Вся президентская рать…

Пятница, 2 мая 2008, 19:25

Иногда в политике достаточно одного сногсшибательного шага, неожиданного заявления на грани парадоксальности, неожиданного поступка, чтобы преломить ситуацию, смешать все карты и перехватить инициативу.

Случилось так, что после чуть ли не первого обширного интервью известного своей скрытностью Коломойского, в котором олигарх признался, что он является фанатом Виктора Ющенко, лед тронулся.

Возможно, совпало во времени, элементарно совпало, но констатируем: именно апрель стал месяцем, когда приближенные к президенту политические силы начали доказывать друг другу, а больше всего самому гаранту, свою незаменимость и преданность.

И если раньше, за исключением верного президентского Санчо Пансо из своего секретариата, Ющенко, в сущности, мало на кого мог действительно рассчитывать, теперь ряды его политических сторонников довольно неожиданно начали возрастать.

Впрочем, ни в коем случае не претендуем на точку отсчета – вполне возможно, что таким поводом стало не высказывание Коломойского, а, скажем, трещина, образовавшаяся после внезапного и совсем неожиданного заявления Юлии Тимошенко об Украине как парламентской республике.

И уже на этом фоне – обострение конституционного кризиса. А конфликт вокруг Фонда Госимущества и приватизации Одесского припортового совсем сорвал маски из ведущих политических игроков, заставив их конкретно определяться и занять четко регламентированную позицию – президентская или премьерская сторона баррикад.

Причем, отдельные из них – как например возглавляемые Вячеславом Кириленко и Юрием Луценко – получили хороший шанс не только продемонстрировать президенту свою суперлояльность, но и оттереть Виктора Балогу, который, набив оскомину византийскими интригами в президентском окружении, монополизировал не только информационные потоки, но и доступ к телу.

Первым, кто прагматично и демонстративно воспользовался представленной возможностью, стал лидер фракции НУНС, которого небезосновательно подозревали в пробютовских настроениях еще со времен невыносимо продолжительных родов так называемой демократической коалиции.

Прельстившись должностью спикера, Вячеслав Кириленко продолжительное время не только шел сам в фарватере политической линии БЮТ, но и направил туда большинство фракции.

Тогда, с подачи руководителя секретариата, к сведению президента был доведен следующий факт: якобы Кириленко в сопровождении Тимошенко наведывался в еще пустой кабинет председателя Верховной Рады, чтобы "примерять" на себя спикерское кресло.

Как известно, Виктор Ющенко обладает очень чувствительной и крайне впечатлительной психикой. Он может забыть, простить, казалось бы, немыслимые поступки и стратегические просчеты как друзей, так и врагов, когда их можно объяснить определенными объективными обстоятельствами, неопытностью, наконец, низким профессионализмом.

Тем не менее, гарант никогда не простит коварной двуликости, наглой измены, действий, которые не корреспондируются с созданными собственноручно моральными предрассудками. Итак, Вячеславу Кириленко, как и Юрию Луценко, придется еще долго избавляться от последствий "бютовского затемнения". Хотя оба в последнее время как раз в этом довольно успешны.

Никогда раньше лидер фракции НУНС не позволял себе такой резкой, на грани митинговости, риторики относительно партнеров по коалиции, как после заявления о возможном переходе к парламентской форме правления.

Не остановила его и фраза Тимошенко, сказанная во время разбора полетов на общем собрании коалиции, о рейтинге президента, который, якобы, перешел критическую точку сползания и стал неподъемным.

Кириленко, подхватив эстафету безапелляционности, обвинил "БЮТ, регионалов и коммунистов в желании отобрать полномочия у президента и передать их партийным фракциям парламента и какому-то канцлеру".

На практике, считает он, это значит "создание системы коллективной безответственности и всевластия парламентско-олигархических кланов". Ликвидация института президентства, по мнению Вячеслава Кириленко, угрожает Украине потерей суверенитета и территориальной целостности Украины.

О том, что лидер НУНС теоретик, мягко говоря, недостаточно подготовленный, известно давно и всем. И он, похоже, из-за этого не очень переживает, главное для него сейчас совсем другое – показать президенту, что он, как и когда-то, на заре помаранчевой революции, стопроцентно предан только Ющенко, а обвинения в перекрашенности и симпатии к "белосердечным" – только слухи, запущенные Балогой и другими недругами.

Как уже отмечалось, президент – человек, способный простить заблудшую овцу, да и руководителю секретариата нечего делить с Кириленко – не та весовая категория. Значит, как заведено у такого рода компаниях, отступнику дается последний шанс.

В нашем случае – положить к ногам гаранта 37 штыков – именно столько нужно для переформатирования коалиции. А необходимость этого сейчас не вызывает никаких сомнений после того, как Тимошенко пошла ва-банк и фактически спровоцировала сдачу премьерской должности.

Обычно, очередь кандидатов в премьеры выстраивалась "еще с ночи" – в ней немало почтенных лиц – это и Балога, и Богатирева, и Ехануров, и Хорошковский, и, понятное дело, Янукович. Не хватает только последнего штриха – депутатов, которые проголосовали бы за новую коалицию.

Потому-то и заигрывают сегодня на Банковой не только с Кириленко, но и с Луценко – без них ни один Яценюк не поможет. Поэтому и праздники для них – не праздники, поскольку приходится "зачищать" ситуацию.

А пока нужное количество желающих не удалось загнать в новую политическую резервацию, Ющенко приходится молча выслушивать досадные обвинения Тимошенко в том, что президент проводит антиукраинскую деятельность, за что народ может показать ему красную карточку.

Ответить на уровне "сама дуреха!" можно, но сделать ничего не удастся, голосов не хватает в родной "пропрезидентской" фракции. Пока, по крайней мере, не хватает.

Эти голоса охотно мог бы дать еще один "тимошенковец" – Луценко, контролирующий 8 депутатов от "Народной Самообороны". В последнее время создается впечатление, что Юрий Луценко постепенно "отчаливает" от берега Тимошенко и дрейфует в сторону Ющенко, довольно прозрачно намекая президенту на свою лояльность.

Самый выразительный пример – поездка в Донецк под маркой участия в конференции "С любовью и заботой к детям" вместо заседания Кабмина. Кстати, этот вояж много испортил крови и нервов, засвидетельствовал неуверенность и внутреннюю суету когда-то бравого и безоглядно решительного Луценко.

Немало изданий поместили фото горячего объятия министра с Ахметовым и рукопожатия с Колесниковым. Тем не менее, наверное, не только в Донецке, но и на Банковой не спешат поверить в искренность этих маневров, не безосновательно подозревая амбициозного политика в желании сыграть собственную игру на костях секретариата.

Анализируя, например, похвальное высказывание министра МВД о президентской версии создания Антикоррупционного бюро, на Банковой понимают, что Луценко постепенно теряет интерес и вкус к работе в доверенной ему области.

Укажем в скобках: такой интерес у него нивелируется с каждой новой попыткой хоть как-то реформировать коррумпированную и прогнившую сверху до низов систему МВД. Особенно рельефно это проявилось, когда широко разрекламированная коллегия с участием президента свелась – с подачи дуэта Балога-Яценюк – к поиску виновного в манипуляции "средним пальцем".

Не удовлетворили Банковую и предложения Луценко о замене генпрокурора, а пакет (около 20) законопроектов относительно реформирования МВД, разработанных Геннадием Москалем, оказался заблокированными той же связкой Балога-Яценюк.

Итак, Луценко прекрасно понимает: самый лучший способ сохранить себя в политике – соскочить с "подножного корма" МВД на более перспективный для воплощения своей мечты в реальность, участок. Мечта известна и банальна – хочет человек стать президентом, возглавить страну.

В ситуации, в которой Луценко оказался сейчас, самый подходящий вариант – прорыв в Киевсовет во главе блока НУНС, спонсорами которого выступают Жвания и Мартыненко.

Основные лозунги кандидатов, возглавляемых Луценко, не раз испытанные декларации о тотальном контроле над всеми действиями Киевсовета силами министра МВД – будущего руководителя фракции.

Все бы ничего, если бы не стойкая аллергия киевлян на словосочетание "Наша Украина" и неприятная оскомина от потасовки с Черновецким, которому сегодня симпатизирует немалый сегмент столичного электората.

Тем не менее, ничего иного Луценко сейчас не остается. Он прекрасно сознает, что корпорация "Балога энд компани" уже приготовили ему подарок от лица президента.

Ему предложили создать партию на основе "Народной Самообороны". Собственно, идею инициировал он сам, однако на Банковой ее удачно "вписали" в общую стратегию "Ющенко-2".

Эта политическая структура, по расчету секретариата, должна отбирать голоса у БЮТ, поскольку "пасется" на одном с ним электоральном поле. Итак, успешный поход в Киевсовет избавит Луценко от лишней головной боли.

Идея некого политического монстра с двумя крыльями-партиями, одной из которых выступит "Наша Украина", другой – партия, которую до определенного времени называли условно "Икс", похоже, воплощается в реальность.

Вторым крылом, конечно, не судилось стать луценковой "Самообороне". Этот хитроумный ход Банковой рассчитан, прежде всего, на нейтрализацию самого Луценко: чем бы дитя не игралось, пусть только под ногами не путается, ждет, пока не позовут.

Почетная миссия "второго крыла" отводится же, конечно, "Единому Центру", который, с легкой руки Тимошенко, называют просто и понятно "Ец".

Говорят, что кроме херсонского губернатора Бориса Силенкова, в состав "технологического проекта" секретариата дало согласие войти не только определенное количество мэров, но и губернаторов, что, бесспорно, усилит админресурс политической силы, но не факт, что окажет нужное и ожидаемое влияние непосредственно на избирателей.

Кроме очередной когорты "добровольцев ющенковского призыва", о чем победно отрапортовали и самому гаранту, и в СМИ, в состав "ЕЦ" "вливают" так называемые маргинальные, карликовые партии типа ХДПУ Журавского и Христианско-либеральной Черновецкого, РХП Поровского, НДП Супрун (кандидатура рассматривается секретариатом на должность губернатора Запорожской области) и прочие.

Что из этого получится – неизвестно, ведь микроскопический рейтинг этих политических единиц вряд ли вырастет, если даже формально считать количество членов. Как метко высказался один политтехнолог, единица, умноженная на ноль, всегда ноль и принесет.

В конце концов, в битве за Киев президентские силы выступают не только распыленными, но и в условиях строгой конспирации, чуть ли не подполья. Здесь ставки сделаны прежде всего на Черновецкого и блок Кличко, в состав последнего вошли ставленники не только секретариата, но и близкие к семье президента.

Тем не менее, в ситуации, которая сложилась, поддерживать своих возможных партнеров на Банковой вынуждены шепотом, намеками, описаниями – если киевляне об этом узнают, запросто могут отказать им в доверии и дать, как говорил один классик, "отлуп". Некий "секрет Полишинеля" получается...

Владимир Кулеба, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде