Когда система не работает

Понедельник, 14 апреля 2008, 17:33

В конце восьмидесятых мы, группа редакторов молодежных газет, каждый раз не ехали – летели на крыльях надежды – в Москву. Там изобиловало море демократии – на Арбате круглосуточно митинговали, как в каком-то Гайд-парке.

За свежей прессой строились предлинные очереди с самого утра, не меньшие, чем за "Останкинской" колбасой. "Огонек" и "Московские новости" переходили из рук у руки.

Сахаров, Ельцин, Собчак, Попов, Афанасьев, Гдлян с Ивановым, их коллеги-депутаты, опираясь на поддержку "неформалов" разных мастей, под демократическими флагами и лозунгами прокладывали путь к власти, оттесняя еще вчера всесильную компартию на обочину политического процесса.

Возвращались бодрыми в Киев и несколько дней ходили фанфаронами, под впечатлением увиденного и услышанного: перестройка у людей!

Украине тогда ничем было похвалиться, выглядели мы затурканными хуторянами. Щербицкий со своим Политбюро, казалось, крепко удерживали штурвал власти.

Вспоминаю, ехали на поезде, не отрываясь от репродукторов, чтобы не пропустить ни одного слова трансляции очередного съезда народных депутатов, как вдруг что-то затрещало, зашипело, выключилось, воцарилась тишина, пока полусонный, флегматичный голос знакомой дикторши интонацией актрисы провинциального театра объявил: "А теперь послушайте украинские эстрадные мелодии".

Итак, проехали Хутор-Михайловский. Оставалось только покориться, и еще раз убедиться в том, что, как говорил любимый университетский преподаватель (тоже, кстати, отчаянный "неформал" – за что и выгнали) – любой парижский таксист в сто раз остроумнее чем вся украинская эстрада вместе взятая.

Кто бы мог тогда подумать, что за каких-то без малого два десятка лет все так поменяется, и уже московский диктор будет перерывать преисполненную драматизмом трансляцию из украинского парламента, предлагая "концерт балалаек" под наш дружный хохот.

Все тот же Хутор-Михайловский проехали, господа. Когда-то Станкевич – один из первых московских неформалов – прежде чем уйти в политическое небытие, призывая к единству, повторил классическое: "демократы всегда объединяются за пять минут до расстрела. Тогда прощают друг другу все обиды, обнимаются и спокойно встречают пулю в лоб".

Я часто думаю: куда они все подевались, в какие щели позалазили, в какие норы попрятали свои головы под внимательным кагебистским взглядом Путина и К? Спросил одного "оппозиционного лидера" на презентации его книжки об украинской помаранчевой революции.

Он, кажется, в Киеве чаще бывает, чем в белокаменной, и услышал в ответ: "Ничего, ребята, скоро и у вас так будет, годика через два-три".

Тогда подумал, что этот, по всему видно, совсем не бедный господин, который так комфортно чувствует себя на киевских политтусовках, давно уже работает на ФСБ, как и некоторые украинские нардепы.

Вскоре пришел к другому выводу: вероятно, завидно ему. Ведь Москва, Россия, в плане подавления любой попытки свободной мысли и притеснения прав человека, переплюнула Советский Союз, где так свободно дышалось каждому человеку.

Поделился наблюдениями с коллегой. А он мне: "И это счастьем будет, если года два-три понадобится, чтобы их наследовать. Хуже, если десяток. Тогда наши дети с пепелища будут начинать".

"Ты что же, говорю, – хочешь, чтобы и мы так жили, когда на Красной площади можно только одно крикнуть: Буш – дурак!?" – "Кричи, что угодно – не поможет. Хвастаешься, что живешь в демократической стране, имеешь право выбора? Ну и что? Никита Хрущов когда-то разъяснил американцам, что весь их демократический выбор лежит в пределах между ишаком и слоном – эмблемами демократической и республиканской партий. Кого же мы, такие умные и демократические, избрали? Ющенко и Черновецкого? Значит, их мы и достойны".

Как обычно, спор продолжался долго, и каждый остался при своем. И все же я подумал, что оппонент в чем-то прав. Действительно, чем мы можем сегодня гордиться? Последствиями помаранчевой революции? Как не крути, сейчас Ющенко со своим секретариатом превзошел в мастерстве интриг, коррупции и лицемерия своего предшественника с его администрацией.

Здесь и за примерами далеко ходить не надо. Только попытка принять новую Конституцию под себя, в обход парламенту, чего достойна. А каким демократом был, верней казался, тогда на Майдане, как ему люди верили! И как теперь клянут и смеются, когда подхалимы и холуи из президентского окружения стараются на второй срок пропихнуть.

Это вам ничего не напоминает? Никакое дежа вю не просматривается? Помните, когда Конституционный Суд, печальноизвестный своей объективностью, смог доказать, что один президентский срок плюс еще один равняется... один?

Как же могло произойти, что властитель мыслей и известный демократ, который так беспокоится о судьбе нации, скатился на тот же путь человеческого позора и презрения, против которых сам недавно так упорно, горячо и откровенно выступал?

"Даю вам честное слово, уважаемая община, которая никогда, ни при каких условиях...". И так далее, и потому подобное. Коллега, в разгар нашего спора, сказал, что те широко разрекламированные "Десять шагов навстречу людям" превратились на "Десять шагов навстречу мафии". Может, и перегнул, но по-сути...

Какие еще "достижения" ющенковой демократии? Вспоминают незлым тихим словом принудительную украинизацию телепространства и намерение так называемого дублирования иностранных фильмов. Если бы специально кто-то решил бы расширить трещину, образовавшуюся благодаря стараниям российских политтехнологів, поделив пополам Украину, другого бы не придумал.

А насильственная "НАТОлизация" общества? Неужели и эта проблема, внезапно появившаяся исключительно благодаря стараниям действующего президента, способствует согласию и утверждению гражданского покоя в и без того чрезмерно политизированном обществе?

Кто надоумил, какой умник? И без того незавидный рейтинг популярности гаранта опустился на самый низ.

"Свобода слова", которая долго была одним из любимых аргументов Банковой, щитом от всех нападок, сдулась, как шарик, проткнутый иголкой. Гигантская лавина лжи и заказных материалов, которая залила буквально по уши почти все издания и телепрограммы, особенно в связи с выборами в Киеве, засвидетельствовали абсолютную продажность печатной прессы и джинсовой телевизии.

Тщетно искать в них хоть бы слово правды – ложь уверенно послала ее в нокаут и торжествует оптом и в розницу. Утверждение о том, что коррупция пленила все сферы жизни, стало общепринятым штампом. "Украина – от слова украсть...".

Все это красноречивое свидетельство, что пациент (читай – страна) скорее мертв, чем жив. Что-то не в порядке в самой системе нашего выбора, не работает она, как мы на это надеялись, выбрасывая каждый раз из избирательного лохотрона каждого следующего избранника, худшего чем предшественник.

Это напоминает матрешкин эффект: снимаешь большую – за ней маленькая, потом – меньше, еще и еще, потом вообще мелочь, не достойная ни внимания, ни почета.

Особенно поражает, как они все ползают перед Черновецким, на самом лице которого без переводчика читаются признаки многих мелких и крупных афер. У Омельченко глаза бегали по орбите, как кони в цирке по кругу, у этого субчика – голова настроенная наподобие электронных счетов, – сколько чужого добра можно безнаказанно присвоить – миллионы и миллиарды вылетают, как из кассового аппарата.

Властитель киевских земель! Как ловко он подобрал их, другим хапугам на зависть. Взял за бесценок, теперь продает по "рыночным ценам". Не беда, что не оратор, зато ворует как!

Постепенно сомнения рассеиваются, как утренний туман, обрисовывается гигантским монстром огромный вопросительный знак: как мы таких проходимцев могли избрать? И где гарантия, что не будет ошибки в следующий раз? И, может та женщина, вся в белом, как раз и станет последним нашим выбором в так называемых демократических условиях?

А потом сама уже будет назначать, из своих же достойников, поочередно? С той лишь разницей, что секта Черновецкого в конце концов уступит место секте Турчинова. Вот праздник будет, будем радоваться, потому что глупенькие. Об этом, кстати, люди в транспорте сегодня говорят. Правда, те, о ком идет речь, общественным транспортом, понятное дело, не пользуются.

И правильно делают – так лучше и для нас, и для них.

Владимир Кулеба, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде