Политическая несостоятельность и новая Конституция

Четверг, 31 мая 2007, 21:01

Вследствие правового нигилизма общества, коррупции в судебной системе, экономического и политического рейдерства, продолжительного искажения украинскими политиками общественной морали, демократии и права, избирательности в применении законодательства должностными лицами и манипуляций с Конституцией и Конституционным судом, наше государство оказалось на границе коллапса.

Основные политические актеры сознательно идут на обострение противостояния в надежде использовать экстремальную ситуацию для политической расправы над своими оппонентами. Стратегический интерес коалиции, что бы они не говорили, состоит в политическом уничтожении президента Ющенко и самоутверждении за его счет.

Стратегический интерес команды президента лежит в сфере восстановления своего влияния на государственный курс даже ценой выхода за рамки существующих "общепринятых" правил.

Президент, руководствуясь инстинктом самосохранения, как мифический герой, навязывает другим свои собственные правила игры. Сначала временные, но потом – и как окончательные. Стратегический интерес лидера БЮТ состоит в приближении любой ценой любых выборов на любой правовой основе.

Это обусловлено желанием отыграться, взять реванш за стратегический проигрыш прошлого года.

Родители нынешнего кризиса рассчитывали создать ситуацию "управляемого хаоса", надеясь, что именно в их руках будут рычаги руководства. Дальнейший ход событий показал, что сегодня они потеряли рычаги контроля не только над ситуацией в стране, но и над ситуацией внутри своих политических команд.

Подписанты "Пакта трех" составили такой сложный и многоходовой алгоритм выхода из кризиса, что для всех сторон его легче нарушить, чем выполнять. Поэтому системный сбой сейчас происходит именно всередине политических лагерей.

Политический кризис переместился на уровень внутрипартийных противоречий, а внутрипартийная борьба протекает значительно интенсивнее, чем внешняя. Виктор Янукович теряет контроль не только над коалицией, но и даже над своей фракцией.

Виктор Ющенко не контролирует значительную часть парламентеров фракции "Наша Украина", которая считается, безусловно, пропрезидентской. Юлия Тимошенко также теряет контроль над собственными депутатами, которые отказываются сложить свои мандаты.

Политическая система, которую ее авторы назвали "парламентско-президентской", вследствие настоящего конституционного кризиса, исчерпала себя и уже не может быть эффективной для нашей страны.

Главной причиной конституционного кризиса, по моему мнению, является неучастие граждан в процессе обсуждения и принятия как Конституции Мороза-Кучмы 1996 года, так и Конституции Мороза-Медведчука 2004 года.

Политики написали Конституцию сами, без участия граждан, и хотят, чтобы ее придерживались все кроме них. Но сегодня манипулировать Конституцией уже опасно даже для ее родителей.

Выход из политико-правового конфликта невозможен в предыдущем формате взаимодействия между противоборствующими силами и органами власти.

Досрочные выборы нужны и обществу, и политикам, но и они не решат главного противоречия – конфликта между общественными интересами и интересами кланово-олигархических группировок, замаскированных под политические партии.

Только через принятие принципиально новых "правил игры" лежит путь к возвращению доверия к власти и украинской государственности.

Поэтому, опираясь на украинский исторический и политический опыт, а также надеясь на политический инстинкт самосохранения имеющегося политикума, предлагаю выход из общественно-политического конфликта по модели "Конституционного договора между Верховной Радой Украины и Президентом Украины об основных принципах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине на период до принятия новой Конституции Украины". (Ведомости Верховной Рады (ВВР) 1995, N 18, ст.133).

В основе алгоритма нового Конституционного Договора должны быть следующие положения: 

1. Проведение досрочных выборов во временный парламент (не больше, чем на 1 год) по взаимносогласованной процедуре на основе нынешнего закона о выборах (не позже 30 сентября 2007 года).

2. Сформированное парламентское большинство избирает Премьер-министра, Премьер-министр совместно с Президентом формируют персональный состав временного правительства на профессиональной, а не партийной основе (не позже октября 2007г.)

3. Временный состав Верховной Рады принимает закон о выборах в Конституционную Ассамблею в многомандатных округах в границах административных областей, Автономной республики Крым, городов Киева и Севастополя.

Кандидатами в члены Конституционной Ассамблеи не могут быть выдвиженцы политических партий, члены парламента и правительства, а также сотрудники Секретариата президента. К кандидатам должен применяться имущественный и образовательный ценз. Конституционная Ассамблея должна начать свою работу до 1 января 2008 года.

4. Конституционная Ассамблея выносит на утверждение Всеукраинским референдумом разработанный ею текст новой Конституции Украины одновременно с текстами 1996 и 2004 годов. Политические партии получают возможность агитировать граждан за разные варианты Основного Закона. Референдум должен состояться до июня 2008 года.

5. Конституционная Ассамблея до июня 2008 года прекращает свою деятельность, а ее членам запрещается работать в органах государственной власти на протяжении 10 лет.

6. Происходят выборы президента, Верховной Рады, местных органов власти и самоуправления согласно новой Конституции (поочередно до конца 2008 года).

7. Все этапы выполнения Конституционного Договора подтверждаются парламентом, президентом и правительством. В случае несоблюдения сторонами Конституционного договора, политическим силам запрещается принимать участие в выборах по новой Конституции.

8. В таком случае гарантом соблюдения данных договоренностей сможет быть весь Украинский народ.

Тех экстремистских организаций и политиков, которые паразитируют на темах национальной вражды и представляют угрозу целостности украинского государства, нужно на четко обусловленный срок конституционно ограничить в политических правах, а политические партии, которые они используют – снять с государственной регистрации.

Только вместе с гражданами политики могут найти выход из своего заколдованного круга. Но не только через досрочные выборы, а и через утверждение гражданами новых правил игры для политиков и заключение нового общественного договора – национального консенсуса – для себя.

Автор

Владимир Горбач, политический аналитик, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде