Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Обходной газопровод – пока только сказка

Среда, 25 октября 2000, 19:51
Анонсируемое едва не каждый день строительство газопровода в обход Украины пока только громкий миф. Сбудется он или нет – неизвестно, сейчас еще не только не создан консорциум для сооружения трубы – нет даже технико-экономического обоснования того, что эта задумка будет выгодной. Подробности самой громкой истерии осени 2000 года в интервью УП рассказал Серж Бувье, представитель генеральной дирекции компании "Газ де Франс", которая наряду с "Газпромом" и еще тремя компаниями изучает возможность строительства обходной трубы.

В соответствии с замыслом "Газпрома", труба-смычка по территории Польши и Словакии (пунктирная линия) должна соединить первую, уже построенную ветвь газопровода "Ямал-Европа" (проходит по землям России, Белоруси и Польши в Германию), с южным газопроводом, по которому идет основной российский газ в Европу через Украину. На выходе украинская газотранспортная система дает 290 миллиардов кубометров газа в год. Сейчас по трубе прокачивается порядка 110 миллиардов кубометров топлива "Газпрома".
Примечание. На карте обозначена только часть газотранспортной сети


"Решение о создании или не создании консорциума по строительству обходной трубы будет принято только по результатам технико-экономического обоснования ", - в этом, по мнению г-на Бувье, самый главный момент. "Сегодня мы имеем лишь проект сооружения газопровода. Консорциум компаний, которые примут участие в строительстве, еще не создан. В настоящий момент стороны решили приступить только к технико-экономическому обоснованию", - сообщил УП Серж Бувье, руководитель киевского офиса компании "Газ де Франс" во время его последнего посещения Киева. По его словам, "Газпром", "Рургаз", "Винтерсхаль", "Снам" и "Газ де Франс" не подписывали в Москве на прошлой неделе никаких договоров, кроме решения приступить к изучению обоснования. Не принято решение также, какие доли стороны будут иметь в этом проекте.

"Когда к нам обращаются с предложениями, мы изучаем все проекты", - сказал Серж Бувье. "Исходя из тенденции роста потребления газа в Европе встает вопрос и диверсификации источники его поступления. Действительность сейчас такова - весь российский газ, который получает Франция, идет транзитом через Украину".

В то же время, по словам г-на Бувье, он не помнит, чтобы во Франции были проблемы с недостачей газа. Топливо компания получает на границе с Австрией и Германией. "Если возникают какие-то вопросы, мы обращаемся к "Газпрому". К Украине мы в этом случае никаких претензий не имеем. И мы хотим, чтобы Москва и Киев сами разобрались в своих проблемах. Что касается "Газпрома", то это очень надежный партнер, с которым мы сотрудничаем уже четверть века".

В то же время представитель "Газ де Франс" признал, что компания изучает любые пути поставок газа. По его словам, сейчас украинские газопроводы не загружены полностью. Но, в то же время, "чем больше у страны источников поставок энергоносителей, тем более она независимая", добавил он.

Еще одна проблема в сооружении обходного газопровода – политические составляющие. "Кроме ТЭО, надо подписать договора с транзитными странами". "Сначала поляки сказали категорическое "нет", потом они признали, что ЕС, поддержавший инициативу увеличения поставок газ, такой же стратегический партнер, как и Украина. И поляки, как и украинцы, понимают, что транзит газа хорошо оплачивается".

Что касается изучения самого технико-экономического обоснования, то оно может занять не менее нескольких месяцев. Неизвестны ни объемы прокачки газа по пока только мифической магистрали, ни стоимость проекта. "На сегодняшний день ТЭО еще вообще не начиналось, - пояснил г-н Бувье. - На практике время от разработки технико-экономического обоснования до введения трубы в действие занимает несколько лет. Не меньше года, это уж точно".

На вопрос о том, может ли "Газ де Франс" вместо сооружения обходной трубы принять участие в приватизации украинских газопроводов, г-н Бувье напомнил: "Мы рассматриваем любые предложения". Но сначала Украина должна принять соответствующий закон о приватизации. "Вы должны отрегулировать в законах, какая вообще цель Украины, какова задолженность предприятия и что должен погашать инвестор, какие у него гарантии по закону, возможен ли вывоз доходов за рубеж".

Представитель "Газ де Франс" также не считает нереальными цифры оценки украинской газотранспортной системы. "Она может стоить и 26 миллиардов, и в два раза меньше. Все зависит от того, по какой методике оценивать и что при этом учитывать". Относительно варианта концессии, то ее, по словам Сержа Бувье, можно применять в странах с развитой законодательной базой.

В стане украинских чиновников нет однозначного мнения, что делать с украинской трубой. Во вторник министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов сообщил, что правительство более глубоко проработало вариант концессии. А, напомним, в парламенте группа народных депутатов подготовила законопроект о приватизации 49% украинской газопроводной системы с закреплением контрольного пакета за государством. В таком случае г-н представитель "Газ де Франс" прав – Украина должна определится, чего она вообще хочет.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования