Накануне 8 марта: откровенно о роли женщин в политике

3032 просмотра
Четверг, 07 марта 2019, 15:00
Оксана Чепижко Оксана Чепижко
сооснователь ОО "Re:Старт", исполнительный директор "Ассоциации защиты банков"

Так совпало, что через три недели после Международного женского дня украинцы будут выбирать президента. Чем не повод поговорить о роли женщин в нашей политике?

Сначала немного статистики. Согласно данным портала открытых данных Верховной Рады, в ВР нынешнего созыва примерно 12% женщин. Это больше, чем раньше (9%), но почти в два раза меньше среднемирового показателя (24%).

С влиянием женщин на принятие политических решений дела обстоят еще хуже. Согласно Global Gender Gap Index-2018 от Мирового банка, Украина занимает 97 место среди 149 стран. И это несмотря на гендерную квоту в 30%, которую на прошлых парламентских выборах так и не выполнили 20 партий из 29, участвовавших в гонке.

Если спуститься с национального уровня на местный, ситуация может показаться не столь печальной. По итогам местных выборов 2015 года в областных советах женщин-депутатов 15%, а в городских – чуть больше 18%.

Выходит, положительные изменения начинаются "снизу"? Как говорится, не всё так однозначно.

"Национальные особенности" участия наших женщин в политической жизни могут многое рассказать не только о гендерных стереотипах, но и, собственно, о самой политике. Со всеми её постсоветскими "искажениями" и, как следствие, двойной дискриминацией женщин.

Почему в местных советах женщин стабильно больше, чем в главном законодательном органе страны? Потому что партии предпочитают "отдавать" женщинам-кандидатам менее престижные места.

Общая закономерность такова: там, где, речь идёт о "ресурсных" должностях, принято апеллировать к политической целесообразности (что бы это не значило). Там, где место "не прокормит" – можно сыграть по правилам.

Возможно, чтобы избежать давления партийного руководства, женщинам-политикам будет выгодней избирательная система с открытыми списками? Тоже не факт, ведь им придется соревноваться не только за голоса избирателей, но и за партийный рейтинг.

Кстати, есть и такая закономерность: если партия выступает против определенных групп населения и склонна в своей деятельности к дискриминации, количество женщин в её рядах тоже будет уменьшаться.

Правый разворот к консерватизму и "традиционным ценностям" актуализирует общественные предубеждения: мол, политика – не женское дело. Если женщина – это прежде всего "хранительница очага", значит, уход в "мужскую" сферу автоматически превращает её в "плохую" мать, жену, хозяйку…

Даже попав во власть, женщины сталкиваются с якобы "традиционным" делением на hard и soft политику. Грубо говоря, оборонка, инфраструктура и экономика – мужчинам. Образование, медицина и (возможно) социалка – женщинам.

Плюс "стеклянный потолок". Как бы там ни было, но в 21 веке сделать топ-карьеру в политике нашим женщинам по-прежнему намного сложней, чем мужчинам.

Помните, как одну из женщин-кандидатов на президентский пост называли "единственным мужчиной в украинской политике"? Казалось бы, комплимент. А на самом деле – сегрегация. Как будто женщина в политике – это заведомо "второй сорт" и, чтобы победить, она должна "стать" мужчиной.

Между тем, как свидетельствуют некоторые международные исследования, именно женщины способны привнести в публичную политику уникальные качества, которые в итоге сыграют роль "предохранителей" от нездоровых перекосов.

К примеру, женщины на 20% чаще, чем мужчины, вкладывают ресурсы в будущее – главным образом, образование и здоровье детей. В силу двойной нагрузки (работа плюс домашние обязанности) и, как следствие, привычки экономить время, они больше склонны к устойчивому развитию, а не достижению быстрых результатов. Другими словами, ищут системные ответы на вызовы, а не "рубят с плеча".

Реклама:
Парламенты, где женщин больше 40%, чаще принимают решения, которые способствуют инклюзивности, преодолению бедности, минимизации экологических рисков и "качественному" экономическому росту. Самые яркие примеры – парламенты Норвегии (в 2018 году – 41,4%) и Швеции (43,6%).

Правда, в этом вопросе существует еще один аспект – в некоторых странах, которые переживают непростые общественные процессы, либо конфликты, процент женщин в органах представительской власти достаточно высокий, (пример Руанды, Боливии, Никарагуа). К слову, это связано с желанием общества снизить градус напряжения.

Всё это – долгосрочные цели, которые у нас пока что стабильно проигрывают популистским обещаниям "снизить" и одновременно "поднять".

Поэтому участие женщин в принятии решений – не "вишенка на торте", а сверхактуальная задача для Украины.

Речь идёт не только о политике. Активных женщин-агентов изменений хватает и в бизнесе, и в журналистике, и в гражданском секторе.

Пришло время действовать?

Оксана Чепижко, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)