Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Симферополь – город предвыборных несчастий

Понедельник, 28 января 2002, 16:25
Каждый несчастный город несчастен по-своему, а у Симферополя не было бы несчастья, да счастье помогло. Оно в столицу автономии пришло в марте 98-го, причем, в продублированном варианте.

Тогда и в ВР Крыма, и в горсовет было избрано по 30-ти с гаком депутатов-коммунистов. Если в местном парламенте, состоящем из 100 депутатов, только мастерство Грача-политика сделало его фракцию держателем контрольного пакета акций, то симферопольцам повезло больше. 35 большевистских депутатов горсовета из 50-ти – это не только арифметическое, но и квалифицированное большинство, которое на 4 года вперед обеспечило красным зеленую улицу. Да что улицу, целую автостраду.

И вот от этого счастья и берут отсчет все нынешние несчастья Симферополя. С начала года город лихорадят предвыборные страсти такого накала, что грозят сказаться на общем политическом здоровье Крыма. Все началось с формирования Избирательной комиссии Крыма по выборам депутатов в местный парламент. Благодаря "оперативности" киевских законодателей, так и не собравшихся с силами принять новый закон о выборах в Крыму, на территории автономии теперь действуют свои собственные выборные правила.

Одно из них: в отличие от общеукраинской нормы, по которой Избирком должен был формироваться из представителей партий, преодолевших на прошлых парламентских выборах 4%-ный барьер, и фракций, существующих в ВР Украины, в Крыму состав главного координирующего органа на выборах представлял единолично председатель местного парламента, он же главный местный коммунист Леонид Грач.

Естественно спикер, как и любой другой политик, был бы заподозрен в душевной болезни, если бы не воспользовался счастливой возможностью сформировать "свою" избирательную команду. Заявив, что Избирком не резиновый и в него не смогут войти представители всех 35-ти региональных организаций общеукраинских партий, обратившихся к нему с соответствующими заявлениями, Леонид Иванович позволил себе личный выбор.

Он пал на коммунистов, НДП, ПСПУ, Народный Рух, СДПУ(о), Селянскую партию, партию Регионов. Украсили автономный Избирком и представители общественных организаций: Коллегии адвокатов Крыма, Федерации независимых профсоюзов, Совета партизан и подпольщиков Великой Отечественной войны – которых объединяют более чем семейные отношения с коммунистами. Зато в Избирком не попали ни представители Трудовой партии (в которую входит премьер Горбатов), ни блока "За ЕдУ", а партия Регионов получила не того, кого хотела.

Впрочем, крымская ячейка "регионалов" скандалить не стала. Да и что толку? К примеру, более 30 депутатов местного парламента, посчитав, что на момент голосования по составу Избиркома в зале не было необходимого для принятия решения числа депутатов, обратились с просьбой к гаранту "своим указом приостановить незаконно принятое решение и обратиться в Конституционный суд Украины с целью рассмотрения вопроса о соответствии принятого ВР АРК решения конституционным нормам".

Думали, гарант все бросит и начнет строить Грача – полновластного представителя в Крыму самой правильной в стране оппозиции. Не дождались. А теперь, когда Леонид Иванович еще раз просигналил на съезде КПУ о своей бескомпромиссной и даже жертвенной лояльности режиму, который он, борясь за свою нынешнюю власть, называл тогда "антинародным" (Грач предложил уступить свое 11-ое место в избирательном списке КПУ в пользу Потебенько), все его противники на полуострове могут отдыхать.

В результате вместо Избиркома в Крыму теперь действует странная структура, которую многие называют подпольным обкомом, потому что, даже при самом невнимательном подсчете, из 15-ти его членов как минимум 9 (хотя называют и цифру 11) – "люди Грача", скрывающиеся под легендами "представителей партий".

Чтобы обыватели, не дай Маркс-Энгельс, не впали в анархию и не уклонились ненароком от курса самой правильной партии, подобную кадровую работу решено было провести и на уровне главного города автономии. Интрига была до гениальности нахальной.

Трижды мэр Симферополя Валерий Ермак созывал внеочередные сессии горсовета, чтобы успеть до 15 января – последнего, оговоренного законом, срока –сформировать состав территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов горсовета и городского головы. И все три раза эти попытки оказались безуспешными, так как коммунистическое большинство каждый раз дружно не соглашалось с кандидатурами мэра. И не зря.

По закону, если город не смог к сроку сформировать свой избирком, за него эту работу делает вышестоящий совет, в данном случае – Верховная Рада Крыма. А в ней, как известно, коммунист коммунисту зуба не вырвет, потому что все под контролем Старшего партийного Брата.

Все получилось, как было задумано. Легким движением руки Леонид Грач, несмотря на отсутствие в зале симферопольского головы (а именно он, по закону, является единственным субъектом выдвижения кандидатов в члены местного избиркома), предложил проголосовать состав Симферопольского избиркома, письменно предложенный Ермаком. Депутаты почему-то не согласились.

Но потом, как черт из табакерки, выскочило долгожданное мнение секретаря горсовета Александра Дорофеева о том, что нужно заменить кандидатуру председателя комиссии Нины Рябошенко на тоже очень хорошего человека, но, по-счастью, коммуниста Владимира Карлюгу. Не обращая внимания на такую мелочь, как нарушение закона (повторяю, сам мэр отсутствовал, а секретарь горсовета имеет право его заменять только в самых печальных, и даже безысходных случаях), депутаты утвердили состав территориальной избирательной комиссии.

Ермак, отойдя от шока, решил обратиться в суд, так как были "не только полностью проигнорированы права городского головы - единственного субъекта выдвижения кандидатур по составу территориальной избирательной комиссии, но и дана возможность любому проигравшему на выборах кандидату в депутаты горсовета либо в мэры города признать затем через суд выборы в Симферополе недействительными".

Избирателям и кандидатам можно было бы спокойно дожидаться, чем все это закончится, надеясь на наш самый справедливый в мире суд, но игра только начиналась. Вскоре выяснилось, что горсоветовские коммунисты неожиданно разочаровались в своем собственном решении по составу 19-ти симферопольских окружкомов по выборам депутатов крымского парламента.

Что-то у них заклинило на момент голосования, и они допустили в избирательные комиссии совершенно "ненаших" людей. Потом, они, естественно, передумали, но решение уже вступило в законную силу.

То есть окружкомы начали работать и даже успели зарегистрировать определенное количество кандидатов в депутаты ВР Крыма.

Но все знают, что когда нельзя, но очень хочется, то можно. Поэтому фракция коммунистов решила отменить свое же собственное решение, но тут коса нашла на камень. Мэр отказался это подписать, предоставив аргументы о ряде нарушений прав кандидатов и возможности срыва выборов.

Тогда-то и начались основные военные действия. Не в силах преодолеть "вето" мэра (за 4 года фракция коммунистов в горсовете потеряла 3-х своих членов и вместе с этим квалифицированное большинство), они решили бросить в бой главные силы. К Ермаку с предложением подписать незаконное решение обратился… Избирком Крыма, пообещав потом как-то все исправить, чтобы, не дай Бог, закон и обидеть, и не обидеть. Мэр на это не пошел. Обиделись коммунисты. И подключили тяжелую артиллерию.

По городу стали распространяться листовки. В них народ призывали на митинги у горисполкома с тем, чтобы вынести голове общественное порицание. Чтобы заманить народ, был использован самый беспроигрышный метод, авторство которого принадлежит Грачу. Называется он "угрозой криминальной революции" и употребляется в Крыму по всякому случаю: и когда приходит время снять в автономии правительство, неудобное спикеру, и когда просто надо выяснить, почему в кране нет воды.

Не миновала чаша сия и Валерия Ермака. Слово "криминалитет" в связке с мэром в листовках звучало через раз, а заканчивались они, как "если не вернусь из боя, прошу считать меня коммунистом". "Товарищи, - печатно заклинали горсоветовские большевики. - Кому не безразлична судьба нашего города, кто не хочет, чтобы нами руководили бандиты, придем под стены нашего горисполкома и скажем решительное "нет" криминальному беспределу в Крыму. Поддержим коммунистов-депутатов, не дадим на выборах реванша криминальным структурам".

И подпись: Фракция коммунистов-депутатов Симферопольского горсовета.

Не подействовало. Аллах его знает, что творится с нашим обществом. Ведь бандиты уже практически расселись под образами в каждом доме, а народ на митинги, которые проводились дважды, пришел всего в количестве 300 человек. И ведь все для повышения его сознательности сделали. И автобусы к предприятиям подогнали, и плакаты чуть ли ни фабричным способом изготовили. А какие плакаты. Песня! Такие в руках подержать – прикоснуться к высокому искусству. "Мой выбор был Ермак. Теперь он мэр, а я – бедняк" или "Ермак, ты слабое звено".

Справедливости надо сказать, что митинги были хотя и малочисленные, но шумные. Народ громко клеймил позором "криминального мэра", ругался друг с другом и материл милицию, окружившую все подступы к горисполкому. Потом выяснилось, что не все митингующие пришли клеймить Ермака, партия "Союз", к примеру, решила воспользоваться случаем помелькать перед телекамерами со своими фирменными микроавтобусами, плакатами и активистами.

В ответ Ермак, как ни старался демонстрировать дипломатическое спокойствие, однако не смог скрыть обиды. С прочувствованными нотами в голосе, с репликами о том, как все 4 года городской депкорпус сохранял взаимную вежливость, на очередном внеочередном заседании сессии он зачитал "криминальную" листовку ее авторам. Кроме того, он сообщил, что направил письма председателю ВР, премьер-министру, прокурору Крыма и представителю президента в автономии, в котором просит их "принять меры с целью не допущения активизации незаконных и деструктивных сил и превращения процесса в неуправляемый".

Возможно, добило фракцию коммунистов постоянное обращение мэра к их совести. И они, конечно… отреклись от собственного творческого участия в листовочно-издательском процессе. В порыве самобичевания, авторы листовок, подписавшие ее святым именем фракции коммунистов, были даже названы "падалью". Ермак был столь растроган, что попросил повторить нелестную формулировку дважды, сверля глазами из президиума те места в зале, где сидели заклейменные. В общем, все трепетали.

Трогательность момента заставила вспомнить историю города Глупова в изложении Салтыкова-Щедрина, в котором частые драмы с градоначальниками так расшатывали нервы, что "в первом случае, обыватели трепетали бессознательно, во втором – трепетали с сознанием своей пользы, в третьем – возвышались до трепета, исполненного доверия".

Налаженное такими героическими усилиями доверие, впрочем, не изменило ситуации в целом. Отменить решение о составе окружкомов все-таки и в этот раз не удалось. Умные герои тогда решили идти в обход. В юридическом смысле. А по сути это было рационализаторское предложение использовать телегу впереди лошади.
Простым большинством коммунистических голосов (другая фракция – "Справедливость" – всем составом покинула зал) депутаты приняли решение изменить таки состав окружкомов.

Чтобы было понятно, что в результате получилось, можно привести такой пример. Представьте себе, что ВР Украины приняла одновременно 2 закона (а президент оба их подписал): о проведении теледебатов и о невозможности их проведения. Представили? Можно и дальше.

Приходит Юлия Тимошенко на "Интер" с одним законом, а ей предъявляют другой. И оба действующие. Чтобы не нарушить законодательство, принимают единственно возможный выход – пустить Юлю в студию, но поставить за ее спиной Медведчука с полотенцем, которое он должен накидывать ей на рот.

В Симферопольском варианте это выглядит так. В каждой из 19-ти окружных избирательных комиссий теперь 2 состава, и оба законные, потому что действует и прежнее решение (его отменить не удалось), и новое. По старому 53 члена окружкомов работают, заседают, подписывают регистрационные документы кандидатам. А по новому – их законные подписи незаконны, потому что вместо них должны это делать 53 других человека. А, может, они теперь будут творить в четыре руки, вернее, в 212, потому что "плавающих" избиркомщиков теперь 106. А, может, будут вместе отдыхать. В общем, никто теперь не знает, кто настоящий, кто "липовый".

Знает это опять один только Валерий Ермак, и если бы он вдруг решит позабавиться и подпишет "смешное" решение, то из заседаний симферопольских избиркомов можно будет делать новый проект "Последний герой" – кто съест противника, тот и останется на выборной вахте.

Но, судя по всему, Ермак юморить не намерен. Сразу после исторического заседания в интервью журналистам он опять вспоминал закон "О выборах депутатов ВР АРК". Его статья 16 гласит, что горсовет, как орган, образовывающий окружные избирательные комиссии, может изменить их состав.

Но лишь в исключительных случаях: если комиссия или ее отдельные члены нарушили закон; в случае смерти члена комиссии; в связи с его личным заявлением о снятии с него полномочий; в связи с изменением гражданства и т.д. Так как, слава Богу, никто из членов симферопольских окружкомов не покинул сей мир и пределы нашей родины, то их полномочия продолжаются.

Вывод из сказанного мэром напрашивался один. Он новое решение горсовета не подпишет. Но определенно Валерий Ермак перед включенными видеокамерами и диктофонами этого не сказал, ограничившись произнесением ожидаемого "нет" только в ухо автору этой скучной статьи. Зато он рассказал старый анекдот о мучениях Абрама, который не мог уснуть от воспоминаний своего трехрублевого долга соседу Изе. Их облегчила Абрамова жена, постучав Изе в стену и сообщив, что долг он не получит. "Пусть теперь тоже мучается", - заключил Ермак, явно имея в виду своих мучителей-коммунистов.

Конца симферопольской эпопее пока не видно, но пришло время объяснить, из-за чего разгорелся сыр-бор. Список исключенных из составов окружкомов ясно продемонстрировал, что коммунисты решили извести не каких-то там случайных граждан, чья вина лишь в том, что они не разделяют учение Маркса-Энгельса-Ленина. Хотя лидер фракции "Справедливость" в горсовете Виталий Лазуткин считает, что это была "попытка коммунистов сделать все возможное и невозможное, чтобы обеспечить свою победу на выборах".

С ним можно согласиться, но все таки главной целью коммунистов было не столько протащить своих, сколько выдавить чужих. Ведь пострадавшими оказались те члены окружкомов, кто представлял коллективы, поддерживающие явных политических и личных противников Леонида Грача. Их, желающих баллотироваться в Симферополе, оказалось всего четверо. Экс-вице-премьер Крыма Андрей Сенченко, экс-министров финансов Людмила Денисова, депутаты от оппозиции Рувим Аронов и Александр Баталин.
Симферопольские скандалы вокруг низовых избирательных комиссий, конечно, не были бы столь симптоматичными, если бы не предыдущие события с формированием главного крымского Избиркома. Вся картина в комплексе дает основание наблюдателям утверждать, что Киев, не замечающий, через какие пень-колоду готовятся на полуострове отметить праздник демократии, демонстрирует одно. Крымские выборы отданы на откуп коммунистам.

И остается только вслед за мэром Симферополя вспомнить анекдот:

Мужик тормозит возле гаишника:
- Во всех странах перед ямами на дорогах красные фишки ставят - чтобы аварии не было. А почему у вас этого не делают?
- А ты сам откуда?
- Из Германии.
- Границу проезжал?
- Да.
- Большой красный флаг видел? Так вот он на всю страну распространяется.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования