Праздник национального компромисса

Пятница, 24 августа 2007, 10:55

"Сейчас идет борьба за власть, за собственность"

Михаил Горбачев, июнь 1991 года

Это были пророческие слова. В скором времени государство, которое возглавлял Михаил Сергеевич, исчезнет, и на его обломках образуются 15 других республик. Все произошло полностью с условиями постколониализма.

Границы колоний стали границами государств. Хотя не все колонии были колониями, равно как не все государства стали государствами.

Эта статья будет большей частью о событиях в Москве. Судьба Украины решалась именно там. Про ГКЧП было много написано еще в 1992-1993 годах.

Проанализированное поведение Горбачева, выясненные мотивы действий ГКЧПистов и позиция руководителей союзных республик. Добавить почти нечего. Но обойти эту тему, говоря о 24 августа тоже невозможно.

Ельцин как отец независимости

Ельцин на танке, Елена Боннер на балконе Белого Дома, Горбачев без галстука на трапе самолета. Романтика поздней перестройки. Комедия, которая могла стать трагедией.

Галина Старовойтова назвала это "суицидом имперского центра".

На 20 августа было запланировано подписание нового союзного соглашения. Главой союзного правительства становился Назарбаев. Горбачев оставался руководителем федерации, и это отнюдь не могло понравиться Ельцину.

Потому путч был нужен Ельцину не меньше, чем самим ГКЧПистам.

УССР дрейфовала. Иначе не скажешь.

После 16 августа 1990 года загадочное французское слово "суверенитет" сломало спокойный сон политиков и общественных деятелей. Суверенная Украина оставалась частью СССР.

Деятели Верховной Рады в то время напоминали лидеров Центрального Совета, а Декларация о государственном суверенитете - II Универсал. Они очень желали быть самостоятельными, но только в границах России.

Протогосударственность 1990-91 годах была интересным явлением. СССР еще существовал, но похоронить его уже успели. В этой статье мы не сможем проанализировать все ее особенности, но главной из них оставалось стремление к компромиссу. Компромиссу между СССР и УССР, "группой 239" и Народным Советом, эволюционным и революционным сценарием.

Сам СССР должен был в скором времени исчезнуть, чтобы возродиться в виде "обновленной федерации". Летом 1991 году главные события, возможно, происходили не столько в кабинетах на Старой площади или Банковой, как в "тени".

Новый экономический порядок, который представлял собой союз милиции и криминалитета постепенно утверждался сначала в Москве, а потом и по всей стране.

Злые языки потом говорили, что именно позиция этой то ли "третьей силы", то ли "пятой власти" решила спор в пользу Ельцина и "демсил", и людей под Белым домом оставили в покое. А тем, кто сомневается, что именно так и было, можно почитать многочисленные интервью Константина Борового. Тогдашний руководитель Русской товарно-сырьевой биржи знал, что говорил.

Выжидание власти УССР

Если, ГКЧП где-то и получило победу, так это в Киеве. Выжидательная позиция украинского руководства возможно имела свои стратегические преимущества, но 19-20 августа давала ощущение полнейшей беспомощности.

"Леонид Макарович, почему вы не призывали граждан ехать в Киев?", - отчаянно спрашивал на этой "исторической" сессии Ярослав Кендзер. Не призывали, так как не было потребности и вдохновения. Интересное формулирование ГКЧП о "чрезвычайном состоянии в отдельных местностях СССР" давало основание ГКЧПистам объявить его и в Украине также. Но было понятно, что сперва речь шла о Москве, Прибалтике и Закавказье.

Итак, в Москве события 19-21 августа 1991 года произвели впечатление народной революции. Киев пережил что-то подобное только в 2004 году. Поэтому Россия успела демократизироваться и возвратиться к авторитаризму, а Украина имела свой особый путь.

Голосование 24 августа было странным явлением. Еще 18 августа никто о таком не думал. Позже появлялись разные версии этого безусловно революционного события. Самой популярной в украинских и русских, "демократических" и не совсем "демократических" источниках была "версия Гуренко".

Первый секретарь ЦК КПУ, якобы, дал указание отделиться от ельцинской России, чтобы сохранить Украину как "заповедник коммунизма". Частично это удалось, хотя сам Гуренко пошел с публичной политики. В любом случае Украина стала независимой благодаря голосам депутатского большинства от КПУ.

Почти с неба...

Государство упало почти с неба. За него практически никто не боролся. Это была даже не "бархатная революция". Просто Россия бросила на произвол судьбы союзные республики.

"Когда есть труба, лучше чтобы было меньше голодных ртов", - говорил автору этой статьи школьный учитель из Винницы. Говорил еще задолго до того, как этот тезис сформулировали в своих "научных" работах многочисленные исследователи краха Советской империи. Почему-то простым людям, учителям и врачам, шахтерам и крестьянам, все было понятно значительно раньше, чем эти истины постигли политологи и социологи.

Компромисс и сегодня определяет главные черты украинской государственности. Компромисс между Востоком и Западом, "европейским выбором" и постсоветским "совком", рыночной экономикой и "капитализмом для узкого круга лиц".

Конечно, все могло быть иначе, и события 1917-1920 годов предоставляют другой пример. Неудачный пример, так как геополитические условия были тогда не в пользу Украины. Так же, как и сейчас.

Сегодня государство существует, в отличии от времен Центрального Совета и Директории, но его единство вызвано группой экономических причин. И хотя, как говорил известный классик "Политика – это концентрация экономики", избежать духовной стороны развития тоже невозможно.

В мире победившего постмодерна революции становятся бескровными, гражданские войны происходят без выстрелов, государства возникают благодаря случайностям и стечениям обстоятельств.

Характер и результат президентских выборов 2009 года и события, которые будут после них, дадут ответ на вопрос, сможет ли Украина одолеть отрицательное наследство советского прошлого и превратиться на более монолитное государство. Будет ли все так же, как и сейчас?

Юрий Корогодский, интернет-издание "4Post", для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде