Абыкнавенный фашызм

Среда, 24 октября 2007, 10:20
Последней каплей стало даже не осквернение государственных символов Украины на Говерле, о котором еще неизвестно, состоялось ли оно в самом деле.

Последней каплей стала публикация известного "дончанина" (так почему-то называют себя некоторые донетчане) Романа Манекина.

Логика редакторов УП, пустивших, как говорится, в печать этот забавный опус (не лишенный, впрочем, фактического материала и даже известной нарицательности), понятна.

Целью – пусть неосознанной – было вызвать праведный гнев украинских патриотов. Спеша оказаться в первых рядах оных, хотел бы высказаться отнюдь не о тяжелых судьбах украинской библиотеки в Москве (ибо там вообще нет никакой судьбы, кроме очевидного, скорого и вряд ли праведного суда). И не о личности незнакомого мне Юрия Кононенко. Чего уж там!

Куда интереснее наконец-то назвать вещи своими именами, имея в виду всё, что касается так называемого националистического противостояния так называемых Украины и России.

Вы не ошиблись, и это не провокация: именно "так называемых". К сожалению – или к счастью? – наши народы сейчас проходят приблизительно ту же фазу, которую Европа проходила веке этак в восемнадцатом-девятнадцатом. То есть собственно стадию формирования наций.

Не зря ведь в массе своей московиты, как ни приучал их Петр Первый, так и не стали "россиянами", предпочитая называть себя "мужиками", "людьми", "крестьянами" (христианами) – ну а на территории нынешней Украины все было так же само, но еще более по-селянски.

Россияне и украинцы создаются именно сейчас – где-то благодаря, где-то вопреки своим лидерам; впрочем, россияне ощущают этот процесс куда четче, из чего, видимо, следует, что и лидеров их надо считать более талантливыми.

Ибо не чудо ли: российский народ буквально поголовно рад тому, как "Газпром" обдирает бывших "украинских братьев" и вообще грубо вмешивается во внутренние дела суверенного государства (извините за тавтологию), в то время как в самом этом государстве миллионы людей всячески приветствуют эту наглость под лозунгом "Но в конце концов нам будет лучше!"?!

Интересно было бы посмотреть на сих граждан, когда бы, скажем, какой-нибудь венеролог лез к ним в постель всякий раз в преддверии интимного контакта, заставляя надеть презерватив во имя их собственного интереса.

Тяжкими телесными повреждениями обошлось бы вряд ли. А с государством – ничего, можно.

Но не будем отвлекаться.

В так называемой (вот ведь словосочетание-паразит!) демократической традиции считается, что разные точки зрения граждан приводят нацию к некоему общему знаменателю, и именно благодаря праву граждан высказывать эти точки зрения возможно самое святое – сиречь демократия.

Якобы обыватель способен сделать некий обобщенный, средний, вывод – и за него проголосовать.

Не будем вдаваться в подробности типа того, что на самом деле эта схема не работает и на "демократическом" Западе. Посмотрим на пост-совок.

Что мы имеем в Украине? Всеобщую усталость. Журналисты, политики, бизнесмены "варятся" среди себе подобных и просто не понимают, что народ голосует не за тех, кто "защитит" русский язык или "оправдает" УПА.

Народ голосует за тех, кто (как ожидает сам народ) надолго, если не навсегда, снимет эти вопросы с повестки дня. Не решит, а именно снимет! Именно поэтому, а не по чему-либо иному, постоянно проигрывает Виктор Ющенко.

Теперь: что мы имеем в России? На первый взгляд казалось бы – то же самое. Но только на первый. Ибо на самом деле сложные вопросы в сегодняшней России с повестки дня УЖЕ СНЯТЫ – и большинству россиян кажется, что надолго.

Можно сколько угодно иронизировать над тем, что на Лубянке чтят Железного Феликса, а в Храме Спаса-на-крови – казненных по его личному приказу епископов.

Но для среднестатистического россиянина здесь нет никакого "когнитивного диссонанса", о котором так ярко писал Виктор Олегович Пелевин; более того, здесь нет даже вопроса, из коего может возникнуть этот диссонанс.

Ведь народ доволен! А все, кто может задавать серьезные вопросы, в России перешли в две категории. Либо это аналитики, чей продукт обычно не выходит на люди (в отличие от продукта какого-нибудь Глеба Олеговича или Михаила Владимировича – их миссия как раз обратна). Либо же это так называемые неудовлетворенные интеллектуалы, состоящие в так называемой оппозиции.

Эти последние, конечно, могут выражать свои мысли (если позволит нижегородский или любой другой ОМОН). Но толку-то! Глас вопиющего в пустыне невероятно громок в сравнении с тишиной, в которую летят вопли этих безнадежных трибунов эпохи контролируемого телевидения….

Народ же, как писал идейный отец нынешней Украины, "все мовчить, бо благоденствує".

Но, увы, такое молчание покупается дорогой ценой. И не только в смысле соцвыплат, и даже вообще не в этом смысле. А в смысле скатывания общества в фашизм определенного толка.

Последние два слова принципиальны. Попытаемся пояснить.

В современном обществе радикалы – отнюдь не исключение. Это правило. Так случилось с тех самых времен, когда на Западе избирательное право распространили на самые широкие слои населения.

Завоевав это самое право своей активностью, радикалы поняли, что активность надо проявлять и далее. Что они с успехом и делают на просторах от Сан-Франциско до Лос-Анджелеса (мы имеем в виду не прямое расстояние, а охват Земли).

Однако конкретные сообщества (в нынешних условиях обычно ограниченные рамками "национальных" государств) характеризуются не так "градусом" радикализма, как его "составом". (К слову, "цивилизованность" общества определяется не отсутствием в нем радикалов, а способностью гасить радикализм через установленные общественные институты. Но это – другая тема).

Упрощенно говоря, в США есть фанаты демократов и республиканцев; в Пакистане – фанаты Бхутто и Мушаррафа; в Украине – фанаты Тимошенко, Ющенко, Януковича. Угроза этих сообществ – нестабильность.

Но вовсе не фашизм в привычном нам смысле. Недаром даже ОУН никогда не пыталась заявить о "вселенскости" своих идей: в отличие от Третьего рейха, "демократии" США либо нынешних кремлевских идеологов, самые заядлые украинские фашисты никогда не думали распространить свой образ мышления дальше государственных границ.

А вот в России, например, существуют радикалы только одного толка. Это – "великоросские" фашисты. И они как раз уверены, что по их лекалам должен жить весь мир!

И ведь и это тоже было бы лишь забавной теорией, когда бы не некоторые факты. А именно – российский фашизм ОДИНОК. То есть в этой стране существуют и другие радикалы, но их влияние стремится к нулю.

А ведь важно не то, какие в обществе имеются радикалы – их всегда меньше, чем "обывателей"! – важно, существует ли противовес им в виде радикалов обратного толка.

Не для баррикад, а именно для того, чтобы общество в массе своей не склонялось ни на одну сторону. Как это имеет место быть сейчас в Украине.

Но Украина – не Россия.

…Можно, конечно, понять профессионального шпиона Путина, который в задушевных беседах объясняет какому-нибудь Бушу: "Камрад, ты же видишь, какой у меня народ?! Сам подумай: на фиг тебе Верхняя Вольта с ракетами?!".

И Буш, правильно вскрывая омара, соглашается: да, фрэнд Уаладимер, хорошо еще, что этому ненормальному народу достался ты – настоящий поклонник западных ценностей, вынужденный, увы, притворяться исконным русским… как тебе, должно быть, тяжело… "Тяжело!", - вздыхает Владимир Владимирович, тоже закусывая правильно разделанным омаром (их еще в КГБ учили обращаться с пищей, которую большинство из них до падения СССР так и не видели).

Но вот как бы они не просмотрели, в погоне за давно умершими боевиками УПА, настоящих снайперов со свастиками. Тем более, что тексты а-ля г-н Манекин подтверждают: желающих в такие снайперы – хоть отбавляй. Лишь бы патроны были.

Александр Михельсон, 4Post, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде