Так против кого же воевал Шухевич в Беларуси?

Вторник, 13 ноября 2007, 14:27

Можно не сомневаться: во время визита президента Виктора Ющенко в Израиль криков по поводу официального оказания почестей "фашисту Шухевичу" будет хватать.

Как в печати и во время пресс-конференций, так, возможно, и во время официальных мероприятий, скажем, предварительно запланированного программой этого визита выступления в Кнессете.

Хотя, на самом деле, конечно, главный командир УПА и его сподвижники едва ли большие "коллаборанты", чем, например, руководители юденратов (органов еврейского самоуправления) на оккупированной нацистами территории, и не большие "фашисты", чем голлисты времен французского Сопротивления, но наработанные стереотипы в отношении украинского национализма, действовали и будут действовать – и не только в Израиле – еще долгое время.

Тем более, что их активно подкармливают некоторые "исследователи" и журналисты из Украины, которые в фабрикации бессмыслицы давно превзошли барона Мюнхгаузена и всех его идейных потомков.

Правда, на критику эти "исследователи" оперативно реагируют, хотя и очень своеобразно. Например, они сперва "присвоили" Роману Шухевичу звание "капитана СС", но после того, как им напомнили, что такого звания не существовало, они сразу "переделали" его в "гауптштурмфюрера".

И пошла гулять очередная ерунда по страницам газет и Интернет-сайтов, включая и официальный сайт Партии регионов - можно предположить, именно из расчета на то, что этот текст прочитают в Израиле.

При этом авторы "исторической справки" проявили просто-таки катастрофическое незнание теории и практики нацизма: чтобы стать в 1942 году офицером СС, надо было доказать чистоту своей арийской крови по меньшей мере с конца XVIII столетия!

Это уже где-то с 1944 года можно было к "черному ордену" нацистов попасть и без груды справок потому, что жаренные петухи клюнули Третий Рейх туда, куда надо, но Шухевичу же приписывают не только "железный крест", а и наличие СС-овского звания именно в 1942 году...

Так вот: именно про 1942 год и пойдет речь. О службе украинских националистов из расформированных легионов "Роланд" и "Нахтигаль" в 201-м полицейском батальоне, который нес службу на территории Беларуси.

Ведь именно с этим периодом жизненного пути главного командира УПА связано немало мифов, которые возникли не только вследствие их продуцирования хорошо оплачиваемыми "контрпропагандистами" разного пошиба, как в прошлом, так и сейчас, а и в результате банального незнания широкой общественностью исторических фактов.

Слово белорусским исследователям:

"201-батальон охранной полиции был сформирован во Франкфурте из оставшихся добровольцев после расформирования батальонов Nachtigal и Roland. Батальон возглавил майор Е. Побигущий. Формирование состояло из четырех сотен (рот), командирами которых были сотник Шухевич, сотник Бригидер, поручник Сидор и поручник Павлик. Связь с германским командованием осуществлял офицер полиции Моху.

Добровольцы 1 декабря 1941 года подписали контракт сроком на 1 год. 16 марта 1942 года был получен приказ о выступлении на Восток, и уже через 3 дня, получив полевые кухни, боеприпасы и номер полевой почты, батальон выехал в Белоруссию, где сменил латышский батальон, переводимый на Украину. Украинцев причислили к 201-й охранной дивизии.

Основной задачей части было обеспечение охраной путей сообщения в треугольнике Могилев-Витебск-Лепель, где действовало большое количество советских партизан.

Разбросанный по двенадцати точкам, батальон получил для охраны территорию в 2400 кв. км. Вторая сотня (рота) Бригидера была выделена для охраны штаба в Боровках. После завершения контракта,1 декабря 1942 года, весь личный состав отказался от его продления.

Батальон был переведен в Могилев и расформирован 6 января 1943 года. Все украинцы были отправлены во Львов, где им было объявлено о формировании в Люблине новой части. За отвагу, проявленную в боях на территории Белоруссии, офицеры батальона Брилинский (поручник), Малый и Герцык (чотари) были отмечены германскими наградами".

Как видим, упоминания о любых немецких наградах в связи с Шухевичем нет. Так же, как и о "зверствах" и "сотне сожженных сел и хуторов".

К этому можно добавить, что 201 дивизия находилась в составе 3-й танковой армии, то есть Вермахта. Интересно, впрочем, что сейчас сайт, на котором был опубликованэтот текст, – по известным только гражданам Лукашенколенда причинам не работает…

Вот только касательно "большого количества партизан…" Пармен Посохов, который позиционирует себя как "независимый исследователь", пишет: "…В начале 1942 года партизанское движение Белоруссии в основном представляли, во-первых, окруженцы и бывшие военнопленные, во-вторых, диверсионные группы НКВД вроде Заслоновской, и, в-третьих, группы разведуправления Генштаба типа Линьковской, заброшенной поначалу в соседний с Лепельским Чашниковский район. Местное население пошло в лес, начиная со второй половины 1942 года, а массовый характер это приняло в 1943 году".

Тезис этот ценный тем, что Посохов настроен не только против украинского национализма, а и, похоже, против украинцев как таковых. Собственно, об отсутствии серьезного народного партизанского движения и боевых действий между "настоящими" партизанами (а не разведчиками и диверсантами НКВД) и полицией и частями Вермахта до 1943 года говорят почти все серьезные исследователи.

Что же касается 201-го батальона, то научные работники и публицисты с диаметрально противоположными идеологическими взглядами сходятся на том, что он не рвался в бой, иногда шел на договоренности о нейтралитете с партизанами (это делал, в частности, и Шухевич), хотя, безусловно, были и боевые столкновенья и жертвы с обеих сторон.

Но, бросает ли участие в таких боях априори какую-то тень на Шухевича и других воинов 201-го батальона?

До сих пор большинство украинских граждан по инерции видит советских партизан народными мстителями и защитниками народа от вражеского нашествия. Действительность была несравненно более сложная и жестокая, чем эти представления.

Как в Украине, так и в Беларуси. Вот красноречивый фрагмент специальной инструкции, разработанной Центральным штабом партизанского движения и посвященной борьбе с проникновением к партизанским отрядам нацистских агентов:

"10 августа 1943 года командир Осиповичского партизанского соединения Королев докладывал в Москву: "В последнее время гестапо использует евреев в целях шпионажа. Так, при Минском и Борисовском гестапо были открыты 9-месячные курсы для евреев.

Шпионы рассылались по квартирам в городе и засылались в партизанские отряды, последние снабжались отравляющими веществами для отравления партизан и командиров.

В Минской зоне был разоблачен целый ряд таких шпионов". Вот такое утверждение. И вывод, он же – указание для партизан: "Для забрасывания в партизанские отряды в качестве разведчиков немцы используют евреев, надеясь на то, что партизаны, зная, что немцы евреев жестоко преследуют, будут оказывать им больше доверия..."

Представьте теперь, какая судьба в свете этой инструкции ожидала несчастных евреев, которым удавалось бежать из концлагерей и гетто и добраться до партизан?

А тем временем главное "основание" таких "ценных указаний" - тупая шпиономания, которая царила во всех советских структурах, как до войны, так и после нее, а в особенности – во время войны.

И хотя эта инструкция датирована 1943 годом, нет оснований считать, что годом раньше советские партизаны были настроены иначе; собственно, учитывая общую военно-политическую ситуацию, они должны были еще более недоверчиво относиться и к евреям, и к собственной тени...

Теперь второй сюжет, связанный с советскими партизанами в Беларуси. Он также датирован 1943 годом, и опять-таки, подобная практика была и раньше.

Речь идет о том, что тактика "выжженной земли" была провозглашена Сталиным 3 июля 1941 года и в широком масштабе впервые применена в битве под Москвой в конце этого же года. Тогда многочисленные диверсионные группы жгли в немецком тылу русские села вместе с их жителями, а немецкие войска нередко защищали крестьян от поджигателей, одним из которых, кстати, была и Зоя Космодемьянская...

После этого советские партизаны и на территории Беларуси, и на территории Украины не раз жгли "полицайские" села, а полицаи – "партизанские".

Временами это приводило к страшным гекатомбам, одну из которых описал в книге "Кровь и пепел Дражна" белорусский краевед Виктор Хурсик. Вот фрагмент диалога автора книги с одним из уцелевших жителей села, который дожил до наших дней:

"Выстрелы разбудили нас около четырех утра 14 апреля 1943 года. Мама кричала: "Дзетко, гарым!" Голые выскочили на двор, смотрим: все хаты горят, стрельба, крики…

Мы побежали спасаться на огород, а мама вернулась в дом, хотела что-то вынести. Соломенная крыша хаты к тому времени уже пылала. Я лежал, не двигался, долго не возвращалась мама.

Повернулся, а ее человек десять, даже женщины, колют штыками, кричат: "Получай, сволочь фашистская!" Видел, как ей перерезали горло. - Старик снова сделал паузу, его глаза были опустошены, казалось, Николай Иванович снова переживал те ужасные минуты. - Катя, сестра моя, вскочила, просила: "Не стреляйте!", достала комсомольский билет.

До войны она была пионервожатой, убежденной коммунисткой. Билет и партийное удостоверение отца во время оккупации зашила в пальто и носила с собой. Но высокий партизан, в кожаных сапогах, обмундировании начал целиться в Катю. Я закричал: "Дзядзечка, не забевайце маю сястру!"

Но раздался выстрел. Пальто сестры вмиг набрякло кровью. Она умерла на моих руках. Я навсегда запомнил лицо убийцы.

Помню, как я отползал. Смотрю, соседку Феклу Субцельную вместе с малюткой-дочкой три партизана живьем бросили в огонь. Свою кроху тетка Фекла держала на руках. Дальше, у дверей пылающей хаты, лежала старушка Гриневичиха, обгоревшая, в крови…

…Позже мы узнали, что ни одного полицая партизаны не застрелили. Дома, которые находились за их укреплениями, тоже уцелели. В деревню приехали гитлеровцы, оказали пострадавшим медицинскую помощь, кого-то отвезли в госпиталь, в Старые Дороги".

Вот такую "операцию" провели советские партизаны отряда имени Кутузова, которым командовал Израиль Лапидус. Персонаж из ряда тех, кто, как и Лазарь Каганович, патетически подчеркивал: "Я не еврей, я большевик!". Имели ли моральное право украинские националисты воевать с такими партизанами?

…Конечно, среди советских партизан и среди Оуновцев были разные люди. Конечно, нельзя представлять воинов УПА и их командиров ангелами – как говорил последний главный командир повстанцев Василий Кук, "нас убивали и мы убивали".

Моя цель – не "оправдать" Романа Шухевича - в конце концов, его программные политические принципы, зафиксированные решениями ІІІ ВСУНа, сегодня воплощены в Конституции Украины, а большевистские идеологии – выброшены на помойку, а показать невероятную сложность истории и низость т.н. "контрпропагандистов", отечественных или зарубежных.

И призвать политиков и журналистов, в том числе израильских, не прельщаться простыми решениями относительно "украинских фашистов"…

Сергей Грабовский, кандидат философских наук, член Ассоциации украинских писателей

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде