Мелкий вопрос

Вторник, 23 октября 2007, 11:08

В недавно оглашенном коалиционном соглашении между БЮТ и НУНС есть много интересного. Однако одним из наиболее впечатляющих является тезис о повышении проходного барьера на выборах. Если это действительно произойдет, Украину ожидает существенное изменение правил избирательной игры.

Шанс для Витренко

В Украине проблема проходных процентов появилась только в конце девяностых. До этого времени действовала обычная мажоритарка, которая не предусматривала таких вопросов. И вот появление смешанной системы спровоцировало дискуссию относительно проходного уровня.

Возможно, под влиянием России уровень был установлен достаточно высокий – 4%. Потом, то есть в 2002 году, когда голосовался переход на полностью пропорциональную систему, его снизили до 3 %, что значительно больше отвечало обычаям "молодых демократий".

В 1998 году, когда украинцы впервые голосовали по партийным спискам, на грани вылета были две партии – СДПУ (о) и витренковцы. Они странным образом сумели одолеть четырехпроцентный барьер.

Однако, в дальнейшем судьба (или симпатии власти) не была такой улыбающейся относительно ПСПУ. Две избирательных кампании подряд (2002, 2006) ПСПУ не могла преодолеть проходной барьер, оставаясь почти за полшага к успеху. Возможно, в этом были виновны высшие силы, возможно просто не везло, однако саму Витренко было откровенно жаль.

В 2007 году проходной барьер могла одолеть СПУ. Однако усилия мариупольских олигархов были напрасными. Тянули, но не вытянули. Оказалось, что одного отдельного города все-таки мало для успеха в рамках всей страны. Мороз оказался вне игры.

Путин и турецкий электорат

А как у других? Как считает Михаил Погребинский, "система с высокими барьерами нормальна тогда, когда есть достаточно структурированное общество, и уже являются политические силы с определенной идеологией, которые могут претендовать на большой кусок электорального пирога". Соседи-россияне сначала, во времена Ельцина, установили уровень пять процентов - то есть уже в 1993 году они были на уровне, на который нас должны вывести БЮТ и НУНС.

В Госдуму обычно попадали четыре партии. Потом Путин начал процесс "зарегулирования политического поля", барьер подняли до семи процентов. В Думу все равно прошли четыре партии, но не совсем те, что в прошлый раз. Обычно, недобитые либералы набирали в России от шести до восьми процентов.

Повышение барьера лишило их возможности быть в Государственной Думе. Итак, изменение политических конфигураций произошло в буквальном смысле слова.

В целом, Россия и Турция лидируют в соревновании за высочайший до-парламентский процент.

Наиболее низкий уровень в Мексике и Израиле - 1,5%. В Дании - 2%, в Испании, Греции, Хорватии и Аргентине — 3%, Словении — 3,4%, Швеции, Италии, Австрии и Венгрии — 4%, в ФРГ, Польши, Чехии и Словакии — 5%. На выборах итальянского сената вообще отсутствующий любой процентный барьер.

Выше чем в России, барьер установили в Лихтенштейне (8%), что известный своими противдемократическими традициями.

Вспомните хотя бы то, что женщины получили в этой стране право голоса только в 1984 году - это на двадцать лет позже, чем чернокожие жители США получили свой Закон о гражданских правах.

А разрешают приходить на избирательные участки там только с 20 лет, а не с 18, как в большинства стран Европы.

Но высочайший электоральный барьер в мире установлен в Турции. В этой евроинтеграционной стране он равняется 10%. Таким образом, светские круги Турции старались предотвратить приход к власти исламистов. Но напрасно, они все равно посетили коридоры правительства.

Что можно к этому прибавить? Разве что вспомнить предложение Бориса Гризлова, высказанное еще в далекому 2002 году о необходимости пришло к барьеру на уровне 12,5%.

"Сообразим на троих!"

Итак, БЮТ и НУНС предлагают пойти русским путем. О возможных следствиях такого шага говорит политолог Владимир Малинкович: "Если поставит высокий барьер (скажем, 7 или 9%, или даже 5%), то все существующие партии начнут сбиваться в блоки, опасаясь (вполне справедливо), что они не смогут пройти в парламент. В результате блоки будут состоять из совершенно разнородных политических сил".

Не во всем можно согласиться с процитированным патриархом диссидентского движения. Ведь, НУНС имел все шансы самостоятельно преодолеть все возможные барьеры, однако с упорством камикадзе искал к своему составу возможных участников "мегаблока". И вот доискался.

Как бы там ни было, по результатам прошлых избирательных кампаний, можно увидеть, что в Раду в таком случае будут попадать три партии. Таким образом, можно будет лишиться разнообразных "золотых" и "серебряных" миноритарных акционеров, которые портят нервы, требуют должности и делают неожидаемые шаги. Коммунистам, которых так не желает видеть в ВР президент Ющенко, тоже будет сложно. Если установят пять процентов, кто знает, как оно произойдет. Так можно и вне Рады оказаться.

А дальше будет праздник суверенной демократии, такой себе парламентаризм для трех. И неважно, что треть или четверть страны будет голосовать за другие. Их голоса ничего не стоят. Все равно побеждают три счастливчика. А еще говорят, что Украина – не Россия. Ведь, процессы в данном случае будут параллельные.

Но, шансов на такое развитие событий немного. Вряд ли пять фракций нынешней Рады договорятся об ограничении партийного доступа. Ведь миноритарные акционеры могут быть как донимающими и непредусмотренными, так и очень полезными. Украинские политики не любят резкие изменения, и договориться о сохранении существующих норм им будет несложно.

Вдобавок, высокий проходной барьер обычно устанавливают в авторитарных странах и развитых демократиях.

Копировать турецкий опыт Украине неуместно. Своих исламистов еще нет, а татарский меджлис даже в Крыму не может победить. Путинская Россия – тоже не пример для "молодой демократии".

К такому уровню жизни и равнодушия к выборам как в Лихтенштейне нам тоже далеко. Кто еще остается в этом перечне? Немцы и чехи? Об уровне их парламентаризма и устойчивости традиций лучше не вспоминать, чтобы не было весьма грустно.

Единственное исключение – поляки, где и авторитаризма нет, и демократия еще не весьма развита. Но любое исключение в самый раз тем и уместно, что только подтверждает наличие правила.

Юрий Корогодский, 4Post, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде