Дмитрий Фирташ остался в собственной тени

Понедельник, 17 декабря 2007, 11:00
Полупустой спортзал. С трибун спускается среднего роста мужчина во всем сером. Вслед за ним в хаотичном порядке бегут десятеро устрашающего вида ребят. Одеты они весьма живописно: кто в джинсах, кто в кожаных куртках, а у кого-то поверх свитера надет обтягивающий пиджак…

В их передвижениях организованность не прослеживается. Они испуганно оглядываются по сторонам и, опережая друг-друга, расталкивают всех, кто попадается на пути серого клиента.

Во дворе у черного входа компанию ждут Mercedes и два джипа сопровождения для охраны - Toyota Land Cruiser и длинный Chevrolet Suburban. Они хаотично рассаживаются по машинам и, обдав зевак дымом и паром, покидают дворик спорткомплекса.

Это не картинка из 90-х. Не сбор бригадных пацанов в дворовом подвале. Это уже привычный финал очередного баскетбольного матча с участием БК "Киев".

Большой человек со странной свитой – Дмитрий Фирташ, совладелец БК "Киев" и газовой монополии RosUkrEnergo.

В субботу господин Фирташ пришел посмотреть матч фаворитов чемпионата Украины – БК "Киев" и "Азовмаш". Совладелец RosUkrEnergo с небольшой компанией расположился на центральной трибуне. По правую руку от него сидел хозяин матча депутат Александр Волков. По левую – другой регионал Александр Савчук, не чужой команде "Азовмаш".

Слева направо: Савчук, Фирташ, Волков, Левочкин, Томенко
На Фирташа и Левочкина синхронно напали одинаковые эмоции

Все проходы к трибуне были перекрыты охранниками. Парни с "ухом" были беспорядочно рассыпаны в радиусе двадцати метров от "объекта". Они сидели на скамейках для зрителей, на ступеньках трибун, сбивались в небольшие компании и, кажется, чувствовали себя очень комфортно, не особо скрывая оружие под полой пиджака.

Весь матч Дмитрий Фирташ сосредоточенно наблюдал за игрой. Правда, особо бурные эмоции на лице газового монополиста не появлялись. Лишь изредка он дарил своим подопечным короткие аплодисменты, а когда атака киевлян особо обострялась, слегка наклонялся вперед и напряженно прикладывал руку к подбородку.

Во время таймаута запомнилась деталь. В то время как остальные члены компании жадно рассматривали танцующих девушек из команды поддержки, Дмитрий Фирташ внимательно наблюдал за совещанием своей команды у линии поля.

Казалось, олигарх вслушивается в распоряжения тренера и вместе с ним пытается анализировать ход игры. До конца игры девушки так и не удостоились внимания владельца клуба.

Из серой массы в глаза бросалось светло-зеленое, почти салатовое пятно пуловера руководителя аппарата премьер-министра Сергея Левочкина.

Баскетбол – не единственное, что объединяет его с Дмитрием Фирташем. Семья Левочкиных – большие друзья и компаньоны другого владельца небольшого пакета акций RosUkrEnergo (5%) – Ивана Фурсина.

По соседству с Сергеем Левочкиным сидел любитель тенниса и баскетбола депутат БЮТ Николай Томенко.

Было странно наблюдать этого человека на одной скамье с газовыми бонзами. Его соседство с Дмитрием Фирташем, веселое и беззаботное настроение на фоне призывов Юлии Тимошенко свергнуть монополию RosUkrEnergo казалось несколько сюрреалистичным.

Вот они сидят в двух метрах друг от друга и вовсе не тяготятся обществом. А через несколько дней, может недель, месяцев они выйдут к журналистам и будут клеймить друг друга позором, укоряя в сдаче национальных интересов…

Стоя у выхода из зала, автор этих строк ждал, когда Дмитрий Фирташ спустится с трибун и направится к выходу.

– Дмитрий Васильевич! - обратился к приближающемуся бизнесмену.

Господин Фирташ бросил один единственный ничего не значащий взгляд в сторону журналиста. Стена.

Охранники сориентировались не быстро, но ощутимо. Возникший передо мной парень в кожаной куртке воспользовался всеми преимуществами, которыми одарила его природа, но так не смог оградить клиента.

– Господин Фирташ, один вопрос…, - на этот раз олигарх вообще не повернулся. Упорствовать было бессмысленно.

Вряд ли это можно назвать журналистской неудачей. Но повод для расстройства был.

Еще ни разу этот человек не появлялся настолько близко, чтобы ему можно было задать вопрос. И было не важно, как он ответит – в ореоле тотальной закрытости любой ответ из его уст звучал бы сенсацией. Важно было другое – как в принципе этот человек относится к прессе и публичности.

Фирташ в окружении охраны

Будь он рядовым олигархом, это бы не имело никакого значения. Но в его руках находится рычаг управления фактически всей промышленности страны. Более того, компания, которой управляет Дмитрий Фирташ, частично формирует внешнюю политику Украины как на Западе, так и на Востоке.

Когда в середине лета этого года прошла презентация GDF (Group of Dmitriy Firtash) у многих журналистов появилась надежда, что малоизвестный бизнесмен наконец-то выйдет из тени. И для этого были основания.

"Компания вышла на тот уровень, когда ей необходимо быть прозрачной, понятной и вызывать доверие". "Мы хотим чётко и однозначно показать: нет никаких скелетов в шкафах и нет теневых фигур. Мы занимаемся нормальной коммерческой деятельностью, у холдинга есть один владелец — Дмитрий Фирташ". Кажется, так выражался еще недавно официальный представитель GDF Леонид Финк.

В целом нет ничего страшного в том, что Дмитрий Фирташ по-прежнему остается серой фигурой. Удивительно то, что человек, активы которого официально представлены в 11 странах мира, а большая половина из них расположены в Европе, настолько панически боится публичности.

Это говорит о том, что либо Дмитрий Фирташ не видит своего будущего в этой стране, либо он боится вопросов, на которые рано или поздно ему все же придется ответить. Это естественный путь для любого, кто причастен к судьбе страны. Его уже прошли и Виктор Пинчук, и Ринат Ахметов, и Виталий Гайдук. Удачно или неудачно, искренне или нет, они все же вышли из тени.

И странно, что ни советники Дмитрия Фирташа, ни его окружение, ни, по всей видимости, он сам не понимают, что публичность является иногда более важным ресурсом, чем свои депутаты в парламенте и свои министры в правительстве. Этим ресурсом  можно пренебрегать, его можно игнорировать, но он объективно существует и в какой-то момент его отсутствие может оказаться опаснее недружественного премьер-министра.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде