Новий шанс українського православ'я

Понеділок, 17 листопада 2014, 16:59

Вы говорите, все будет по-старому?

Нет. Все по-старому не будет.

Сейчас часто приходится слышать: мол, Майдан не принес никаких изменений стране. Нет. И Майдан, и последующая война привнесли целый ворох изменений.

Мы еще не полностью способны их оценить - они разрознены, разбросаны по разным сферам нашей жизни, проявляются в деталях, видны в мелочах. Но они есть. И в некоторых сферах они, как снежный ком, катящийся с горы, могут вызвать лавину.

Например, в церкви.

Сегодня определяется будущее украинского православия. За последние месяцы в церковной жизни Украины произошло сразу несколько знаковых событий. В основном, касающиеся изменения равновесия между Украинскими Православными Церквями Киевского и Московского патриархатов.

Последний трясет. Причины очевидны: в том ключе, в котором он привык жить, жить становится все сложнее.

Сохранение внутреннего единства и единства с Московским патриархатом было возможно, пока для прихожан, священников и епископов национальный вопрос не играл особой роли, а конфликт "Русского мира" с Украиной разворачивался в идейно-полемическом, а не в военном, ключе.

Сейчас так уже не получится. УПК МП идеологически разделена: часть ее активно придерживается пророссийских позиций, поддерживая ЛНР и ДНР.

Для иной части "не хотим поминать патриарха Московского" - уже принципиальный вопрос. И "буфер" между этими частями, в виде множества нейтрально настроенных священников и мирян, становится все меньше. Нужно принимать решение.

 Недавние выборы предстоятеля РПЦ показали: принимать решение не хочется. Была избрана стратегия "двадцать лет этот конфликт пересиживали и сейчас пересидим", воплощенная в митрополите Онуфрии - монахе, молитвеннике и человеке, принципиально дистанцирующемся от политико-идеологических разногласий. Отчаянная попытка крикнуть "я в домике!"

Мол, отстаньте от нас со своими разборками, у нас тут "ни эллина, ни иудея", мы за все хорошее и против всего плохого.

Не вышло.

В одних краях боевики натурально отжимают храмы у Киевского патриархата и других церквей и передают их УПЦ МП. Те от подарков отказываются, храмы идут под склады.

В других местах прихожане все настойчивее интересуются у батюшек, доколе в храме будет звучать имя патриарха Кирилла - апологета и одного из разработчиков концепции "Русского мира", под знаменами которого сейчас убивают детей этих прихожан.

В третьих – приходы и вовсе меняют юрисдикцию, переходя в Киевский патриархат. Иногда с батюшкой, иногда без, иногда с большим шумом, иногда довольно тихо. В четвертых местах батюшки, а иной раз и епископы, решают все-таки высказаться о политике - и придерживаются я прямо противоположных позиций. Это не та ситуация, которую можно пересидеть.

 Яркое подтверждение - события последней недели.

Первое из них - переход в Киевский патриархат общины в селе Бутин, что на Тернопольщине.

Дело не столько в самом переходе - он за последнее время не первый и не десятый.А в том, насколько цивилизованно его смогли оформить. Предыдущие конфликты заканчивались выяснением, какие прихожане в населенном пункте - община храма, а какие - не пойми кто, а московский патриархат, в свою очередь, обвинял киевских собратьев в храмовом "рейдерстве".

В этом же случае был проведен опрос селян со сбором подписей, а результаты - опубликовали в местных СМИ. После чего заявлять о незаконном отъеме или мошенничестве было уже сложно - село-то небольшое, подписи легко проверить.

 Если такую тактику возьмут на вооружение в других колеблющихся приходах - некоторые переходы могут пройти много проще, чем это представлялось ранее

Второе - открытое письмо общины Дмитриевского храма волынского села Вышнив предстоятелю УПЦ МП митрополиту Онуфрию. Не пожалейте времени, прочтите. Это демарш. Но демарш искренний, открытый, наболевший.

Это позиция очень многих прихожан МП, которых собственная церковь заставляет испытывать кризис идентичности, разрываясь между церковным и национальным самосознанием. Здесь и отказ обвинять Киевский патриархат в переходах приходов, и нежелание иметь что-то общее с патриархом Кириллом, и неприятие попыток противопоставления "бездуховного Запада" и "святой Руси", и критика молчания иерархов УПЦ, когда страна вопит от боли. 

Священноначалие УПЦ прямо призывают осудить террористов, поддержать крымских татар и навести порядок у себя дома.

Наконец, в письме есть ключевой абзац:

"Ми пам’ятаємо, що у листопаді 1991-го року воля переважної більшості ієрархів, кліриків, ченців та мирян, що представляли Собор УПЦ, була у тому, щоб випросити у Московської патріархії дарування автокефалії. Просимо Ваше Блаженство посприяти тому, аби прохання про дарування цілковитої самостійності нашій церкві було розглянуто Московським патріархатом, а за потреби і Вселенським патріархатом, якнайшвидше."

Остановимся на очень важном уточнении о Вселенском патриархате.

Впервые клирики Московского патриархата публично заявили о возможности решить вопрос Поместной Церкви, не спросив Москву.

Такая возможность, действительно, существует, и соответствует каноническому праву: передача Киевской митрополии от Вселенского патриархата Московскому происходила при очень спорных обстоятельствах и в данный момент отрицается самим Вселенским патриархатом.

Значит, в теории, украинское священноначалие имеет возможность обратиться за томосом об автокефалии (указом о предоставлении независимости) не только в Москву, но и в Константинополь. Или даже начать поминать патриарха Константинольского вместо Московского - хотя о таком шаге пока речь не идет.

Письмо написал простой сельский батюшка по имени Игорь Григоля. Но уже очень скоро под ним появились подписи других священников, известных церковных публицистов. Уж очень точно он выразил чаяния, которые они разделяют.

Письмо без рассмотрения не осталось. Хотя пока остается без реакции.

Третье важное событие - совместное заседание епископов трех церквей, прошедшее на днях в Ровно. По его итогам был подписан меморандум.

Председателю Ровненской ОГА Сергею Рыбачку удалось собрать под одной крышей руководителя Ровненской епархии УПЦ КП митрополита Илариона, руководителей Сарненской и Ровненской епархий УПЦ МП митрополитов Анатолия и Варфоломея, руководителя Ровненско-Волынской, а также Таврической епархий УАПЦ митрополита Макария, а также епископа Луцкого экзархата УГКЦ Иосафата.

При том, что на какое-то сближение православных церквей с УГКЦ рассчитывать вряд ли стоит (канонические противоречия), а УАПЦ сейчас переживает далеко не лучшие дни.

Интересно, скорее, присутствие за одним столом двух архиереев Московского патриахата и одного Киевского. И если митрополит Анатолий считается относительно либеральным, то митрополит Варфоломей, напротив, считается консерватором. Но он пришел на встречу.

И подписал итоговой меморандум. В котором единогласно осудили агрессию со стороны России, подтвердили устремление к созданию единой Поместной Церкви, осудили перехваты храмов друг у друга, но еще раз признали право церковных общин на самоопределение, и поэтому решили создать единую комиссию для решения подобных спорных вопросов. Это - круто.

Во-первых, непривычно уже то, что епископы Киевского и Московского патриархатов собрались вместе и сделали совместное заявление.

Во-вторых, это заявление включало в себя тот самый ключевой вопрос, который Московский патриархат всеми силами пытается обойти.

В-третьих, если комиссия таки будет создана и заработает, это даст отличный пример цивилизованного выяснения отношений остальным областям.

В-четвертых, епископы Московского патриархата не спросили санкции "центра" - то есть благословления митрополита Киевского Онуфрия.

Его, по сути, поставили перед фактом - во всяком случае, если верить заявлению самих епископов. Это некрасиво и неправильно с точки зрения субординации. Но это - сигнал. Если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе.

Если в руководстве УПЦ не хотят поднимать принципиальные для прихожан и многих священников вопросы - их поднимут в областях и разрешения не спросят. В конце концов, этим епископам служить на Волыни, а не в Киеве. И уж точно не в Москве.

Это собрание нельзя ни недооценивать, ни переоценивать. Понятно, что отчасти оно собрано политической волей руководства региона. Но уже сам факт того, что эта воля, в комбинации со стремлениями прихожан и мнением самих епископов, сумела пересилить субординацию, знаков.

Почему я считаю, что очень важно?

Потому что не вижу способа засунуть этого джинна обратно в бутылку.

Ни одна возможная реакция иерархов УПЦ МП не вернет ситуацию в то состояние, в котором она была до этого выступления и этого письма. Если отреагируют резко и гневно - спровоцируют бунт. А если отреагируют мягко или попытаются спустить все на тормозах - приободрят колеблющихся в других регионах.

Остается лишь одно: говорить. Проговорить эту больную тему и наконец-то определиться с вектором будущей идентичности своей Церкви, которая, как бы ни хотелось кому-то этого избежать, не может быть оторвана от идентичности ее народа.

Віктор Трегубов, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Як звати невідомого солдата?

Реформа БЕБ: чи зможе бізнес ефективніше захищатися від свавілля в судах?

"Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов'язаних осіб

Чому "Азов" досі не отримує західну зброю? 

Навіщо потрібен держреєстр осіб, які постраждали внаслідок агресії РФ

Чому бізнесу вигідно вкладати кошти в освіту та хто повинен контролювати ці інвестиції