Как выжить обществу?

Среда, 11 апреля 2007, 14:52

"Первопричина трагедии нашего общества — кризис моральный!"
 Олесь Гончар

Кант говорил: "Я могу представить политика, который руководствуется только моральными принципами. Но не могу представить морального человека, который руководствуется только политическими соображениями".

На примере современной Украины хорошо видно, что гениальный немецкий философ был прав. Подтверждений существования кризиса нравственности в Украине —множество. Уровень "чистоты власти" общеизвестный. Как никогда актуально звучит древнеримская сентенция: "Всякая власть удерживается лишь теми средствами, с помощью которых она началась".

Этот тезис как можно лучше иллюстрирует история нашей независимости, то и дело подтверждая актуальность мысли Фазиля Искандера: "Ничто так не требует нравственности, как политика. Особенно тогда, когда человечество дичает".

Что же такое мораль? Для осознающей системы (человек, общество) мораль является сведением правил, которые обеспечивают внутреннюю совместимость и выживание этой системы.

Мораль закрепляется в обычаях, законах. Обычаи и законы изменяются вместе с изменением морали, но могут и отставать и, как правило, отстают от нее. Иногда обычай существует тысячелетия после того, как моральные нормы, которые лежат в его основе, изменились.

Толкотт Парсонс в основанной им теории социальных систем к главным детерминантам социальной системы причисляет моральные приоритеты и нормы законодательства.

Сегодня сущностью нашего бытия выступает не классовая борьба, а общественная мораль, менталитет общества, несовершенное, квазидемократическое законодательство.

Кстати, о классе. Нельзя путать понятие класса и состояния. В относительно короткий исторический период средневековья сложилось сословное государство, основанное воинской аристократией, в котором между состояниями была непреодолимая граница, и смерд никогда не мог стать не то что князем, а и прирожденным дворянином.

Сословное государство возникло на почве воинской аристократии и достигло своей завершающей фазы в средневековье. До средневековья не было четкого деления населения на состояния. Часто случалось такое: плебей по происхождению становился во главе государства, пастух превращался в царя и деспота. Даже византийские императоры могли происходить из простых солдат.

Класс — это не что-то застывшее. Крестьянин, в отличие от потомка какого-либо графа или князя, может разбогатеть и превратиться в жесточайшего эксплуататора. Достаточно вспомнить историю рода Демидовых. Ведь происхождение Демидовых — пролетарское! А Савва Морозов? А другие миллионеры-капиталисты?

Преимущественно все они происходили из трудящихся низов. Наивно думать, что пролетарий, который поднялся на вершину власти, обязательно сохранит пролетарскую мораль.

А нынешняя украинская олигархия – Медведчук, Суркис, Пинчук, Порошенко, Коломойский, Ахметов и Ко? Разве они из аристократических семей ведут свою родословную?

"Трагедия советской охлократии состояла не в том, что вверх поднялись низы, а в том, что поднялись бездарные представители народа, бандиты, подонки и глупцы. К сожалению, это чувствуется и теперь", – считает Тарас Божко.

Является ли моральным общество, в котором "герои нашего времени вырастают из лживых комсомольцев... Наши миллионеры вырастают из хитреньких коммунистов... Их капиталы не мошенничество, а "законом" оформлены..." (Евгений Сверстюк)

1921 году Вячеслав Липинский был вынужден признать: "Власть украинскую нужно только создать. А создавать власть могут только люди моральные, то есть люди, которые глубоко всеми фибрами своей души верят: то, что они создают, является правдой, является добром.

Люди, которые свою личную жизнь связывают с победой той правды и того добра, и люди, которые ни на минуту не сомневаются, что, во имя той правды и того добра, они имеют право навязать свою волю другим людям, то есть собственно создать власть.

Если бы мы, вместо создавать каждым своим делом и каждой мыслю реальную украинскую власть, возгорелись придумыванием ловких политических комбинаций, которые должны были бы спасти несуществующую Украину, то лучше нам было бы эту абсолютно безнадежную работу прекратить.

Есть ли у нас своя мораль? Есть ли у нас свое творческое понятие о добре и зле? Имеем ли мы твердое убеждение, что то, что мы делаем, является добром и то, с чем мы боремся, является злом? И настолько ли сильная наша мораль, что она принуждает нас отдавать все, дословно все свои силы для победы добра? <...>

Если у нас есть вера в правоту своего дела, если у нас есть мораль, дела бюджета решаются просто. Любой из нас отдает для победы нашего правого дела все, что он может, и любой из нас старается добыть для этого дела так же все, что он может.

И только во имя общей нам веры и одной общей морали мы имеем право требовать от любого из нас напряжения всех своих сил, всех своих возможностей, мы имеем право требовать работы, самоограничения и жертв.

Если же у нас веры и морали нет, мы превращаемся опять-таки в аморальную современную политическую партию, то есть в политическое акционное общество, опертое на надежду выиграть на одной общей политической спекуляции. (...)

Без жертв нельзя выстроить никакой власти, никакого государства, а тем более государства украинского. Но для жертвы, кроме морали, необходим порыв дела, из этой морали вытекающего.

Если не поднялось до сих пор Украинское Государство, то это главным образом потому, что за редкими исключениями строить ее брались люди аморальные и вследствие этого без порыва для жертв во имя своей морали.

Преимущественно это были политические спекулянты, которые спекулировали на помощь московскую, польскую или турецко-татарскую, и, не имея собственной морали, верили в счастливую политическую спекуляцию, в то, что дело "само сделается", а когда оно само не делалось, то предавали и перебегали к другим таким же спекулянтам".

Следует ли что-то добавлять?

Ничто так не укрепляет правовое состояние общества, как чувство собственного достоинства его граждан. Именно оно служит основой той черты, которую называем порядочностью, нравственностью.

Речь идет о честности, обязательности, соблюдении данного слова, отношении к работе, уважении к достоинству других, отвращении к мошенничеству и всему тому, что мы называем грязными поступками.

Порядочность является также основой духовности. Но чувство собственного достоинства появляется в обществе только тогда, когда человек знает и видит, что сам принимает участие в строительстве общества, и от его голоса зависит состояние этого общества, когда человек понимает, что судьба его и его близких зависит только от собственной работы и тех законов, к принятию которых он причастен.

Если же ее судьба зависит от произвола и самодурства чиновников, то ни о каком достоинстве и порядочности не может идти речь. Обман, мошенничество, кража уже не являются бесчестием, поскольку бесчестие состоялось раньше, когда произвол власти и чиновников лишил человека достоинства.

Свобода общества и его нравственность находится в прямой, можно сказать, синергетической связи. Без свободы и воспитания чувства собственного достоинства не может быть нравственности, как и без воспитания чувства достоинства не может быть и свободы.

Недаром же потому доктор медицинских наук Владимир Войтенко подчеркивает: "Понятие достоинства является основоположным при трактовке любви (и безлюбности), совести (и бессовестности), ума (и безголовья), права (и бесправности), закона (и беззакония), в конце концов – государственности и безгосударственности.

Криминал угрожает существованию Украины. "Сверху" он прет в глаза, "внизу" прячется в номенклатурном интиме. Призываю к достоинству!

Человек с чувством собственного достоинства никогда "не сядет на голову другому", но и не разрешит сесть на голову себе. То есть самоуважение к себе — это одновременно уважение к другим людям и уважение к законам.

Свободы для хама не существует. Хам может унижать других и сам готов унижаться. Хамы берут взятки, запускают руки в государственную казну, врут, не держат слова.

Так вот пока люди не поймут, что достоинство и порядочность — это не просто абстрактные понятия, а главные условия выживания общества, до тех пор хамы будут брать верх над народом и рано или поздно приведут общество к краху.

Олег Романчик, шеф-редактор журнала "Универсам", кандидат филологических наук, член Мировой организации периодической печати (Брюссель), для УП

 

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде