Справедливый арбитр

Вторник, 11 декабря 2007, 12:27

"Политика – это искусство возможного", утверждал в свое время Отто фон Бисмарк. Очевидно, говоря о политике как об искусстве, он имел в виду неотъемлемый атрибут этой сферы человеческого существования – творчество.

Ведь каждый политик является своеобразным творением как публичный человек. При этом сам факт того, сам ли он себя создал, или он является продуктом кропотливой работы определенной когорты технологов, приобретает второстепенное значение.

Что же касается предиката "возможного" (искусство возможного), то, по всей вероятности, речь идет об ограниченности творчества. Создать "политика" возможно только в соответствии с определенными условиями и обстоятельствами.

Во-первых, не возможно выйти за пределы характерных качеств самого человека, из которого создается политик.

Во-вторых, не возможно пренебречь спецификой спроса или ожиданий, которые доминируют в обществе.

Как следствие и сами политики в своем создании политической картины ограничены все теми же условиями и обстоятельствами.

Им, как и кому-либо другому, не по силам подпрыгнуть выше собственной головы. То есть выйти за пределы собственных страхов, предостережений, привычек и других ограничивающих факторов.

Им также не по плечу только силой собственного желания за короткий период трансформировать общественную мысль и перетасовать господствующие настроения и ожидания.

Поэтому в своей деятельности, как и любой другой человек, наделенный здравым смыслом, они вынуждены считаться с тем, что принято называть действительностью.

А действительность часто идет вразрез с желаниями и предостережениями многих политиков. Ярким примером этому является точное замечание одного из мыслителей ХХ столетия о том, что в политику приходят со светлыми надеждами, а уходят из нее с грязной репутацией.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что политики только предполагают, тогда как жизнь располагает. На самом деле они являются такими же заложниками обстоятельств, как и остальное население, хотя преобладающей части из них, скорее всего, и хочется верить, что они что-то решают в этой жизни соответственно собственным проектам и намерениям.

Нынешний же политический расклад указывает на то, что, например, у Тимошенко сейчас достаточно высокие шансы стать премьер-министром Украины.

Во-первых, сами политики, которые вместе с тем являются также экономическими бонзами, понимая всю сложность неопределенной ситуации, готовы пожертвовать частью своих теперешних привилегий ради определенной стабильности и определенности, в том числе в отношениях с Западом.

Для подавляющего большинства из них сейчас намного эффективнее осуществить "передышку", чтобы получить возможность провести своеобразную "инвентаризацию" своих ресурсов, в том числе уровень реальной электоральной поддержки и надежность социально-экономических связей.

Во-вторых, обретение Юлией Тимошенко статуса премьер-министра открывает новые горизонты для противодействия ей с прицелом на уничтожение ее как политика за относительно короткое время.

По всей вероятности, сценарии ее уничтожения разрабатываются сразу в нескольких группах, ведь в схождении Тимошенко с политической арены заинтересована в той или иной мере значительная часть украинского политикума.

И не только ее отчаянные враги и заклятые друзья, такие как, Янукович и Ющенко, но и ее сегодняшние "побратимы", которые тайно мечтают о собственных лаврах или очень "жирном" кусочке.

Причиной этому служит обычная человеческая природа с ее многочисленным количеством огрехов, которые набирают вес с невероятной скоростью на хорошей почве власти, которая окончательно усыпляет ощущение совести и достоинства.

Вдобавок, политическая "смерть" Тимошенко скорее всего ознаменует собой завершение эпохи героики или политического романтизма в Украине, который обрел свою форму вместе с провозглашением "Декларации о независимости Украины" и декабрьским референдумом 1991 года.

А это на руку, условно говоря, чистым прагматикам, которыми сейчас является подавляющее большинство политиков. Ведь все они фактически "маленькие украинцы" и ориентированы на "маленького украинца" с его чисто утилитарными потребностями и потребительским отношением к миру.

Тогда как в отличие от реальных и мнимых прагматиков, романтики, которые почему-то очень часто становились жертвами "несчастных" случаев, наподобие случая с Вячеславом Черноволом, склонны видеть в человеке склонность в своей жизни ориентироваться на высшие мотивы и тяготеть к самореализации и самораскрытию.

В-третьих, не без активного участия Партии регионов и других оппонентов БЮТ и Тимошенко лично сформировалась атмосфера некоторого ажиотажа вокруг того, насколько эффективным топ-мненеджером или премьер-министром окажется Тимошенко в явно критической социально-экономической ситуации, в которой оказалась Украина, не без активного содействия все еще властной коалиции в авангарде с ПР.

Таким образом, в данном случае для оппонентов леди Ю намного выгоднее молчаливо допустить Тимошенко к креслу премьера. А дальше, используя разнообразные технологии, которые, безусловно, будут вредить всему обществу, развенчать ее ауру защитника интересов народа и/или национальных интересов.

Чем бы кандидатура на пост премьера была провалена, что непременно оказывало бы содействие  усилению ее позиций в качестве реального "мессии", в отличие от лжемессии Ющенко, в котором разочаровалось подавляющее большинство украинцев.

При этом компрометация представителей БЮТ или их перетягивание на сторону противников Тимошенко едва ли нанесет ощутимый удар по позициям Юлии Владимировны, ведь выборы президента Украины персонализированы, а статус его вряд ли будет пересмотрен до внеочередных парламентских выборов.

Последние же БЮТ блестяще выиграет, поскольку это будет единственная надежда народа сформировать действительно стабильную власть.

В случае если Тимошенко и БЮТ придут к власти вместе с НУНС, их слабым местом окажется необходимость выполнить предвыборные обещания в довольно критических условиях. В частности, это может содействовать распаду коалиции. Хотя, при условии стечения определенных обстоятельств БЮТовцам самим выгодно прекращение существования демкоалиции.

Поэтому через очень короткий период после назначения Кабмина Тимошенко, она вместе с союзными себе политиками активно возьмется за выполнение всех своих предвыборных обещаний вопреки предостережениям представителей НУНС или Президента, тем самым вызывая у них раздражение.

Здесь только необходимо выдержать меру, чтобы при этом сильно не бесить, а тем более не разочаровывать избирателей.

И вдобавок значительная часть украинского электората уже сейчас жаждет "крови" Ющенко, который по их убеждению, стал причиной прихода в 2006 году к власти Януковича и ПР, виновен во всех имеющихся и выдуманных грехах.

Что же касается реальных возможностей выполнения БЮТ своей предвыборной программы, то они вызовут значительные предостережения.

Здесь речь идет не столько об экономической стороне дела – на самом деле может оказаться, что необходимые средства для погашения долгов СССР перед вкладчиками или переведения армии в ближайшее время на контрактную основу найти довольно несложно.

Однако нейтрализовать определенные человеческие качества вряд ли кому-нибудь по силам. В данном случае имеется в виду все та же склонность к зависти и эгоцентризм, которые довольно легко, кстати, могут подогревать оппоненты БЮТ и лично Тимошенко.

В частности, как показывает опыт, значительная часть представителей населения сознательно или бессознательно, но будет совершать доступное ей, а в сумме достаточно ощутимое сопротивление любым попыткам улучшить условия жизни кому-нибудь раньше, чем им.

Как следствие избегнуть ряда социальных конфликтов практически не возможно.

Например, как можно допустить, чтобы даже, если это свободные средства, они пускались на погашение долгов, если бедствует десяток тысяч первоклассных учителей, страдают знаменитые ветераны, находятся в затруднительной экономической ситуации бог знает еще какие бедные, но честные и добросовестные граждане.

Поэтому Тимошенко также, безусловно, находится в распоряжении жизни. И если ее действия не будут отвечать нынешней ситуации, то ее старания и идеи окажутся напрасными.

В конце концов, жизнь справедлива, так как каждый получает именно то, что заслуживает; народ - соответствующую власть, политики – признание народа.

С уважением, Калуга Владимир, политолог, доцент кафедры политологии НАУ

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде