Борьба с коррупцией: главный (коронный) свидетель

Среда, 13 февраля 2008, 19:10

Для развития темы боротьбы с коррупцией предлагаю рассмотреть интересный, как мне кажется, опыт Польши по применению такого очень эффективного метода предотвращения ее, как использование "главного", или, как говорят поляки, "коронного" свидетеля.

Введение института "главного свидетеля" содействовало значительному – качественному и количественному - улучшению состояния дел в раскрытии особенно тяжелых преступлений, в т.ч., связанных с организованной преступностью и коррупцией.

Кто такой "главный свидетель"? Это - преступник, который за обещанное помилование или значительное уменьшение наказания выдает информацию о незаконной деятельности своих компаньонов по организованной преступной группе (ОПГ).

Такому преступнику предоставляется особый статус в делах по особо тяжким преступлениям. Первый процесс с участием "главного свидетеля" состоялся в 2000-м году. Речь шла, в частности, о банде, которая специализировалась на ограблении водителей грузовых автомобилей, которые перевозили коммерческие грузы. Возглавлял эту ОПГ бывший полицейский.

Процесс вызвал незаурядный общественный интерес и значительный резонанс за пределами страны.

Следует отметить, что метод "главного свидетеля", в соответствии с законодательством, можно использовать только в определенных, четко установленных случаях. Речь идет об особо опасных преступлениях, совершенных организованной группой, которые могут нанести государству существенный ущерб.

Если один из исполнителей такого преступления во время следствия берет на себя обязательства дать исчерпывающие свидетельства в суде, рассказать все, что ему известно, выдать своих соучастников, он может рассчитывать на статус "главного свидетеля".

В таком случае прокурор, который ведет предварительное следствие, обращается в суд с ходатайством о признании свидетельств этого свидетеля в качестве доказательств. Перед этим он получает согласие апелляционного прокурора.

Итоговое решение об определении статуса "главного свидетеля" принимает суд, в котором будет слушаться дело. Суд должен убедиться, что решение фигуранта стать "главным свидетелем" стопроцентно добровольное, сознательное, принятое им без какого-либо давления.

Если существует опасность угрозы жизни "главному свидетелю", или же кому-то из его близких или родственников, им выделяют индивидуальную охрану. Это не значит, что за ним, как тень, будут ходить люди с автоматами.

"Главный свидетель" может скрываться на тайных конспиративных квартирах, а в случае возникновения реальной опасности ему помогают переехать в другой город, найти там работу, меняют фамилию и выдают новые документы.

В экстремальных случаях - обеспечивают выезд в другую страну, может быть сделана пластическая операция, чтобы полностью изменить внешний вид. "Главный свидетель" на предварительном этапе подписывает обязательства о неуклонном соблюдении двух условий: во-первых, четко соблюдать правила и рекомендации в период, когда находится под охраной.

Во-вторых, - во время слушания дела в суде обязуется придерживаться всех предыдущих договоренностей, полностью выполнив свои обещания: дать исчерпывающую информацию и указать на соучастников. В случае же, если он начнет нарушать договоренности, прокурор имеет право отозвать или ограничить его охрану.

За время, прошедшее после принятия закона, более 70 преступников согласились выступить "главными свидетелями" и реально помочь правоохранительным органам в выявлении преступлений, совершенных разными участниками ОПГ.

Итак, летом 2006 года польским правительством утверждены изменения в законе о коронном (главном) свидетеле. В частности, предусмотрено включать в категории "коронных свидетелей" не только рядовых членов организованных преступных групп, а и их руководителей. Решение о предоставлении подозреваемому привилегий "коронного свидетеля" принимает прокурор страны, а о допущении в качестве доказательств по делу его свидетельств – окружной суд.

Введение изменений в закон (а такие коррективы вносились несколько раз, после обобщения судебной практики) значительно расширили перечень преступлений, к которым применяется метод "главного свидетеля". В частности, им охватываются все преступления, совершенные ОПГ, а также – коррупционные преступления.

Внесенные изменения обязывают кандидата на коронного свидетеля информировать правоохранительные органы о наличии своего имущества и имущества других членов преступной группы, а также предоставлять помощь в поиске этого имущества, в т.ч. на заграничных финансовых счетах.

Также "коронный свидетель" обязывается в течение пяти лет не участвовать в какой-либо противоправной деятельности. В случае невыполнения с него может быть снята охрана.

Срок окончания обязательств "главного свидетеля" перед правоохранительной системой теперь не регламентирован. Следует однако отметить, что лицо, осужденное за убийство, не может выступать в качестве "главного свидетеля".

Продолжительное время в польском обществе проходили дебаты по вопросу о законодательном урегулировании проблемы пенсионного обеспечения коронных свидетелей. Отсутствие таких оснований для решения этого вопроса порождало ситуацию, когда представители преступного мира, соглашаясь сотрудничать со следствием, лишались права на пенсию, а период их пребывания под следствием, не зачислялся в трудовой стаж.

Так же, как и пребывание "коронных свидетелей" под контролем правоохранительных органов (когда, например, часть из них в течение продолжительного времени скрывается в тайных местах и т.п.).

Они автоматически лишались права на зачисление этого времени в трудовой стаж, и часто находились в худшем положении, чем осужденные преступники. Им не предоставлялся также идентификационный код, наличие которого учитывалось при оформлении пенсий.

Чтобы исправить ситуацию, по предложению ряда депутатов Сейма было внесено дополнение к закону о коронном свидетеле, которым проблему пенсионного обеспечения урегулировали.

Из практики применения института "главного свидетеля" можно сделать вывод, что законодательным, организационным и практическим мероприятиям по борьбе с преступностью и коррупцией в Польше предоставляется приоритетное внимание.

Свои намерения решительно противодействовать этим отрицательным и общественно опасным явлениям страна откровенно и решительно демонстрирует своим соседям по ЕС, приглашает их к международному сотрудничеству.

Постоянно проходит обмен опытом в вопросах борьбы с отмыванием грязных средств, торговлей людьми, финансированием преступной деятельности, применением оперативной спецтехники, охраной свидетелей. И если несколько лет назад, принимая Польшу в ЕС, многие высказывали обеспокоенность криминогенной ситуацией в стране, сейчас для всех очевиден и определен прогресс, и последовательность, с которой Польша принялась к исправлению ситуации.

Как не досадно, констатируем: за то же время в Украине, кроме некоторых косметических, никаких ощутимых изменений в борьбе с коррупцией и организованной преступностью не произошло. Хотя с приходом к власти Виктора Ющенко о необходимости и неотложности этого говорилось с готовностью и много.

Тем не менее, как часто бывает у нас, после выборов многообещающие декларации забываются до… очередных выборов. Итак, не случайно, тема борьбы с коррупцией сейчас появляется на видных местах хит-парадов новых предвыборных обещаний.

Похоже, что Ющенко оставляет за собой популярную тему. Об этом свидетельствует, например, повестка дня следующего заседания СНБО, которое должно состояться 15 февраля. Как сообщила Богатырева, планируется обсудить проект Концепции реформирования криминальной юстиции, в котором, в частности, определяются основы специального антикоррупционного органа.

Речь идет об Антикоррупционном бюро (о чем УП рассказывала подробно 18 января э.г.), основной задачей которого является борьба с коррупцией среди высокоранговых чиновников, депутатов, руководящего состава Кабмина, губернаторов, мэров и т.д.

Анализируя идею создания такого органа, мы уже высказывали предостережение о том, что надеяться на положительный результат можно только при условии, что этот институт будет создан стопроцентно на независимых основах.

Создание же его под патронатом президента даст возможность осуществления политического контроля над оппонентами в личных или – в лучшем случае - узкопартийных интересах.

Тем более тогда, когда НУНС активно выступает за снятие депутатской неприкосновенности.

Ведь совсем не исключено, что в таком случае антикоррупционный по замыслу орган сполна будет использоваться не только для негласной разработки политиков и политических партий, а и для элементарного сведения счетов со своими оппонентами.

Автор Владимир Кулеба

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде