Збигнев Бжезинский: "Украина должна показать своему младшему брату - России - пример политической культуры"

Среда, 14 ноября 2007, 13:12

Книга Збигнева Бжезинского "Большая шахматная доска" когда-то, наверное, впервые привлекла внимание к значению независимой Украины с точки зрения мировой геостратегии. Уже в 2003 году Бжезинский сравнил Украину со слоном, который совершает на шахматной доске движения вперед-назад и является важной фигурой, но не главной.

Сейчас предлагаем вашему вниманию взгляд господина Бжезинского на Украину образца 2007 года.

Это его выступление на восьмом очередном круглом столе "Украина на пути к созданию государства", в котором приняли участие видные политики и члены правительства из Украины, США и Европы.

Збигнев Бжезинский, бывший советник президента Дж. Картера и большой приятель независимой Украины, был одним из ключевых докладчиков на этом собрании.

Украина в роли "старшего брата"

Хочу начать с поздравления народа Украины с их политической зрелостью. Он еще раз доказал и показал, что у него есть политическая культура, и ему есть чем гордиться. У народа есть политическая культура, которая является частью общей политической культуры демократии – уметь согласиться, не быть согласным, остро дискутировать, политически поделиться, но оставаясь в рамках длительного конституционного процесса.

Все это признаки политической культуры демократии и, я думаю, что у украинского народа есть причины этим гордиться.

Вообще-то, Украина должна сказать своему младшему брату – России, чтобы та училась у нее политической культуре. Я вижу, кто-то улыбается: "Младший брат"? Однако Россия – на самом деле младший брат Украины, для тех, кто знает историю.

И политически Украина показала свою зрелость и способность находить компромисс, чего Россия еще не продемонстрировала.

Посмотрите на несколько последних президентских выборов. Есть очень простой тест на демократичность избирательных процессов. Если вы не знаете, кто выиграет, и если ваши прогнозы часто не исполняются, знайте, - это демократия.

Предусмотреть результаты президентских выборов в России – для меня не проблема. Я знаю результат. И вам это тоже о чем-то говорит.

Таким образом, младший брат должен научиться у своего старшего брата, и я считаю, мы – американцы – тоже должны кое-чему поучиться у украинцев.

Помню, когда родилось государство Украина, прогнозы касательно ее будущего были неутешительные – говорили, что Украина не выдержит испытание временем. Я помню некоторых очень компетентных аналитиков-интеллектуалов, которые нам доказывали, что Украина расколется на два государства, что страна, в сущности, нестабильная. Возможно, западная Украина (Галичина) и может провозгласить независимость, но остальная часть, наверное, нет.

Посмотрите на последние выборы. Все большая комплексность выбора. Тимошенко сделала ощутимый прорыв на востоке. Хоть и удивительно, но даже Янукович получил несколько голосов на западе, и страна все чаще голосует как одно целое.

Если хотите другой пример, посмотрите на короткий кризис с маленьким азовским островом Тузлой, который по какой-то особой логике Российская Федерация хотела включить в свою территорию, превращая его из острова в полуостров (со стороны Российской Федерации).

Помните, как отреагировали украинцы? Все-все, в том числе и президент Кучма возвратился из Бразилии и, стоя на берегах Тузлы, жестко провозгласил: "Это - украинская территория". И посмотрите на решение Рады. Кажется, что голосование было почти единогласным, если не полностью единогласным, включая коммунистов. Такое единодушие показало, что территориальная целостность Украины – незыблема.

Таким образом, мы знаем, что Украина является успешной как национальное государство. Украина будет существовать, и никаких сомнений в этом нет. Украина – это, бесспорно, часть европейского пейзажа, часть европейской политической культуры. Она это продемонстрировала.

Украина – часть европейской культуры и все, кто находятся в Киеве, даже с коротким визитом, видят многочисленные доказательства этого. Это стойкая реальность, к которой все должны привыкнуть, и в этом процессе – избавиться от невежества.

Когда Украина стала независимой, многие люди, в частности и в этой стране (США) не знали, что такое Украина и где она находится. К слову "Украина" часто прибавляли артикль "the".

Но сегодня все меняется. Важно, чтобы изменения происходили и в Украине. Я имею в виду нечто очень особенное. А именно: страна и нация становятся реальностью тогда, когда они обретают глубокое историческое самоосознание.

Это важно, так как страна без памяти, все равно, что человек без мозгов, без самосознания. Я был поражен этим несколько лет тому назад, когда приезжал в Киев и решил посетить Быковню, о которой, я уверен, большинство из вас знает.

Когда же я говорил с приближенным к Кучме чиновником, я понял, что он ничего не знал об этом. И я подозреваю, что много других украинцев в недавнем прошлом не имели ни единого представления о Быковне и не осознавали важности знать о таких вещах.

Вот почему решение Рады о геноциде – исторически и политически важно. Это поворотный пункт, это напоминает людям о вещах, которые произошли, о важности быть независимыми и быть ответственными за свою собственную страну.

В Украине именно это и происходит. Это все к лучшему, так как составляет неотъемлемую часть более сложных промышленных и финансовых вопросов, которые вы обсуждали в контексте связей Украины, Европы и ЕС.

Украина должна быть энергичная, процветающая, политически успешная Украина, она должна быть частью Европы, а Европа должна изменить свое видение Востока, чтобы понять, что границы Европы не заканчиваются речкой Буг.

Дело в том, что Европа – это динамическая реальность, но одновременно часть истории и культуры, и Украина является частью этой истории и культуры.

За ответственную и прозрачную политику

После последних выборов Украина имеет возможность снова показать свою политическую зрелость.

Я думаю, народ своим выбором показал, что Помаранчевая Революция положила конец вопросу: выдержит ли Украина испытание временем, или нет?

И хотя это произошло несколько лет назад, но теперь также важно показать политически зрелое лидерство. Это лидерство, руководство должно быть ответом на тот факт, что народ политически зрелый, и также, это означает, что у народа есть четкое понятие об ответственности и подотчетности за политические решения и политические программы.

Все понимание демократии – это понятие о соревновании программ и соревновании руководства, а потом - подотчетности и ответственности за руководство, которое не должно быть затуманенным, не должно быть скрытым, непрозрачным. Проблема ответственности и подотчетности должна быть четко определена.

И вот почему у президента Ющенко есть реальная возможность воплотить серьезную и эффективную систему ответственности и подотчетности, основанную на двух составляющих – большинстве и меньшинстве. Большинством может быть двухпартийна коалиция, это может быть даже частично широкая коалиция, если кто-то из оппозиции хочет быть частью большинства, но это может быть правительство, которое делает подотчетность и ответственность непрозрачными при помощи размывания программ и раздела между элитами, у которых есть альтернативные программы.

Такой недостаток порождает политический цинизм и создает впечатление "мы – нация", а "они – элита", и усиливает веру в то, что элита является коррумпированной и наживается на людях, и никогда не подотчетна народу.

Альтернативы, встроенные в такую систему руководства, – это важный аспект демократии, и у президента Ющенко есть возможность установить это: либо через двухпартийную коалицию, либо через формулу "две партии + коалиция", может, даже в очень размытом понимании - через частичную широкую коалицию, но точно не через полную большую коалицию (куда входят все партии), так как тогда смешиваются подотчетность и ответственность.

У премьер-министра Тимошенко есть возможность показать, что она является истинным национальным лидером, и подтверждение этому – ее большая поддержка на выборах. Она должна руководить таким образом, чтобы показать, что она не только предвыборный популист, но и ответственный национальный лидер, который может формировать политику на длительный период, без эмоций, но с обязательствами, с твердостью, и без мести, получая поддержку и крепкое уважение.

Она показала большой политический талант и является растущей звездой на украинском политическом небосклоне. Сейчас у нее есть возможность воплотить эти таланты в стойкое лидерство.

Предыдущий премьер-министр Янукович тоже может показать себя как ответственный оппозиционный лидер. Не как продиктованный большим соседом выбор, а как украинский национальный лидер, который принимает участие в общем прорыве Украины в Европу.

И он это показал, будучи премьер-министром, но, как говорят, "не попробуешь – не узнаешь", поэтому надо показать это обязательство не только словесно, находясь на должности, но и на практике, как оппозиционный лидер.

Как лидеру, Януковичу следует облегчить шаги Украины как возможного участника в более широком европейском проекте.

Нормальное европейское государство

Другими словами, у каждого из трех политических лидеров Украины есть теперь исторический шанс, историческая возможность доказать каждому, что Украина – не только национальный успех, но и страна, которая закрывает неминуемую пропасть между ней и Западом.

И эта пропасть – не вина украинцев, это следствие отсутствия свободы, отсутствия независимости, присутствия коммунизма столько десятилетий и покорения столетиями имперской системе. Если вы рассмотрите все причины этой пропасти, вы будете поражены тем, что эта пропасть такая маленькая.

И близок тот день, когда Украина станет полноправным участником европейского пространства.

Можно бесконечно говорить о проблемах, которые надо решить, о критериях, которым надо отвечать, о стандартах, которые надо удовлетворить, о дефицитах, которые надо преодолеть, но импульс дан именно в этом направлении.

Европа также изменяет свое видение Украины. Незнание, которое я чувствовал в США 15 лет тому назад, было так же распространено и в Европе – может, не в таком объеме, но близко к этому.

Сегодня все стремительно меняется и образ Украины как нормального европейского государства постепенно становится преобладающим. И в этом не только обнадеживающая перспектива для Украины, но и более широкая сфера, более широкая перспектива.

Я глубоко убежден, действительно убежден, я стратегически убежден, что поскольку Украина движется в Европу, империалистическая возможность для России закрывается навсегда, и у России тогда будет только одна возможность – следовать примеру своего старшего брата.

И это очень отрадная и серьезная перспектива, поскольку, наконец-то, у России нет выбора, если посмотреть на огромное пространство России и его демографический кризис, возрастающую силу восточных соседей.

Если Россия не пойдет в Европу, сбудется другая перспектива, которую когда-то описали аллегорически, но в которой есть угрожающее географическое определение: "Европа до Урала".

Помните генерала де Голля, когда он говорил о Европе до Урала? Он не предлагал, чтобы Россия была разделена, он имел в виду только Россию в Европе.

Россия в Европе до Владивостока может стать хорошей возможностью для России, но если она ее не воплотит, россияне окажутся перед угрожающей неуверенностью в будущем.

Ведь Украина, в определенном понимании, предлагает не только урок, но и перспективный путь для России, дорогу, которую – все мы на Западе будем надеяться – Россия пройдет. Так как это было бы в интересах расширенного Запада, если Россия вовремя стала бы ближе и глубже ассоциированной с Западом.

Украина бросает весомый геополитический вызов всем нам, но я считаю, что на этот вызов мы можем смотреть сегодня, вскоре после украинских выборов и, в частности, из-за результатов этих выборов, с все большим оптимизмом.

С английского перевела Ирина Туз.

Организатором мероприятия выступил "Центр исследования отношений США-Украина" под руководством В. Зарицкого.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде