначал премьера и ключевых министров, его поддерживало парламентское большинство, у него был большой кредит доверия народа и прекрасный авторитет в мире.

Плюс ко всем описанным преимуществам президент назначал всех глав областных и даже районных государственных администраций, которые реально контролируют власть и государственные деньги на местах.

Ни у одного президента демократической страны в мире не было таких возможностей. Даже президент США не назначает губернаторов и не имеет прямого влияния на бюджет каждого из 52 штатов.

Впрочем, Виктору Андреевичу мешали. По старой украинской привычке – ближайшие коллеги и друзья.

Поэтому в сентябре 2005 года он первым пошел на договоренность с партией, против которой боролся на президентских выборах и при поддержке регионалов сформировал конформистское правительство Еханурова.

Это стало сигналом к возвращению в Украину Рината Ахметова, который до некоторого времени предпочитал находиться за границей.

Хотя, может быть, договоренности существовали и раньше, в виде гарантий бывшему президенту Кучме? Ведь за тот год ведомство самого оранжевого министра внутренних дел Луценко позволило бежать из страны Бакаю, Боделану и ряду более мелких деятелей, по которым плакало Лукъяновское СИЗО, как предупредительная мера пресечения.

Прошло всего несколько месяцев и, если верить государственной статистике, резко упали поступления от сбора таможенной пошлины, что свидетельствовало о восстановлении коррупционных схем.

А вместе с наступлением нового года, министры правительства Еханурова под эгидой президента подписали соглашение о поставках газа в Украину через посредника РосУкрЭнерго.

Соглашение, которое западная печать до сих пор считает одним из самых коррупционных соглашений о продаже голубого топлива.

Впрочем, начинался новый 2006 год и, вопреки вступившей в силу Конституционной реформе, нашему президенту во второй раз неслыханно повезло.

По результатам парламентских выборов большинство в новом парламенте опять получили партии, которые поддержали Виктора Ющенко во время оранжевой революции.

Появилась реальная возможность назначить своего премьера и контролировать 226 голосов в Верховной Раде. Но, как и раньше, президенту больше всего мешали друзья и коллеги по борьбе.

Переговоры о создании оранжевой коалиции безбожно затягивались, и Наша Украина перешла к "консультациям" с партией Регионов, во второй раз предавая своих соратников по борьбе.

Как теперь признается Евгений Кушнарев, тогда договорились практически обо всем – регионалы готовы были поступиться даже должностью премьер-министра.

Но те договоренности также остались на бумаге.

Назначение Януковича на пост премьер-министра стало ключевым моментом в сдаче позиций в пользу партии Регионов.

Во-первых, до августа 2006 года почти год страной руководил фактически сам президент через послушного премьер-министра Юрия Еханурова, который не решался с ним спорить.

Во-вторых, закон о Кабмине не был принят, и президент якобы мог и не согласиться с кандидатурой, которую предложило парламентское большинство.

Но президентом был Виктор Ющенко и в ключевой момент он согласился, отозвав с УТ-1 запись выступления, где объявлял о роспуске Верховной Рады.

Возникает сомнение,  мог ли Виктор Ющенко, в силу каких-то своих личных правил, не согласиться, даже имея для этого достаточно прав?

Теперь, когда де-факто статус слабого президента закреплен еще и де-юре, что изменится в жизни Украины и отношениях двух Викторов во главе одной страны?

Немногочисленным приверженцам президента нужно надеяться на "дорожную карту Универсала" – нелегитимный, но, наверное, мистический для Виктора Андреевича документ, который тайной силой заставит правительство выполнять президентскую программу, а не программу партии Регионов.

Впрочем, более трезвый взгляд свидетельствует, что, в принципе, украинцы не увидят ощутимых изменений.

Президент, как и раньше, будет назначать всех губернаторов и глав районных администраций. Как и год, и два года назад, ему будет подчиняться армия.

Президент имеет право распустить парламент при выполнении описанных в Основном законе условий. Кроме того, к любым законам президент сможет применить право вето.

Как и раньше, президент не сможет не принять кандидатуру премьер-министра, которую подает парламентское большинство. Правда, теперь его к этому вынудит закон.

И, как и раньше, президент может потребовать провести референдум по вопросам изменения конституционного порядка.

Как и раньше, Конституционный суд может отменить Конституционную реформу.

Впрочем, кажется, Виктора Ющенко мало беспокоит Конституционная реформа. По крайней мере, его помощники заявляют, что в Конституционном суде он обжалует пока что только закон о кабинете министров.

Автор Виктор Уколов в 2006 году сотрудничал со штабом Юлии Тимошенко

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде