Выбор есть: или президентские выборы в 2009-м, или экономические реформы в 2008-м

Вторник, 11 сентября 2007, 16:07

Вопреки недовольству украинцев действиями "оранжевой" власти в 2005-2006 годах, на протяжении последних полутора лет демократические превращения в экономике Украины заметно затормозились. Это сказалось не только на кармане граждан, но и на показателях государства в целом.

Так, в традиционном рейтинге экономических свобод за 2006 год, составленом "Heritage Foundation", Украина заняла 125 место, хотя годом раньше наша страна была 99-ой. Отрицательное сальдо внешней торговли Украины товарами, по итогам 2006 года, составляло $6,667 млрд., тогда как 2005 года отрицательное сальдо составило $1,9 млрд.

Нечего и говорить, что внеочередные выборы – это признание элитой того, что в обществе накопилось достаточно напряжения для того, чтобы попробовать его разрядить. Тем не менее, запланированная политиками разрядка очень напоминает известное еще с советских времен выпускание пара, которое способно отвлечь электорат от повседневных хлопот, но не может существенно повлиять на развитие страны.

Выборы на самом деле выдвигают очень ограниченный круг предложений. Анализ программных документов и практических действий главных участников гонок разрешают сделать несколько выводов.

Во-первых, между программными положениями и практической деятельностью партий не существует безусловной связи.

Во-вторых, невыполнение того или иного пункта собственной программы партиям ничем не угрожает, что разрешает им идти к избирателям с одними и теми же лозунгами и обещаниями.

В-третьих, распространенная в обществе мысль о делении политических сил на "коалицию" и "оппозицию" является ошибочной, учитывая отношение политических сил к ряду ключевых для страны экономических вопросов.

На сегодняшний день ключевыми экономическими вопросами является становление рынка земли, дальнейшая судьба приватизации-реприватизации (защита прав собственности), реформирование системы налогов и условия существования малого и среднего бизнеса - право на предпринимательскую деятельность и свободу предпринимательства.

Анализируя отношение политических сил к решению указанных проблем, мы сталкиваемся с довольно пестрой картиной, которая не только усложняет прогнозы относительно долгосрочных стратегических альянсов, но и прогноз относительно возникновения тех или других тактических альянсов вокруг определенных экономических вопросов.

Вопрос рынка земли. Земля осталась единственным общенациональным ресурсом, который еще не превратился на полноценный товар. Итак, одной из главных экономических интриг выборов является дискуссия относительно отмены моратория на торговлю землей сельскохозяйственного назначения.

Поддав анализу партийные программы и практику основных политических сил, которые имеют шанс быть представленными в Верховной Раде VІ созыва, можно сделать вывод, что на протяжении следующего года моратория на торговлю плодородной землей мы не избавимся.

Против этого выступают две влиятельных политических силы – Партия регионов и Блок Юлии Тимошенко, а компанию им могут составить как коммунисты с социалистами, так и Блок Литвина и Прогрессивная социалистическая партия Витренко.

"Наша Украина – Народная самооборона", бесспорно, поддержит президента в его старании отменить мораторий, тем не менее, для принятия соответствующего закона голосов этой политической силы не хватит. Остается вероятность достижения договоренности между блоком "Наша Украина – Народная самооборона" и Блоком Юлии Тимошенко.

Вероятнее всего, в конце текущего года срок действия моратория на торговлю землей сельскохозяйственного назначения будет продлен и на следующий год, а тема рынка земли будет оставаться предметом торгов за участия главных политических игроков.

Право собственности. Открытым будет оставаться и вопрос защиты прав собственности.

При любой конфигурации нового парламентского большинства шумной кампании по реприватизации в ближайшее время не будет. Если перераспределение отдельных предприятий и будет происходить, то на основе непубличных договоренностей и путем принуждения собственника к продаже имущества конкретному покупателю по цене, которая будет ниже рыночной.

Ближе к 2009 году тема реприватизации может снова стать козырем в политической игре. Ведь традиционно накануне президентских выборов внимание главных политических игроков сосредотачивается на проблеме возможного перераспределения собственности и на способах сохранения своих интересов от посягательств новой команды.

Отметим, что многое будет зависеть от экономического состояния страны и сдвигов в общественной мысли.

Если через год-полтора высокий процент избирателей будет склоняться к идее проведения реприватизации, то очередной призыв к просмотру результатов приватизации может стать одним из выигрышных пунктов президентской кампании наиболее чувствительных к "потребностям народа" кандидатов.

Налоговая реформа. Принимая во внимание расхождения в подходах политических сил, которые, как прогнозируют аналитики, будут принимать участие в формировании правительственной коалиции, налоговая реформа и в дальнейшем будет продвигаться крайне медленно и бессистемно.

В случае создания коалиции при участии "Нашей Украины – Народной самообороны" и Партии регионов модель налоговой системы в видении Катеринчука войдет в непременное противоречие со взглядами на нее Азарова.

В случае создания коалиции "Нашей Украины – Народной самообороны" с Блоком Юлии Тимошенко споры будут возникать только по поводу дальнейшей судьбы налога на добавленную стоимость.

Если Тимошенко будет настаивать на его отмене, а "нашеукраинцы" упрямо будут стараться только улучшить его администрирование, то история с этим самым криминальным налогом затянется надолго.

Принятие же большинством в формате Партия регионов – КПУ Налогового кодекса в редакции Азарова может отрицательно повлиять на электоральные перспективы кандидата в Президенты от Партии регионов.

Свобода предпринимательской деятельности. Взвесив партийные программы и принципы деятельности, можно предположить, что коалиция в составе Партии регионов и КПУ будет однозначно ориентирована на поддержку больших предприятий, будет лоббировать разнообразные льготы и особые условия для их развития под лозунгами "инвестиционной привлекательности" и поддержки "инновационного развития".

Вместе с тем большинство, сформированное блоком "Наша Украина – Народная самооборона" и Блоком Юлии Тимошенко, которые ощутили поддержку малого и среднего бизнеса еще во время "оранжевой революции", будет вынуждено внимательнее относиться к потребностям этого сегмента экономики.

В первом случае давление коалиции на мелкого предпринимателя будет усиливаться - в особенности накануне президентских выборов, тогда как во втором возможны постепенные сдвиги в сторону создания условий для реализации гражданами своего права на предпринимательскую деятельность.

Довольно сложно прогнозировать действия коалиции в формате "Наша Украина – Народная самооборона" и Партия регионов – слишком уж несовместимыми выглядят их подходы к формированию правительственной политики относительно малого и среднего бизнеса.

Впрочем, нахождение общих позиций не исключено. Однако ради общих действий каждой из этих сил придется уступить частью претензий на истину.

Помимо всего прочего, угрозу либерализации бизнесовой среды и созданию условий для свободного ведения предпринимательства создают слишком большие социальные обязательства, которые берут на себя все участники парламентских гонок.

Хотя президент Ющенко утверждает, что наполнению бюджета будут оказывать содействие детенизация экономики и ограничение коррупции, в ближайшее время резкого роста поступлений в бюджет благодаря внедрению соответствующих предохранителей в указанных сферах ожидать не приходится.

Напомним, что на протяжении следующего года претенденты на пост главы государства будут активно мобилизировать свой электорат. Итак, решение ключевых экономических проблем страны будет отложено на очередной послеизбирательный период.

Игорь Немчинов, эксперт УНЦПД , для УП

Эта статья подготовлена в рамках проекта УНЦПД "Просвещение граждан на внеочередных парламентских выборах 2007 года в Украине". Вестник "Твой выбор–2007". Вип. № 4. "Экономические условия развития государства в видении политических сил – субъектов парламентских выборов 2007 года" можно найти на сайте УНЦПД.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде