Оппозиция в Украине вновь обрела дар речи

Вторник, 22 мая 2001, 12:21
En Ukraine, l'opposition a Koutchma retrouve son mot a dire

В этот период недовольства существующим порядком "Клуб Прессы", разместившийся в здании непонятного серого цвета, представляющий собой нечто среднее между кафе и залом для прессы, превратился в настоящий улей. Там встречаются, обмениваются информацией, иными словами, общаются те, кого в Киеве считают журналистами, порвавшими с официальным конформизмом. Именно здесь самые целеустремленные из них решили создать "Свободное пространство", первую ассоциацию, неконтролируемую властями, полностью подчинившими себе единственный профессиональный союз журналистов.

После двух очень суровых лет, когда пресса подвергалась жестоким гонениям, настроения в журналистских кругах постепенно начинают меняться. Без журналистов, вероятнее всего, не было бы дела Гонгадзе, скандала, связанного с убийством молодого журналиста и бросившего тень на президента Леонида Кучму. "Именно журналисты первыми опознали обезглавленное тело, обнаруженное в лесу, неподалеку от Киева. Тогда прокуратура говорила, что речь идет о трупе двухлетней давности", - вспоминает Юлия Мостова, ведущий журналист еженедельника "Зеркало недели", где публикуются самые критичные статьи. "С тех пор они почувствовали, что им предстоит сыграть определенную роль, и некоторые даже нашли в себе силы, чтобы спорить со своим руководством и давать более объективную информацию", - говорит молодая женщина.

Выверенные слова

Подобная смена настроений особенно ощутимо проявляется на таких недавно созданных частных каналах, как СТБ и Новый. Они пытаются отмежеваться от государственного телеканала, полностью контролируемого режимом, и от трех или четырех частных телеканалов, принадлежащих близким к власти олигархам. Репортеры стремятся публиковать информацию как можно более оперативно. Главные редакторы стали применять весьма деликатную форму подачи информации: они предоставляют слово оппозиции, не вызывая раздражения у президента. Налицо явное изменение тона публикаций, однако определенные границы все еще сохраняются.

28-летний ведущий телепрограмм на частном телеканале СТБ Роман Скрипин прекрасно понимает, кого можно приглашать на передачу, а кого нельзя: "Если мы и проявляем такую осторожность, то вовсе не потому, что у нас глупые главные редакторы, а потому что каждое произнесенное мною слово может означать мой или их уход, либо закрытие канала". Все помнят, как в 1999 году с телеэкранов исчезли программы и телеведущие, после того, как на передачи были приглашены известные оппозиционные лидеры.

Репрессии

Украинские власти без всяких церемоний оказывают давление как на местную, так и на иностранную прессу. В любой момент можно ожидать визита налогового инспектора или пожарника, занимающегося выявлением нарушений норм противопожарной безопасности. Судебные иски за клевету сопровождаются огромными компенсациями за моральный ущерб. Непокорные издания могут внезапно лишиться бумаги или печатной техники. Поэтому нет ничего удивительного в том, что среди десятка национальных печатных изданий можно обнаружить лишь два или три оппозиционных издания. Если говорить о радио, то распространение на украинском языке программ некоторых иностранных радиостанций стоило "Радио Континент" лицензии на вещание.

В этих мрачных условиях "Зеркало недели" похоже на вольного стрелка. На протяжении шести лет еженедельнику удавалось выпутываться из весьма сложных ситуаций. "Предприниматели, близкие к властям, пытались нас купить, но мы им объяснили, что они купят ветер, поскольку все журналисты сразу же уйдут создавать новый журнал, - вспоминает главный редактор Володимир Мостовый. - В конце концов, власти оставили нас в качестве витрины для Запада". Поскольку еженедельник выпускается сейчас тиражом в 42 тысячи экземпляров и сокращенным объемом и распространяются только в крупных городах, власти не считают его более опасным, чем частные национальные телеканалы. "Мы обязаны нашей журналистской независимостью нашей финансовой независимости", - говорит Мостовый. Владелец издания, американец украинского происхождения, решил прекратить всю коммерческую деятельность на Украине, чтобы избежать возможного давления. Слишком многие владельцы СМИ являются бизнесменами и не слишком симпатизируют президенту. Но они вынуждены сдерживаться, чтобы не потерять свое имущество и свою свободу.

Перевод Inopressa.Ru

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования