Котлета по-страсбургски [ВИДЕО]

Четверг, 17 апреля 2008, 19:52

Страсбург–2008 может стать одним из поворотных пунктов в политической карьере Юлии Тимошенко. Она использовала трибуну во Дворце Европы для провозглашения новой повестки дня украинской политики на ближайшие месяцы. Итак, Тимошенко созывает альтернативный к Ющенко Конституционный "крестовый поход".

Вопреки посредственному влиянию Совета Европы на глобальные процессы в мире, право выступления на этой трибуне является своеобразным признанием для украинских политиков.

В январе 2005 года Ющенко приехал в Совет Европы на третий день своего президентства и пообещал раскрыть убийство Георгия Гонгадзе. Год назад Виктор Янукович надеялся взять Совет Европы союзником в борьбе с досрочными выборами. Теперь впервые на арену была приглашена Тимошенко. Это ее дебют – до сих пор она не выступала в заграничных парламентах или на сессиях международных организаций.

По традиции, по случаю приезда Тимошенко европейское издательство филателистов подготовило конверт, где изобразило украинского премьера рядом с немецким канцлером Ангелой Меркель, которая произносила речь за день до Тимошенко.

При сравнении выступлений этих двух женщин видно, насколько отличаются форматы украинской и немецкой политики. Тимошенко так и не смогла выйти за рамки отечественных проблем. Если Тимошенко и провозглашала что-то с позиции общеевропейской платформы, то в этот момент только зачитывала написанные для нее абзацы, не задумываясь над сказанным. Тогда как Меркель говорила с позиции человека, для которого Европа является ежедневным интересом.

Тимошенко прибыла в Страсбург во вторник вечером, для нее были забронированы апартаменты в отеле "Софитель".

Обычно на входе в отель высоких гостей встречает управляющий. Но в данном случае все происходило очень неформатно. Кортеж, которым должна была прибыть украинский премьер, уже ждал депутат Владимир Вечерко из Партии регионов, который также является делегатом ПАСЕ. Он был одет в свитер и поселился в том же отеле что и Тимошенко.

Увидев знакомое лицо, Тимошенко удивилась.

– Я рада вас видеть. Что вы здесь делаете? – сказала Тимошенко, протягивая руку депутату.

– Я слышал, что завтра здесь будет выступать Юлия Владимировна, – начал приплясывать вокруг Тимошенко регионал, заглядывая ей в глаза.

Было очевидно, что депутат решил воспользоваться выездом премьера за границу Украины, чтобы перехватить ее на нейтральной территории для решения личных вопросов.

– У меня есть информация специально для вас. Хочу, чтобы вы мне выделили время переговорить, – попросил Вечерко, обращаясь к Тимошенко.

В конце концов, на второй день они действительно встретились, но выглядело все это грустно. Сложно представить, например, чтобы депутат оппозиционной во Франции соцпартии поселился в том же отеле, где будет жить Саркози, чтобы попробовать решить с ним частные вопросы.

Единственным мероприятием первого дня у Тимошенко был ужин со своей новой советницей Ханне Северинсен. Стол сервировали прямо в апартаментах украинского премьера.

Решение взять в советники Северинсен показало способность Тимошенко просчитывать игру заведомо. Северинсен 24 года была депутатом датского парламента, но решила прекратить политическую карьеру, вместе с тем утратив и мандат делегата ПАСЕ.

Однако авторитет Северинсен среди участников ПАСЕ безоговорочный. Похоже, Тимошенко с каждым месяцем будет требовать все больше поддержки Совета Европы. Украинский премьер хочет привлечь эту международную организацию в союзники – при воплощении планов о внесении изменений в Конституцию.

Кроме того, Северинсен и Тимошенко связывает давняя история. Датчанка оказала большую услугу оппозиционному украинскому политику в марте 2001 года, посетив ее в клинике, куда Тимошенко попала после ареста, и где ее арестовали повторно. Своим присутствием в больнице Северинсен словно взяла Тимошенко под международный протекторат.

В конце концов, в брошюрах протокольного отдела Кабмина, подготовленных к визиту в Страсбург, Северинсен вообще фигурировал как член официальной делегации, хотя прилетела она отдельно от премьера.

На следующее утро российская делегация с нетерпением ждала появления Тимошенко в Совете Европы, надеясь загнать ее в угол своими вопросами. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов с раскрасневшимся лицом ходил по кулуарам.

– У Тимошенко есть шансы стать президентом, она – энергичная личность. А я хочу дружить с Украиной и не хочу, чтобы она попала при Тимошенко в НАТО, – поделился Зюганов темой, которую он бы хотел поднять в своем вопросе.

Но он, как и большинство присутствующих, не представлял, что у Тимошенко совсем другие намерения относительно должности президента.

Зато, похоже, украинский премьер на протяжении ужина с Северинсен поделилась с ней секретом своих настоящих политических планов.

– Вы думаете, она хочет быть президентом? – спросила "Украинская правда" Северинсен, которая вышла на крыльцо Дворца Европы встречать Тимошенко.

– Думаю, Юлия хочет быть не президентом, а премьер-министром с сильными полномочиями, – ответила она.

Тимошенко по прибытии в Совет Европы ждала традиционная процедура – запись в книге почетных гостей. Как известно, в прошлом году здесь произошла целая серия конфузов. Виктор Янукович свои пожелания переписал из шпаргалки, при этом сделав несколько ошибок. А Тимошенко эту историю хорошо знала, поскольку во время выборов неоднократно на митингах насмехалась над своим оппонентом и его грамматикой.

Теперь испытание настало перед самой Тимошенко. Она наклонилась над столом под вспышкой фотокамер и написала: "Совет Европы является мощным генератором духа свободы, верховенства права для всего мира. Удачи!".

Тимошенко не повторяла ошибки Януковича. Фото Александра Прокопенко и "Украинской правды"

Получилось не так плохо, как могло быть, но вместо русизма "удачи" более гармонично выглядело бы пожелание "щасти".

На протяжении выступления Тимошенко зал Совета Европы выглядел заполненным на половину, хотя обычно принимает участие в заседаниях только каждый пятый делегат.

Тимошенко начала выступление, зачитав с листов формальные благодарности хозяевам и высказав комплименты Совету Европы. Однако почти сразу она отложила бумаги и начала говорить без подсказок.

Выступление Тимошенко, на первый взгляд, было построено в ее традиционном стиле. Однако, читая между строк, можно было узнать много нового.

Как и следовало ожидать, Тимошенко выступила перед присутствующими как продолжатель идей Майдана. Однако здесь же премьер сделала распределение – она является борцом за идеалы революции, тогда как рядом находятся люди, которые мешают воплощению этих принципов в жизнь.

– Помаранчевая революция была только началом преобразований. За свободу после помаранчевой революции нам пришлось бороться не раз, и эта борьба продолжается и сегодня.

– Досрочные выборы привели в правительство ту команду, которую хотел видеть народ. Но достаточно ли было этих выборов, чтобы реформы продвигались быстро? Как оказалось, нет! – снова Тимошенко провела черту между "своими" и "чужими".

Постепенно Тимошенко подбиралась к своему главному месседжу.

– В Украине есть еще один вызов – вызов, рожденный поспешными изменениями в Конституцию.

Потом Тимошенко назвала причину – "это смешение функций между президентской и исполнительной ветками власти".

Сознательно или нет, но Тимошенко применила некорректное формулирование. В Украине не существует президентской ветки власти – президент официально является главой государства и находится над всеми ветками власти: законодательной, исполнительной и судебной.

– В Украине сегодня пришло время менять Конституцию, – провозгласила Тимошенко, обращаясь к залу, в котором мало кто разбирался, в чем же особенности украинской политики. – Пора делать Конституцию сбалансированной, гармоничной, отвечающей европейским принципам.

– Поэтому и президент, и парламент, и все политические силы без исключения работают над такими изменениями в Конституцию.

Это утверждение можно смело отнести к разделу манипуляций, поскольку перечисленные ею силы работают над кардинально разными изменениями в Конституцию. Ющенко пишет проект нового основного закона с усилением власти президента. Тимошенко же берет курс на парламентскую республику.

Потом Тимошенко принялась перечислять "ключевые позиции, которые надо менять в Украине".

По законам конспирации, главное сообщение она спрятала. Об идее сделать в Украине парламентскую республику она сказала словно между прочим, во вторую очередь.

– Нам нужно провести размежевание функций власти и сделать Украину традиционной парламентской республикой, как это исповедует опыт Европы, – сказала Тимошенко голосом, не выдававшим особые эмоции. Если бы кто-то из присутствующих не уловил суть сказанного в этот миг, он мог бы подумать, что ничего существенного он не пропустил.

Потом Тимошенко сообщила еще одну интересную новость. По ее словам, консультации относительно конституционных изменений "сегодня проходят успешно".

– Какие прогнозы? Конституция с изменениями будет принята. И это значит, что Украина пройдет еще один этап пути к демократии, – пообещала Тимошенко.

Позже на брифинге она даже сделала прогноз, что политреформа будет проведена "на протяжении года". Чтобы вложиться в сроки, изменения в Конституцию будут приниматься в первом чтении либо уже на текущей сессии, либо на следующей.

– Мне не надо вам объяснять, что у парламентской республики есть преимущества над любыми мощными монополизированными системами власти, – попробовала Тимошенко взять делегатов ПАСЕ в союзники.

Через несколько минут Тимошенко попросила Совет Европы продолжить "предоставлять помощь" в процессе изменений в Конституцию – как известно, у ПАСЕ есть механизмы чтобы затормозить конституционный процесс или дать ему зеленый свет.

– Я помню времена революции, когда мониторинговый комитет ПАСЕ был рядом с нами... Я помню работу двух мужественных женщин, госпожи Северинсен и госпожи Вольвенд, которые стояли вместе с нами на баррикадах, измеряли температуру украинского общества и вместе с ПАСЕ предоставляли помощь. Наше сотрудничество должно продолжаться, – призывала Тимошенко. Возможно, премьер хотела сделать приятное докладчицам, но она поставила под вопрос их незаангажированность.

Премьер продолжала закреплять за собой нишу главного борца с коррупцией в Украине. Среди инициатив Тимошенко – уже давно провозглашенная идея передать Счетную палату оппозиции, а также формирование Конституционного суда "без партийной принадлежности". Учитывая намерения каждого из лагерей переписать Конституцию под себя, борьба за КС начнется с новой силой.

Премьер также рассказала делегатам о приближении выборов президента в Украине, о программе "Контрабанда-стоп" и прочие вещи, далекие для большинства присутствующих. Обычно выступление в ПАСЕ стараются посвятить проблемам, которые беспокоят весь континент. Для Тимошенко же ПАСЕ было "байконуром" для старта новой внутриукраинской кампании.

Закончив выступление, Тимошенко перешла к ответам на вопросы делегатов ПАСЕ.

– Мадам, во-первых, вы можете сесть. Нет потребности постоянно стоять, – обратился к ей президент ПАСЕ де Пуч.

Тимошенко опустилась в кресло, но когда начала отвечать на вопросы, снова встала и уже больше не садилась.

Российские делегаты упрекали Тимошенко вопросами о НАТО и притеснении русского языка. Европейцы обвиняли в недемократичности нормы императивного мандата, на котором настаивает Тимошенко.

Впрочем, Тимошенко отвечала в традиционном стиле.

– Весь украинский политикум пришел к выводу, что пока должно быть такое ограничение – и переходить из фракции в фракцию невозможно, не потеряв мандат, – заявила Тимошенко.

Категоричность, с которой это сказала Тимошенко, заставляла задумываться над понятием "весь политикум". Ей хорошо известно, что значительная часть "Нашей Украины" выступает против императивного мандата, не говоря о Партии регионов.

Несколько представителей европейских стран ставили вопросы к Тимошенко явно по просьбе украинских оппозиционеров.

– Вот я думаю, почему вы идете на выборах в Киеве первым номером списка. И как вообще могли быть назначены выборы в Киеве, если судом не доказаны преступления мэра, – обратился к премьеру, демонстрируя знание украинских реалий, британский делегат Майкл Хенкок.

Тимошенко оппонирует Хенкоку. Фото А.Прокопенко

В зале произошло оживление.

– Я хотела посмотреть, с какой стороны эти аплодисменты, – обернулась Тимошенко. – Я вижу что частично и со стороны украинской делегации.

Тимошенко принялась уверять, что для проведения выборов в Киеве достаточно и того, что мэр "подозревается парламентом в проведении нечестных махинаций с землей".

– Выборы мэра Киева состоятся и, я уверена, наша команда будет среди победителей, – почему-то решила Тимошенко поведать европейским депутатам этот секрет.

Российский делегат Константин Косачев обрисовал ситуацию в Украине, будто зачитывал некролог.

– После помаранчевой революции происходит закрытие русскоязычных школ. В регионах, где у русскоязычных большинство, насильно вводят квоты на русскоязычные средства массовой информации. А в последнее время вообще начали закрываться кинотеатры, поскольку там запрещают показывать нетитрированные фильмы...

– А еще в Украине едят младенцев! – подхватила его тон Тимошенко. – Такие страсти нагнетать не надо! Наоборот, украинцы в Украине стали нацменьшинством после внедрения советской диктатуры.

Тимошенко рассказала, что ее семья тоже должна относиться к нацменьшинству, поскольку разговаривает на русском языке.

– Но моя семья чувствует себя счастливой, разговаривая на том языке, на котором ей удобно, – добавила Тимошенко. – И когда я говорю маме выучить украинский язык, она говорит, что уже пожилая, чтобы его учить, но она в душе украинка.

Так же Тимошенко преследовали вопросом НАТО – она высказала надежду, что в декабре Альянс определится, давать или нет Украине план действий по получению членства.

– Я могу абсолютно четко сказать: ни одна страна не может иметь право вето на избрание Украиной системы коллективной безопасности, – ответила она на российские попытки заблокировать ПДЧ.

Вместе с тем Тимошенко снова начала аппелировать к мифической системе европейской безопасности, которую она назвала "очень перспективным вариантом", а также о необходимости информационной кампании, которую до сих пор никто не начинал.

– Я хочу привести вопиющий пример, когда на одном из ток-шоу у борца против НАТО попросили расшифровать НАТО, и он не смог расшифровать. Это говорит о том, насколько в Украине нужна публичная дискуссия и хорошая информация, – сказала Тимошенко.

После закрытия утреннего заседания в кулуары вышел российский политолог Сергей Марков, который на последних выборах в Госдуму стал депутатом парламента и получил статус делегата ПАСЕ. Бурно жестикулируя, он поделился впечатлениями:

– Юлия Владимировна – яркий политик, который гарантировано будет лидером украинского государства. И вопрос только, когда она получит всю полноту власти. Тогда она не будет цяцкаться, как Ющенко или Янукович, с олигархами, - начал Марков рассыпаться в комплиментах, но потом изменил тон.

– Но складывается впечатление, что Тимошенко на Майдане чем-то заразилась. Она выступает, по привычке ей аплодируют, но правдивость сказанного вызывает сомнения. Ее прямо спрашивают: Вы так много раздаете обещаний, когда же все обещанное Вами произойдет?

В дальнейших мероприятиях в Страсбурге Тимошенко нового ничего не сообщила, а по-второму кругу затронула сказанное из трибуны ПАСЕ. 

Фото А.Прокопенко

Своим выступлением на Ассамблее Тимошенко перешла черту в отношениях с Ющенко, которую на Банковой относительно ее пересекли намного раньше.

Фактически Тимошенко становится локомотивом процесса, направленного на ликвидацию Виктора Ющенко как политика, и создание двухпартийной системы. В прямом политическом противостоянии Ющенко обречен проигрывать Тимошенко, его шанс – это выборы президента, где, по договоренности он вышел во второй тур с заведомо проигрышным соперником.

На сессии ПАСЕ Тимошенко прямо назвала цену такой уступки – ослабление президента и усиление главы правительства.

Интересно, что еще месяц назад Нестор Шуфрич намекал на планы Тимошенко: "В моем понимании, у Ющенко был единственный шанс – это закрепить в Конституции полномочия премьер-министра и убедить Тимошенко не идти на выборы президента".

Очевидным партнером Тимошенко в этом есть Партия регионов, также заинтересованная поделить лужайку на двух. Другое дело, что Тимошенко три года назад выступала против парламентской республики как ячейки олигархии, а сейчас изменила свои взгляды.

Собственно, игра в парламентскую республику уже сегодня может восприниматься "Нашей Украиной" как нарушение коалиционных договоренностей, поскольку там предполагалось усиление полномочий президента.

Банковая считает, что Тимошенко сознательно провоцирует распад коалиции, чтобы быть отправленной в отставку, пока экономический кризис не начал гасить ее рейтинг. Сама Тимошенко пошутила, что ее правительство собирается работать ближайшие 10-15 лет, поэтому такие разговоры не отвечают ее намерениям.

На самом деле то, чем занимается Тимошенко, на технологическом языке называется "ломать формат". Например, когда ее будут упрекать газовыми проблемами, она будет отвечать о необходимости европейской модели распределения полномочий. Когда ей будут предъявлять обвинение в инфляции, она будет говорить об усилении правительства, чтобы оно могло нести ответственность напрямую перед избирателем. И так далее.

А тот факт, что свое политическое заявление Тимошенко объявила в Страсбурге, закрывает ей пути для отступления. Тимошенко не оставила себе другого сценария, как бороться за парламентскую республику. Самое интересное случится, когда будут очевидны ее союзники в этом процессе.

Поездка журналиста "Украинской правды" в Страсбург организована за средства Совета Европы

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде