Сontrabanda nation

Четверг, 17 января 2008, 16:53

В сентябре прошлого года моей хорошей знакомой пришлось ехать с Перемышля во Львов на электричке. Ее попутчиками была пара немолодых американцев, которые ехали посетить маленькие городки Галичины - родину своих отцов-евреев.

Они очень поздно пришли на контроль. Своевременно прийти здесь - это, как оказалось, прийти намного раньше времени. Толпа перекупщиков, которая блокировала проход, рванула вперед и оккупировала все вагоны, не позволяя никому другому сесть на лавки.

"Не садитесь здесь, идите дальше, так как мы здесь работаем - вот следующий вагон будет свободным, у нас куча работы, это наш вагон" - такими словами мою знакомую со случайными заокеанскими знакомыми отправляли из вагона в вагон, не позволяя сесть.

Как выяснилось, сесть было нельзя, так как вагоны поделены между собой группами контрабандистов. Как только электричка тронулась, началась "работа".

Мою знакомую нагло подняла с места одна из женщин. Став на скамейку рядом с шокированными американцами, контрабандистка открутила винты, с помощью которых крепился плафон лампы, потом вытянула проволочки и отключила питание от самой лампочки.

И начала вытягивать оттуда блоки сигарет. Она передавала их своей союзнице, которая... выбрасывала их через окно. "Представляешь себе – у них есть все необходимые ключи ко всем гайкам, от всех норок и коморок в вагоне!" - сказала мне знакомая.

Такое повторилось и на соседней скамейке.

Основная схема контрабанды здесь была такова: по дороге "туда" половину сигарет засовывали блоками во все отверстия вагона. Другую половину контрабандисты приматывали к себе скотчем, чтобы пронести через границу.

Технология разработана совершенно: блоки разрывают, пачки сигарет слегка растаптывают ногами, чтобы смягчить уголки, и наклеивают на клейкую ленту, которую потом прикрепляют к телу, при этом абсолютно не обращая внимания на присутствующих.

Клеят на бедра, локти, руки, плечи, живот. Иные прячут пачки в собственном белье... По дороге назад из окон вагона выбрасывают первую половину.

Контингент контрабандисток - женщины возрастом от 22 до 70 лет, разного телосложения. Сигареты они прячут под достаточно облегающую одежду - женщин в "балахонах" проверяют очень тщательно и в первую очередь.

"Я не знала, что под грудью у украинских женщин может поместиться такое количество сигарет", - говорит моя приятельница. "Реально, если бы люди увидели, где те сигареты перевозят - они, наверное, перестали бы курить"...

Ее попытки обратить внимание проводника на то, что происходит, закончились ничем. "Я ничего не могу сделать" - самоустранился он, быстренько покинув вверенный ему вагон, который, в сущности, разбирали на части...

После "спецоперации" над креслами так и остались свисать проволочки с неприкрепленных назад ламп и открученные с потолка панели.

После пересечения границы контрабандистам захотелось праздника. "Выпейте с нами", бегала по вагону и упрашивала всех подряд одна из женщин. Сказать, что американцы были шокированы - значит ничего не сказать. "Украина - это не только это", попробовала хотя бы немного смягчить ситуацию моя знакомая. "Посмотрим", ответили гости...

Помню трагедию, которую я сам наблюдал на пограничном пункте Шегини летом 1995 года. Рейсовый автобус "Львов-Варшава", полный народа, уже был недалеко от границы, когда какая-то женщина прошлась по салону, задавая вопрос "у вас водка с собой есть?" и тем, кто говорил "нет", давала в руки поллитра. Мы тоже получили по бутылке. У нас не было слов. "Благодарю, я после границы заберу" - очень галантно улыбнулась женщина. И пошла дальше по салону.

Через несколько минут другая женщина попробовала сделать то же самое - но было поздно. У всех уже что-то было. Она начала плакать - и недаром: ей уже некуда было деть ее ящик водки. Его конфисковали на границе.

Я помню взгляд польского пограничника, как он смотрел на каждого из нас - тех, у кого была одна разрешенная бутылка. Пренебрежение и злость. Его можно понять - каждый день он видит тысячи людей и тысячи бутылок водки, по одной на восточнославянскую душу.

Аналогичная история случилась с нами на словацкой границе в 2006-м. Только здесь были сигареты - и снова мы не смогли отказать. И снова был взгляд пограничника - злой и пренебрежительный...

У меня совсем небольшой опыт пересечения госграницы - но очевидцы, наверное, смогут прибавить много колоритных деталей. Истории о знаменитых "5 ойро" с каждого пассажира на границе - "чтобы никаких проблем не было" или раздаче самыми же водителями подакцизных пачек и бутылок – такое случается с каждым, кто пересекает западную границу Украины автобусом или поездом.

Водка и сигареты - основной элемент "маленького пограничного движения", которое сейчас остановили Шенгенским железным занавесом. Он – одно из лиц нашего государства. Между прочим, вы не задумывались – может, это благодаря этому от нас так хотят оградиться?

Я не знаю - может, лучше возить сигареты в соседнее государство и каждую ночь ночевать дома, чем ехать куда-то далеко на заработки, оставлять семью, рисковать жизнью и здоровьем. Но работать в криминальном бизнесе – не меньший риск.

Это - действительно позор для нашего государства. Это - также позор и людям, которые основной своей профессией сделали перевозки контрабанды (в том числе в полулегальный способ), которые вынуждены унизительно оголяться, обклеивая себя незаконным товаром.

Мне кажется, что это должно когда-то закончиться. И хорошо, если мы начнем заканчивать это уже сейчас.

P.S. В связи с вандализмом Львовская железная дорога в октябре 2007-го отменила электричку "Львов-Перемышль".

Остап Крывдык, политолог, активист

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде