Украина. Революция 2.0?..

Понедельник, 6 февраля 2012, 14:25
Южноукраинский национальный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

Цивилизованный мир давно предпочитает вести войны не в физическом, а в информационном пространстве. И до поры Украина не входила в список этих стран.

Однако, недавний захват файлообменника Ex.ua заставил по-другому взглянуть на ситуацию в стране.

Во-первых, как показывают события, наша элита не была готова к ответным атакам на правительственные сайты.

Почему? Потому что наша элита – устаревшая. Так называемая "элита стали". Все, чем они владеют, находится в физическом мире. Методы борьбы, к которым они привыкли – так или иначе, связанны с физическим воздействием: запретить митинг, закрыть офис, разогнать протестующих.

Это все, на что они способны.

Во-вторых, наша элита столкнулась с новым, доселе неизвестным для нее явлением: его можно обозначить цитатой из обращения одного из нападавших на сайты правительства: "Просто объединяться надо не вокруг каких-то политических групп, а для конкретной цели".

И объединиться давно пора. Давно пора поменять социальные отношения между властью и народом. Что мешает? Мы видим протестные, почти революционные настроения: по лицам в метро, в супермаркете или стоя в очереди за оплатой коммунальных услуг...

Ведь что-то – мешает?

С одной стороны, изнутри, так сказать, украинцу мешают его национальные черты. Их много, но есть две основные: толерантность и индивидуализм.

В отличии, например, от европейского индивидуализма, в основе которого конкуренция и стремление к самореализации – наш выражается в желании спрятаться от проблем. В стремлении к самоизоляции.

Не лучше дело обстоит и с толерантностью, которая выражена в нежелании занимать какую-либо четкую позицию. А тем более, её отстаивать.

В сумме получаем пассивность. Нежелание в первую очередь менять что-то в себе, а затем что-то менять вокруг.

С другой стороны, есть и влияние извне, которое активно поддерживаются властью.

В нашей стране существует два заблуждения на счет революции, и вообще, насчет любого действия, направленного против режима:

Во-первых, что революция – это противозаконное действие.

"Элита стали" всячески пытается навязать свое мировоззрение. В том числе, и на революцию в целом. Революция в их понятии – нечто военизированное, кровопролитное, посягающее на конституционный строй. Потому и внушается мысль, что если, мол, захотите поиграть в "войнушки", то будете иметь дело с Уголовным кодексом.

С ним, понятное дело, как и с репрессивным аппаратом в целом, никто дела иметь не хочет. И это объяснимо: на протяжении многих лет украинцы видели и видят жертв репрессий. Даже Тимошенко, вон, посадили.

Второе заблуждение: без лидеров оппозиции – революции быть не может.

Конечно, ведь так проще контролировать оппозицию, как это сейчас происходит, например, с Тягнибоком.

Но тут придется вспомнить и о нашей пассивности, о которой уже шла речь, и о нашей, чего уж греха таить, трусости. Ведь нам так проще – когда кто-то берет за нас ответственность, когда кто-то становится "вожаком" и ведет за собой, когда кто-то дает готовые решения.

Поэтому и убеждают нас в том, что мы сами ничего не сможем. Чтобы даже и не пытались.

Но попытка все же осуществилась. И удачно.

Вопрос в другом: революция ли это? Не думаю. Скорее, восстание. Тогда, восстание против чего или кого?

Восстания бывают двух видов:

– восстание против того, от чего уже тошнит;

– и восстания против перспективы, восстание, приводимое в движение амбициями.

Первый вид восстаний может привести к разрушению ряда институтов, но не ведет к образованию некой новой системы взамен. Второй вид, наоборот, направлен как раз на создание новой системы институтов.

Я считаю, что хакерские атаки – являются восстанием первого вида. Пламенем, которое неожиданно вспыхнуло и быстро погасло. Да и сильно ли навредишь элите, просто отключив их сайты?

Так что, не стоит возлагать большие надежды на этих кибер-бойцов.

Однако есть и плюсы.

1. Битва с властью перешла на новый уровень – в информационное пространство, и стала вестись с помощью современных технологий.

2. Власть продемонстрировала, что не такая уж она всемогущая и непоколебимая.

Николай Песецкий, специально для УП