Страсти вокруг политической рекламы

Вторник, 31 июля 2007, 15:10

Киев – город странных стечений обстоятельств. Одино из последних – это одновременные заявления Блока Юлии Тимошенко и Ассоциации внешней рекламы Украины по поводу размещения политической рекламы.

Не известно, откуда информацию о запрете рекламы взял БЮТ, но в Ассоциацию такая информация поступила от ее участников. Большинство компаний в Киеве получили предписания с требованием не демонтировать политическую рекламу, поскольку она является запрещенной.

Эти предписания попали в наш офис, и, конечно, вызвали удивление юристов, которые раньше никогда не сталкивались с подобным формулированием в Украине. Очевидно, предыдущая властная команда была более профессиональной.

Впрочем, это стечение обстоятельств дало основание разнообразным "аналитическим" структурам предъявить обвинение, что Ассоциация лоббирует интересы БЮТ и предъявляет несправедливые претензии к власти.

Если бы информация об этих аналитических центрах не содержалась на сайте Киевского городского совета в слишком розовых тонах, можно было бы призадуматься. А так – вынуждены констатировать, что задача любой общественной организации – защищать интересы своих членов. И когда они нарушены – выступать против нарушителей. Но почему же нарушены эти интересы?

Рассмотрим юридические нормы проведения предвыборной агитации в Украине.

В законе "О выборах народных депутатов Украины" отсутствует определение, что является предвыборной агитацией.

Вместо дефиниции, предложены примеры того, чем является агитация – это публичные дебаты, дискуссии, выступления, "круглые столы", пресс-конференции, интервью, выступления, политическая реклама, телеочерки, видеофильмы, другие публикации и сообщения о партии (блоке), кандидата в депутаты и прочие формы, которые не противоречат законодательству.

Вообще предвыборная агитация может вестись в любых формах и любыми средствами, которые не противоречат Конституции и законам Украины. И главное – предвыборная агитация начинается со времени объявления ЦИК регистрации кандидатов.

Относительно принципов агитации, то они являются общими как для международного права, так и для законодательства отдельных стран.

В Украине, как и во многих демократических государствах, закреплены такие декларативные нормы, как свобода агитации, создание равных юридических возможностей всех кандидатов на выборах, непредубежденное отношение со стороны государственных органов, должностных лиц ко всем кандидатам, контроль за использованием финансово-материальных средств, доступность средств массовой информации, честность и справедливость ведения агитационной деятельности, государственная поддержка кандидатов, партий (блоков) в их предвыборной агитации и др.

Все эти нормы в той или другой степени относятся к закрепленному Конституцией праву на свободу слова, мысли и свободного доступа к информации.

Что касается международного права, то, например, в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участницах СНГ указаны такие общие моменты относительно принципов проведения агитационной деятельности, и именно они могут служить ориентиром и в украинском законодательстве.

Так, задачей государства является обеспечение гражданам, кандидатам, политическим партиям, другим общественным объединениям свободы проведения в любых законных формах и методах агитационной деятельности в условиях плюрализма мыслей и отсутствия цензуры; всем кандидатам законом должны быть обеспечены равные условия доступа к СМИ.

При проведении агитации должны быть определены ограничения свободы слова (например, в случаях призывов на войну, террористических действий и т.п.).

Никто не может использовать СМИ одного государства для агитации во время выборов в другом государстве (ст. 13 Конвенции).

Таким образом, довольно закономерно, что и в национальных избирательных законодательных актах частично ограничиваются естественные права и свободы, а практика, кроме того, свидетельствует про их многочисленные нарушения в процессе выборов – в особенности представителями государственных органов.

Сам по себе процесс предвыборной агитации определен в законодательстве шестой стадией избирательной кампании. Избирательное законодательство Украины, как и аналогичное законодательство других стран, независимо от вида выборов, завершение этой стадии связывает с преддверием выборов (в Израиле – за два дня до дня голосования).

В украинском законодательстве это конкретизировано таким образом: "закончиться предвыборная агитация должна в 24 часа в последнюю пятницу перед днем выборов, и вне этих сроков любая агитация запрещена".

Это общее демократическое правило, хотя в разных странах существуют определенные расхождения относительно информационных плакатов на избирательных участках.

Так, в Польше и Словакии запрещены любые формы агитации на избирательных участках. В Литве так же запрещено размещение программных документов кандидатов на избирательных участках в день голосования.

Кроме того, нет единодушия в разных государствах и относительно начала стадии предвыборной агитации. Началом предвыборной агитации может быть день, в который объявляются даты голосования, как в Польше и Румынии, день опубликования списка кандидатов главной избирательной комиссией, как в Литве, и снова же, конкретно определенный день до даты голосования.

Однозначно в большинстве стран, где не указано противоположное, разрешено проводить агитацию до начала избирательной кампании.

Для этого есть несколько оснований:

1) то, что напрямую не запрещено гражданам – разрешено; это является основным принципом римского права, которое действует в Украине и должно быть известно чиновникам;

2) до начала предвыборной кампании политической агитации, в юридическом смысле, нет. Это можно назвать политической рекламой.

Но поскольку политическая реклама, как явление, в Украине не выписана вне границ избирательного процесса, довольно сложно анализировать ее присутствие в период между выборами. Поэтому в предыдущие года отношение власти было – как к коммерческой рекламе, без существенных ограничений.

3) в конце концов главный пункт, который защищает предыдущий.

Во всем мире юристы исходят из того, что никто не может знать, кого зарегистрируют кандидатом. Может, этот человек или партия вообще не будет баллотироваться – так что же, запрещать конституционное право на распространение информации?

Именно поэтому политическая реклама в Украине в период между выборами – явление разрешенное и регулированное соответственно закону Украины "О рекламе".

Любые попытки запретить, обвинить в лоббировании и т.п. – это юридически неграмотная позиция, которая должна быть, как минимум подкреплена фразой в любом законе "политическая реклама в период между выборами запрещена".

Пока такой фразы нет – пишите приписки. В корзину…

Артем Биденко, исполнительный директор Ассоциации внешней рекламы Украины, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде