Теорія і практика святкування, або Чому Інститут пам'яті - ні до чого

Субота, 29 липня 2017, 10:01

Воспоминание или отдых?

Уже не первый раз попадаются на глаза материалы о "реформации" праздничных дней (выходных) в стране. Их, оказывается, у нас в среднем на 2 дня больше, чем в развитых странах. При этом люди "в теме" ссылаются на историю, Институт памяти, декоммунизацию... 

Но никому не хочется взглянуть правде в глаза. Праздники – это не воспоминания того, что лежит в корне происхождения праздника. Это повод расслабиться и отдохнуть.

Это повод приурочить к выходным "гости", "шашлыки", "пивасик", "рыбалку", "Одессу", "Париж". И при этом, может, только прикованные к совку цепями вспоминают, что сегодня день трудящихся, а православные – что сегодня Троица, Рождество или Пасха. Хотя Троица и Пасха – это уже про правило "выпадение праздника на выходной день".

Скажите, много ли людей осталось, кто воевал и помнит 9 мая как свой праздник, к тому же учреждённый спустя почти два десятилетия от реального события?

А в Восьмом марта, как празднике феминизма, есть ли великий смысл в такой стране как Украина, где у женщин совершенно равные права, а в семейном законодательстве вообще присутствует положительная дискриминация мужчин?

День Независимости как национальный праздник отмечают только патриоты. Остальные пользуются им для "приклейки" к ближайшим выходным и взятия микроотпуска для поездки – от "на картошку" до "на Мальдивы".

14 октября, как праздник "пенки для бритья" вообще мало кто из женщин воспринимает. Память, в лучшем случае, по инерции просыпается на 23 февраля.

О Дне Конституции, хотя у него относительно длинная история, вообще не все граждане помнят. И только накануне восклицают по чужой наводке: "Ааа, так завтра выходной?"

С православными праздниками – вообще большой вопрос. Если церковь отделена от государства, а среднее количество православных, регулярно посещающих воскресную литургию, всего 5-7% от общего количества жителей Украины, – то возникает вопрос: почему праздники 5% процентов населения распространяются на остальные 95%? Да, ещё процентов 50 называют себя православными. Но, в лучшем случае, они ходят святить "паски", "воду" и "вербу", а в худшем "я украинец – значит, православный".

Но, вообще, если взять всех ревностных католиков, протестантов и неопротестантов разных деноминаций, то их будет ненамного меньше, чем православных. И почему им навязывается праздник, имеющий только смысловое отношение к их вере, а календарная привязка которого вообще выглядит неприемлемо?

Новый год празднуют не все, хотя это единственный праздник, который тянет на массовость и всенародность. Второе место делят День Независимости и 8 Марта.

И всё.

Остальное – повод "оттянуться".

Как лучше "оттягиваться"?

Какой смысл в воспоминаниях, а нередко – воспоминаниях, которые не имеют ко мне никакого отношения? Мы ценим в праздниках возможность отдохнуть.

Так давайте отдыхать!

Давайте сделаем "Дни шашлыка" – в мае, "День рыбака" – в августе, и "Дни грибника" – в сентябре. Это не прямое предложение. Воспринимайте это как идею.

Можно сделать "Неделю сиесты" в конце июня или июля, и Рождественские каникулы для всех, а не только для детей, с 25 декабря по 7 января, в крайнем случае, до 1 января. Это всё равно полумёртвый сезон почти во всем мире. Да и лучше, когда не нужно думать, с кем оставить ребёнка во время этих каникул, и чем он будет заниматься.

Вы скажете, много отдыхать – вредить экономике. Не волнуйтесь за экономику! Заводы не остановятся, коров будут доить и поить, и розница не упустит шанса заработать. Но для значительной части населения будет серьёзный повод отдохнуть.

Не стоит забывать, что многие работодатели не выполняют закон об отпусках, обеспечивая оплачиваемые дни в нужном количестве по закону. Часто работники имеют 5-15 дней оплачиваемого отпуска. И мирятся с этим ради сути работы или уровня её оплаты. А так – у них будут гарантированные выходные.

Кроме того, во всём мире растёт роботизация и производительность труда. У людей в развитых странах рождаются идеи о третьем выходном, и даже думают, куда его "приклеить": в пятницу, или в понедельник, или вообще в среду?

Встречаются рассуждения, что часть людей в очень недалёком будущем вообще могут перейти в касту системных безработных. Ибо безработица будет расти. Потому выходные только помогут гарантированно расслабиться и спланировать отдых не по принципу "когда работодатель даст добро", а когда сам человек, зная, что там точно выходные, сможет распорядиться своим отдыхом. И от осознания этого даже больше почувствовать себя отдохнувшим.

Какие выходные нам нужны?

Выходные, желательно, должны быть интернациональные. А то мы отдыхаем – а Америка работает. Потом Америка отдыхает, а наши финансы – без ориентиров.

Лучше, как с субботой и воскресеньем. Этого требует глобализация и здравый смысл.

Потому нужно оставить все наши принципы формирования сетки праздников. Это не декоммунизация улиц и городов, которые объективно существуют.

Праздники – это явление, которое можно и упразднить, и возродить, и перенести. И нужно подойти к нему прагматично и современно, а не в духе ветхой праздничной парадигмы о каких-то воспоминаниях.

Даже День Независимости имеет глубокий смысл лишь тогда, когда у людей есть повод к гордости за свою страну. А если её нет – то и праздник превращается в фарс ура-патриотов с выездом на шашлыки всех остальных.

И православие с его праздниками нельзя навязывать всей стране, хотя в них нет ничего плохого.

Из существующих – оставить Новый год и День Независимости. Последний в нынешних условиях российской агрессии приобретает важный смысл для гражданской инициализации.

А остальные я бы упразднил – и ввёл бы групповые календарно-твёрдые выходные с сохранением правила переноса субботы-воскресенья. Ну или сделал бы подвижные, с "приклейкой" к периоду между выходными.

И дополнительно – три периода выходных: рождественские каникулы 5-7 рабочих дней, майские – 5 рабочих дней первой полной недели мая, и дни сиесты – последние 5 рабочих дней июня или июля (жарко и там и там).

А все дни, приуроченные к различным событиям и воспоминаниям – выходными не делать. Кому надо, пусть тот и помнит. Остальных принуждать помнить не стоит.

Кстати, поглядев на наш "постмодерн в отдыхе", может, и остальной мир подтянется со временем. Ведь если прецедент удобен и практично оправдан, то не важно, кто его создал, Украина или США. Рациональное постепенно приживётся по чьей угодно инициативе.

P.S. О зеркальных гендерных праздниках – 14 октября и 8 Марта – поговорим отдельно. Особенно в свете того, что со следующего года женский день собираются лишить статуса выходного. Это больная тема, и она требует специального рассмотрения.

Вячеслав Король, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Убивчий популізм: що не так з тарифною політикою у водопровідній галузі

Як Данія інвестує в успіх України

Наслідки "яєчного скандалу": як минув перший рік роботи Антикорупційної ради при Міноборони

ДІЯ на експорт. Чим український GovTech приваблює закордонних партнерів

Справедливість, що шкодить. Які наслідки матиме рішення про "покарання" українців за кордоном

Коли запрацює еАкциз в Україні